Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Производственная практика обучающихся – это вид учебной работы, основным содержанием которой является выполнение практических учебных, педагогических, творческих заданий в учреждениях, организациях или на предприятиях, соответствующих характеру будущей профессиональной деятельности. Производственная практика входит в состав практики образовательной программы высшего образования и учебного.
Практика мной проходилась в в действующем ГБОУДО г. Москвы "ДТДиМ "Преображенский" .
Директор Коминова Елена Борисовна KominovaEB@edu.mos.ru +7 (499) 161-15-06 +7 (916) 601-84-97 Секретарь Мартюшева Екатерина Александровна +7(499)161-15-06 Адрес электронной почты: preobr@edu.mos.ru
Практика обеспечивает закрепление у студентов теоретических знаний и способствует приобретению практического опыта планирования и проведения исследований процессов обучения дисциплин по профилю подготовки в сфере будущей профессиональной деятельности. Позволяет ознакомиться с различными учреждениями, с передовыми педагогическими и психологическими достижениями. В процессе практики планируется посещение открытых занятий наиболее опытных педагогов и психологов.
Целью производственной практики является первоначальное ознакомление с профессиональной деятельностью педагога-психолога и адаптации к ней.
Задачи практики:
Основной задачей производственной практики является развитие трудовых функций и конкретных трудовых действий педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом.
Практика позволила мне усвоить ранее полученный теоретический материал, научила меня ориентироваться в методических документах, применять правильные методы исследования и анализа и отличать одни от других.
Теоретическую и практическую основу рабочей программы составили: идеи социально-педагогического подхода в профессиональной деятельности учреждений образования (В.Г. Бочарова, А.Б. Мудрик, М.А. Галагузова,); межличностные отношения в вузах (А.А. Бодалев, Т.А. Верѐвкина, Н.В. Тимофеева); социально-педагогические методы и технологии (В.Г. Бочарова, А.Б. Мудрик, В.С. Торохтий); инновационное образование (Е.Д. Чернов, В.Е. Шукшунов).
1. Изучение системы управления, должностных обязанностей профильного специалиста (психолога)
Педагог-психолог "ДТДиМ "Преображенский" – это не медик. В отличие от работающего в клиниках, он не ставит диагнозы и не выписывает пилюли. Вообще, основная задача психолога – уметь вовремя найти проблему в развитии абсолютно психологически здорового ребёнка и устранить её не медикаментозным, а педагогическим методом. В "ДТДиМ "Преображенский" этот человек – связующее звено в цепочке триады «преподаватель-воспитанник-родитель».
Очень важно выстраивание взаимоотношений в учреждении, когда только происходит знакомство и притирка основных участников процесса обучения, когда происходит адаптация к новому коллективу и устанавливается уровень самооценки. Но не менее важна наблюдательная роль специалиста и у старших подростков, когда наступает так называемый «переходный возраст», всем известный своими эмоциональными всплесками и трудностями в поиске «общего языка».
Трудности в учёбе, проблемы с друзьями, ссоры с педагогами и родителями, отсутствие мотивации к занятиям, тревоги и страхи – вот с чем сталкивается психолог дворца творчества.
Многие ошибаются, думая, что должностные обязанности педагога-психолога сводятся лишь к проведению тестов и их диагностике. Это далеко не так. Вот вам список того, что входит в служебные функции специалиста.
Диагностика.
Психологи изучают уровень развития, состояние памяти, способности к мышлению, коммуникативные навыки, эмоциональную составляющую и «рисуют» портрет каждого отдельного воспитанника. Делают они это в группах либо подходят к каждому индивидуально.
В результате психологической диагностики составляется так называемая «группа риска». В неё войдут воспитанники, которым не помешала бы коррекция их поведения, чтобы они «не наломали дров» в дальнейшем.
Коррекционная деятельность.
Это вытекающая из диагностики служебная обязанность специалиста, иначе зачем собирать материал, чтобы просто положить его на полку в кабинете директора и ждать, «когда взорвёт»? Нет, правильный психолог выдаст рекомендации преподавателям, на что обратить внимание и как вести себя с проблемным воспитанником.
Он поговорит с родителями и предложит для ребёнка занятия, которые позволят скорректировать его поведение и разрешат имеющиеся наболевшие проблемы в эмоционально-волевой сфере.
Консультирование.
Это тот должностной функционал, который присутствует и в диагностике, и в коррекции. Знакомить родителей и педагогов с результатами исследований, давать прогнозы, предупреждать о потенциальных трудностях, с которыми можно столкнуться, – всё это входит в ежедневные должностные обязанности психолога.
Просвещение в области психологии.
Это значит вовремя рассказать родителям и учителям о том, что можно и что нужно сделать для комфортного психологического развития ребёнка на отдельных этапах его взросления, чтобы сократить количество обращений с просьбами помочь, когда ничего не получается, – вот задача настоящего доки своего дела.
Хорошее образовательное учреждение обязательно посоветуется со своим штатным психологом, когда требуется подобрать для учащегося подходящую ему программу, если он не справляется с нагрузкой.
А вообще, быть готовым помочь, находясь рядом каждый день, каждую минуту – вот что может и должен настоящий педагог-психолог.
2. Занятие с воспитанниками по профориентации
Мной было подготовлено и проведено мероприятие совместно с руководителем практики для старшеклассников при содействии МПИ.
Тема мероприятия: профориентация «МПИ в прошлом и настоящем».
Цель мероприятия: оказание действенной помощи учащимся в осознанном выборе профессионального пути.
Задачи: формирование у студентов представлений о факультетах и специальностях МПИ, а также требованиях при поступлении. Активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению. Формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
При подготовке мероприятия были учтены особенности коллектива. Заранее мною были подготовлены буклеты с информацией о факультетах ВУЗа и выяснены наиболее интересующие учеников специальности и вопросы. Мероприятие проводилось в течение одного урока. Так как мероприятие носило внеклассный характер, то наиболее уместная его форма, на мой взгляд, – это тематическая беседа. Происходило чередование различных видов деятельности (диалог, индивидуальная работа, акцент – на визуальное восприятие материала).
Учащиеся были информированы о мероприятии посредством объявления на доске, устного уведомления старосты и практикантки.
Мероприятие проводилось с учетом возраста учащихся: в ходе беседы не давалось слишком сложных и трудных для восприятия терминов и выражений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. [Текст] : - М. : 2002. - 448 с.
2. Выготский, Л. С. Собр. Соч.: [Текст] : В 6 т. Т. 3 - М. : Просвещение, 1983.-192 с.
3. Ерофеева, Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей школьного возраста. [Текст] : М., 1986. – 263 с.
4. Каган, М. С. Мир общения [Текст] : Проблема межсубъектных отношений. - М. : Политиздат., 1988. – 69 с.
5. Каган, М. С. Общение и деятельность [Текст] : Философ, науки. - 1975. - № 5.
6. Никитина, Н.И. Методика и технология работы педагога: учеб. пособие для студентов пед.училищ и колледжей / Н.Н.Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 399 с.
7. Шакурова М.В. Методика и технология работы педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учебн. завед. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский цент «Академия», 2004;
8. Шишковец Т.А Справочник педагога. – М.: ВАКО (Педагогика. Психология. Управление.), 2005. – 335 с.