Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Проанализируйте программу внеурочной деятельности в соответствии с памяткой
АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1. МКОУ Чулымский лицей
В рамках ООП НОО лицея под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Чулымский лицей.
Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования:
- создание условий для успешной адаптации ребёнка в условиях лицейского образования;
- создание благоприятных условий для развития обучающихся;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- учет социального заказа родителей (законных представителей) и приоритетных задач лицейского образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-
нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.
Основные принципы организации внеурочной деятельности обучающихся:
- принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей;
- принцип научной организации;
- принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;
- принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования;
- принцип целостности, непрерывности и преемственности процесса образования;
- принцип личностно-деятельностного подхода;
- принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка);
- принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур;
- принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение;
- принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей.
Формы организации внеурочной деятельности на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений:
- развивающие курсы (предметные и метапредметные);
- научные общества;
- художественные и культурологические студии;
- спортивные секции, соревнования;
- научно-практические конференции (очные и дистанционные);
- интеллектуальный марафон;
- олимпиады (предметные и метапредметные, очные и дистанционные);
- патриотические объединения;
- лицейские сборы, совет лицеистов;
- уроки безопасности;
- фестивали и конкурсы (предметные и метапредметные);
- экскурсии (в т.ч. дистанционные);
- социальные проекты и акции;
- слеты волонтеров;
- классные часы;
- семейные гостиные и праздники.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Специфика лицея как образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, особенности окружающего социума г. Чулыма, определяет комбинированный вариант организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется совместно с организациями и учреждениями дополнительного образования детей, спортивными учреждениями, учреждениями культуры города Чулыма.
Таблицы
Задание 4. Проанализируйте проведенное занятие - заседание клуба, используя памятку.
САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ – ЗАСЕДАНИЯ КЛУБА
I. Общие сведения
Школа МКОУ Чулымский лицей
Класс 2 Б
Количество учащихся: 22
Дата проведения: 11.05.2021г.
Тема «Блокада Ленинграда»
Цель: Обогащение знаний детей о героическом прошлом нашего города – о блокаде Ленинграда.
Данное мероприятие соответствовало: общим воспитательным задачам, уровню развития воспитанников и их возрастным особенностям.
II. Анализ процесса подготовки мероприятия
Мероприятия, посвящённые теме военно-патриотического направления, всегда актуальны при воспитании детей. Данную необходимость диктует сама жизнь. Любой современный ребёнок должен понять, что такое патриотизм. Занятия, направленные на изучение истории России, должны быть интересными для ребенка и проходить в непринужденной и доброжелательной атмосфере.
Само мероприятие было подготовлено при активном участии воспитанников (чтение стихов, танец), с учётом их пожеланий. Активность, самостоятельность и инициатива воспитанников проявилась в разработке сценария мероприятия и поиске дополнительной информации к заявленной воспитателем теме с приобщением родителей группы в поисках материала об участниках блокады Ленинграда, родственниках, участвующих в годы Великой отечественной войны в прорыве блокады.
Для формирования целостных представлений были подготовлены для использования наглядные средства (презентация, видео-фрагменты, вызывающие соответствующие им чувственные выражения).
В целом подготовка мероприятия оказала стимулирующее воздействие на сплочение коллектива воспитанников.
В подготовительный период удалось заинтересовать воспитанников, вызвать у них понимание необходимости и значимости предстоящего мероприятия.
III. Ход мероприятия
Содержание занятия соответствовало поставленным целям; наблюдалось сочетание и индивидуальной работы и работы в малой группе; обучающиеся проявляли познавательный интерес, так они принимали активное участие в обратной связи. Педагог использовал словесные (интерактивная беседа, рассказ), наглядные (демонстрация, иллюстрации), практические методы, соответствующие возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального и личностного развития.
С помощью подготовленного материала воспитанники узнали, что значит блокада, осада, бомбоубежище, эвакуация. Мероприятие проходило в непринужденной обстановке. Воспитанники отвечали на заданные вопросы, опираясь на материал, который они обсудили с родителями. Это свидетельствует о том, что мероприятие «Блокада Ленинграда» имело обучающий, развивающий и воспитывающий характер.
IV. Общий вывод о целесообразности и ценности воспитательного мероприятия
Во время проведения мероприятия удалось наладить хороший контакт с группой и с каждым воспитанником в отдельности. Следует отметить убежденность воспитанников в значимости памяти о жертвах в годы Великой отечественной войны, роли прорыва блокады, моральных качествах ленинградцев.
Цель и задачи, поставленные перед организацией данного мероприятия, достигнуты и реализованы в полном объеме.
Педагогическая ценность проведенного занятия состоит в его воздействии на чувства детского коллектива и каждого воспитанника в отдельности, что является действенным фактором развития патриотического начала и формирования чувства сопричастности.
Воспитатель проявлял: педагогический профессионализм, гибкость, чуткость, отзывчивость, доброту, педагогический такт. Все в совокупности способствовало положительному отношению педагога к воспитаннику, он готов был в любую минуту поддержать каждого ребенка, что сопутствовало усилению личностного начала в каждом ребенке. Эмоциональное состояние педагога поддерживало атмосферу проведения воспитательного мероприятия.
V. Трудности, проблемы, возникшие при подготовке и организации мероприятия
Рекомендации: при показе презентации, стоит убрать автоматический переход слайдов и осуществлять его по мере полного восприятия картинки детьми, кроме этого не должно быть посторонних (т.е. используемых в качестве украшения) анимированных объектов, зашумляющих изображение, а также способствующих рассредоточению внимания.
Конспект заседания клуба
Тема: «Блокада Ленинграда».
Цель: Обогащение знаний детей о героическом прошлом города-героя – о блокаде Ленинграда.
Задачи:
Познавательные:
1. Расширять знания детей об истории Россиии.
2. Расширять и обогащать знания детей о блокаде и о героизме людей, переживших блокаду.
Развивающие:
1. Активизировать словарь детей по теме занятия (осада, блокада, бомбоубежище, эвакуация).
2. Развивать зрительное внимание и умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Посредством музыки и танца вызывать чувство сопереживания и образы героических событий.
Воспитательные:
1. Воспитывать патриотические чувства и гордость за героическое прошлое своего народа.
2. Воспитывать чувство сопереживания, любви и уважения к людям, пережившим блокаду и защитникам города.
3. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к старшему поколению.
Предварительная работа: Заучивание стихов о блокаде Ленинграда и песни «Ладога» (автор текста Богданов П., чтение художественной литературы о войне и блокаде, беседы по картинам о блокаде).
Демонстрационный материал: презентация c фотографиями из жизни блокадного Ленинграда, звуки сирены и метронома, фрагмент «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича, кусочек хлеба, картинки с изображением видов Ленинграда.
Досуг сопровождается презентацией с фотографиями из жизни блокадного Ленинграда:
Ведущая:
Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война. Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый дом.
Сегодня мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить одну нашему городу, раньше он назывался Ленинградом, и его жителям, ленинградцам, во время той страшной и беспощадной войны.
Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города. Это случилось в начале осени (8 сентября).
Посмотрите, на какую фигуру похоже это окружение? (круг, кольцо)
Правильно, так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это окружение называют блокадой. Все дороги, ведущие к Ленинграду, были перерезаны фашистами. Остался только один путь - по воде Ладожского озера.
Началась суровая блокада, которая продолжалась долгих 900 дней, почти два с половиной года.
В первый же день блокады, после одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда: на Бадаевских складах, где хранились запасы продовольствия для города, произошел пожар. Почти все продукты сгорели. Как вы думаете, что случилось с ленинградцами, когда в магазинах не стало продуктов, а привезти их было нельзя, ведь все дороги перегородили фашисты?
Правильно, в Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день (показать). В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.
Помимо голода в блокадный Ленинград пришла другая беда: очень ранняя, холодная зима. Мороз опускался до - 40 градусов. Город остался без тепла и питьевой воды, потому что водопроводные трубы замёрзли. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли воду домой.
Что бы согреться, в комнатах ставили маленькие печки - буржуйки. В них жгли книги, мебель, доски, которые подбирали возле разрушенных бомбежкой, зданий. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья в садах и парках. Они сохраняли их.
В квартирах не было света, люди зажигали керосиновые лампы или просто коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилек.
По улицам перестал ходить транспорт, потому что не было бензина и электричества. Остановившиеся трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы.
Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города. Окна домов ленинградцы заклеивали узкими полосками бумаги. Как вы думаете, почему? Правильно, чтобы осколки стекла при бомбёжке не отскочили и не поранили людей. О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла.
Дети слушают звук сирены.
Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь слышали звук метронома.
Дети слушают звук метронома.
В блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Он напоминал звук биения сердца и как будто говорил людям о том, что жизнь в городе продолжается.
От страшного голода, холода и болезней в блокадном Ленинграде стали умирать люди. Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов, сам переживший блокаду (поэма «Память»).
Дети читают стихи:
Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла.
Висит над Невою морозная мгла.
И если не лает, не воет война –
Глухая, немая стоит тишина.
На той, на опасной в обстрел стороне,
У булочной очередь жмется к стене.
Листовка со строчкою: «Враг у ворот!»
Нацеленный в небо застыл пулемет.
Осколком пробит на часах циферблат,
И время не движется – стрелки стоят,
И очередь тоже стоит и стоит
Угрюмо, как наш ленинградский гранит…
Показать больше