Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель практики: развитие профессиональных компетенций студентов в области планирования, организации и анализа различных направлений, видов и форм внеурочной работы и общения учащихся начальной школы.
Задачи:
1) научиться определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения младших школьников, планировать и проводить внеурочные занятия, мероприятия;
2) овладеть навыками составления конспектов внеурочных занятий и мероприятий;
3) анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий;
4) вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
Профессиональные компетенции, на формирование которых направлен данный вид практики
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
1. Содержание внеурочной деятельности учителя начальных классов
Кроме урока современная школа имеет целый ряд других форм организации обучения и воспитания. К таким формам относятся: домашняя учебная работа, внеурочная работа, внеклассная работа, экскурсии и внешкольная работа.
Внеурочная работа является необходимым звеном в единой системе воспитания школьников. В внеурочное время продолжается целенаправленная работа с нравственного и умственного воспитания школьников. Дети расширяют и углубляют свои представления о развитии природы, общества, науки и техники, узнают больше о своем родном городе или селе, о своей Родине, обо всем огромный мир. В педагогике существуют различные виды организации воспитания: массовые, групповые (кружки) и индивидуальные. Внеурочную работу, по мнению большего количества учителей математики, целесообразно проводить только в сочетании учебных и учительных задач занятия.
Внеурочная деятельность в рамках введения ФГОС призвана вовлекать детей в проектные, творческие, спортивные мероприятия, социально-значимую деятельность, чтобы у ребенка младшего школьного возраста формировалось правильное представление о себе самом, об окружающем мире, чтобы ребенок учился сопереживать, созидать, оценивать и понимать, что такое истинные духовные ценности, нравственные идеалы.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.
Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности:
1. Спортивно-оздоровительное
2. Духовно-нравственное
3. Социальное
4. Общекультурное
5. Общеинтеллектуальное
Задачи:
1. Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций
2. Развитие инициативы и творчества детей
3. Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества
4. Пропаганда здорового образа жизни
Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности: создание оптимальных условий для развития и отдыха детей ; творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности ;психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка; реализация игрового сюжета в деятельности в деятельности детей.
Внеурочная учительная работа тесно связана с учебной деятельностью школьников, и, несмотря на это, представляет собой автономную область учебно-учительного процесса. В этой сфере деятельности школьников отличается большей самостоятельностью, творчеством, индивидуальностью и тому подобное. Важная роль в воспитании учащейся молодежи принадлежит внеурочной работе на математическом материале, которая помогает педагогам воспитывать, развивать творческие способности, активность и самостоятельную деятельность каждого школьника.
Правильно организованная внеурочная учительная работа на математическом материале, требует от учителя тщательной подготовки. во время планирование любого внеурочного учительного мероприятия, занятия учитель должен соблюдать ряд требований: работа должна планироваться в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями учащихся; создать положительный эмоциональный фон; иметь характер математических соревнований, развлечений, игр и многие другие. К организации внеурочной учительной работы на математическом материале можно отнести математические кружки, факультативы, олимпиады.
Такие виды внеурочная работы в большинстве охватывает детей большее количество детей. Поэтому в условиях школ должны проводиться учительные мероприятия по математическим подтекстом. Наиболее интересовать и популярными среди учащихся начальной школы являются математические КВН, «Брейн-ринги», «Поля чудес». Ведь они воспитывают младших школьников настойчивость и самостоятельность, умение работать в коллективе, развитие их творческих способностей и др. Внеурочная работа в свою очередь требует большего разнообразия форм ее проведения, когда будет привлечено еще больше детей и построено на их интересах.
Изучая математику, нужно приложить много усилий и времени. Это трудно, но математика воспитывает у каждого ребенка благоразумие, логичность мысли и способность прогнозировать определенные ситуации заранее, самостоятельность в действиях, умение анализировать и выделять то, что является главным. Внеурочная учительная работа по математике является специфической. В ней встречаются, аксиомы, цифры и теоремы, которые воспитывают определенные навыки, умения, личностные характеристики учеников нужно на общечеловеческих принципах. Они включают в себя помощь друг другу, милосердия, доброжелательности в решении определенных задач. Различные формы внеурочной учительной работы в математическом материале способствуют не только воспитанию, но появлению интереса к математике.
Таким образом, современная начальная школа нуждается в эффективном решение проблемы организации внеурочной учительной работы с младшими школьниками на математическом материале. Важным в такой организации является то, что не только учебный процесс стал для детей овладением определенными знаниями и навыками, без которых они не смогут обойтись в повседневной жизни, но и через внеурочную работу воспитывать в них преодолевать сложные участки в обучении, эстетическое удовольствие от каждого мероприятия, изучать каждый раз что-то новое. Внеурочные формы работы помогают создать в школе атмосферу богатого духовного жизни, способствуют развитию познавательных интересов, потребностей и практических умений. Огромными возможностями обладают внеурочные занятия по воспитанию любознательности, наблюдательности и творческой самостоятельности учащихся. Занятия в математических кружках и клубах, экскурсии математического направления, практические работы воспитывают у детей младшего школьного возраста уважение к труду людей, любовь к природе. В процессе внеурочной учительной работы продолжается нравственное воспитание учащихся, которое осуществляется в условиях благоприятного окружения, в кругу своих сверстников и друзей; возникает возможность воспитания у младших школьников устойчивых жизненных принципов, справедливости, честности с помощью математического материала. Повышению результативности учительной работы в общеобразовательном учебном заведении способствует совершенствованию новых форм работы, поиск новых систем воспитания, внедрения развивающих технологий.
2. Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности и реализацию дополнительных общеобразовательных программ в школе
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - № 12. - С. 19-21.
2. Барышева, Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб.пособ. / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2006. – 205с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов ВУЗов / Д.Б. Богоявленская. - М.: Центр Академия, 2002. – 320с.
4. Большакова, Л.А. Развитие творчества младшего школьника / Л.А. Большакова // Завуч начальной школы – 2002. - № 2. - с. 12-16.
5. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н.К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 2009. – 144с.
6. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 111с.
7. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №4. – с.15-21.
8. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.Ю. Козырева. - Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 2012. - 344с.
9. Луя, О. В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта / О. В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - с.104-106.
10. Максимова, С.В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. Часть 1 / С.В. Максимова. – М.: Русское слово – учебник, 2013. – 56с.
11. Мукина, А.Н. Клубная деятельность как средство развития творческого мышления младших школьников / А.Н. Мукина // Начальная школа. - М., 2008. - №5. - с.47.
12. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013. - № 1. - с.219-226.
13. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2003. - № 3.- с.107.
14. Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 9. - с.13-17.