Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Личность Сергея Геннадиевича Нечаева - одного из первых русских революционеров-террористов вызывала и продолжает вызывать отклик у многих историков и публицистов. Данная работа является изучением историографических источников с целью выявления характеристик его личности и оценки его деятельности.
Краткая биографическая справка о С.Г. Нечаеве такова:
Родился в селе Иваново (совр. город Иваново) в 1847 году. В юности стал членом молодёжного кружка, организованного учителем В. А. Дементьевым, был дружен с будущим писателем Ф. Д. Нефёдовым. В 1865 году, вслед за Нефёдовым, перебрался в Москву и начал работать у историка М. Погодина, с которым его свёл Дементьев. Ещё через год Нечаев переехал в Санкт-Петербург, сдал экзамен, получил квалификацию народного учителя и начал работать в одной из церковно-приходских школ на Васильевском острове.
В 1868 году Нечаев стал вольнослушателем в Санкт-Петербургском университете, где узнал о декабристах, петрашевцах и М. Бакунине. Он был под таким сильным впечатлением от революционных идей, что, по его собственным рассказам спал на голых досках и ел только чёрный хлеб, в точности как Рахметов, аскет-революционер из «Что делать?» Чернышевского. Ещё одним сильным эмоциональным толчком к началу его революционной деятельности стала неудавшаяся попытка покушения на императора Александра II, совершённая Д. Каракозовым в 1866 году. Нечаев участвовал в студенческих волнениях в 1868—1869 годах, в создании документа «Программа революционных мероприятий», целью которого была революция и который устанавливал методы и средства организации пропагандистской и подрывной деятельности.
Общение с Бакуниным вылилось в написание в 1869 году «Катехизиса Революционера», который превратился в своеобразную библию для революционеров того времени. В нём был провозглашён террор, как орудие борьбы и как средство достижения цели – социальной революции. Этот манифест привёл не только к многочисленным спорам и расколам в революционном движении, но и к появлению понятия «нечаевщина», которое у многих революционеров вызывало отвращение и ошибочно связывало анархизм с террором.
Уместно здесь будет привести отрывок из «Катехизиса Революционера», который ясно показывает личные убеждения Нечаева: «Революционер — человек обреченный; у него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни имени. Он отказался от мирской науки, предоставляя её будущим поколениям. Он знает… только науку разрушения, для этого изучает… механику, химию, пожалуй, медицину…. Он презирает общественное мнение, презирает и ненавидит… нынешнюю общественную нравственность».
В том же 1869 году Нечаев, пользуясь своими же методами обмана и дезинформации, получил от Н. Огарёва крупную сумму денег на дело революции и основал «Общество народной расправы». Он считал, что мирная пропаганда уже закончена и приближается революция, которую необходимо конспиративно подготовить. Общество, основанное Нечаевым, почти с самого начала попало под надзор Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии по причине увлечения Нечаева всевозможными канцелярскими бумажными доказательствами деятельности. Дело дошло до того, что к моменту судебного процесса революционерам даже не пришлось ни чём признаваться, потому что все доказательства были на руках у стороны обвинения.
Один из членов Общества, студент И. Иванов не подчинился Нечаеву и был убит в ноябре 1869 года самим Нечаевым и другими участниками Общества. После совершённого убийства соучастники его предстали перед судом, а Нечаев бежал в Швейцарию. Позже власти Швейцарии выдали Нечаева России как уголовного преступника. Суд над ним состоялся в 1873 году, его приговорили к каторжным работам, однако после суда с ним обращались как с политическим заключённым и в 1882 году он умер, находясь в Петропавловской крепости.
Таким образом, активная деятельность Нечаева и его сподвижников продолжалась лишь около четырёх лет, однако она вызвала значительный резонанс в российском обществе и продолжительный интерес самых разных деятелей – журналистов, юристов, политиков, обывателей. Суть «нечаевщины» - в энергичном и безапелляционном подстрекательстве людей к восстанию против государственного и сословного строя, при этом методы и самой пропаганды, и восстания сводились к всеобщему насилию. Широкий отклик общественного мнения на процесс над «нечаевцами» связан ещё с тем, что он был первым в России открытым процессом, который осуществлялся согласно новому судебному уставу 1864 года.
Всю историографию по теме «нечаевщины» можно разделить на несколько периодов: дореволюционную (1907 – 1915гг.), советскую (1920 – 1990гг.) и постсоветскую (1991 – 2015гг.).
Дореволюционные историография (1907 – 1915гг.)
Наиболее ранним произведением, описывающим требуемые события, является статья С.Г. Сватикова «Студенческое движение 1869 года: (Бакунин и Нечаев)», опубликованная в 1907 году в №1 Исторического сборника «Наша страна» в Санкт-Петербурге. Автор предельно подробно описывает студенческое движение, отмечая его неизбежность и необходимость. Что касается личности Нечаева, он отмечает его безусловное лидерство, которое было жизненно необходимо этому движению и то, что именно он владел умами студентов, вёл за собой, за своими идеями.
В 1908 году в Санкт-Петербурге выходит двухтомное издание Л.С. Кульчицкого «История русского революционного движения», в котором о личности Нечаева автор высказывает своё собственное наблюдение: «Необыкновенно энергичный Нечаев обладал могучей волей и не останавливался ни перед какими средствами для приобретения власти и влияния; он был по-видимому хорошим, но несознательным гипнотизёром». Автор отмечает, что Нечаев не обладал каким-либо особенным умом или хорошим образованием. Интересна его реалистичная оценка отношений между Бакуниным и Нечаевым, которая откровенно говорит о том, что Нечаев обладал гипертрофированным самолюбием и рассматривал в том числе и Бакунина лишь орудием к достижению своей цели, не останавливаясь ни перед какими методами. Автор указывает намеченную Нечаевым дату всенародного восстания – 19 февраля 1870 года. Автор описывает своё свидетельство о том, что личность Нечаева провоцировала отвращение многих людей, но при этом мыслящие люди отделяли человека от дела революции.
В 1915 году русский юрист, адвокат и писатель К.К. Арсеньев опубликовал сборник своих статей «За четверть века (1871-94)», одна из которых была посвящена «нечаевскому» процессу, в котором он принимал участие в качестве адвоката. Он критикует государственную власть и видит аномалию в том, что судебный процесс был организован правильно, но администрирование его происходило с нарушением всего, что касается уничтожения личной и общественной инициативы. Он рассматривает сам ход нечаевского процесса с точки зрения итогов судебной реформы 1864 года: «…мне пришлось принять участие, в качестве защитника, в так называемом нечаевском процессе – и я увидел воочию, к чему ведут ничем не сдерживаемые и ничем не оправдываемые стеснения и преследования личной и общественной инициативы».
Книга В.Я. Богучарского «Активное народничество семидесятых годов», увидевшая свет в 1912 году - это изучение предпосылок, самого хода и последствий «нечаевщины». Автор в первых же строках своего рассказа убеждённо говорит о том, что «нечаевщина» были лишь эпизодом ранних революционных протестов в обществе, хотя и весьма ярким, но отталкивающим и вызывающим «безусловно отрицательное отношение».
Показать больше