Фрагмент для ознакомления
2
Основная часть
В современных условиях функционирования мировой экономики, интенсификации процессов глобализации, усиления ее инновационной направленности и цифровизации, конкуренция между государствами проявляется не только в сфере производства, но и в сфере образования. Именно сфера образования представляется важнейшим социальным институтом, оказывающим влияние на устойчивое социально-экономическое развитие любого государства. Интеллектуальный капитал, создаваемый сферой образования, является основополагающим фактором, который определяет конкурентоспособность любого государства в мировой экономике и его перспективы развития [3].
Обратимся к сложившимся теоретико-методологическим подходам в педагогике к рассматриваемой проблематике. Проектное обучение в образовательном процессе может рассматриваться с точки зрения следующих подходов: системно-деятельностного, антропологического, аксиологического и компетентностного.
Сущность системно-деятельностного подхода заключается в том, что образовательный процесс представляет собой совокупность «многообразных взаимосвязанных и взаимообусловленных видов деятельности всех задействованных в нем субъектов» [7]. Основные идеи системно-деятельностного подхода рассматривались в работах отечественных исследователей, таких как Э.В. Ильенков, М. С. Каган, П. В. Копнин, В. А. Лекторский, Э. Г. Юдин и др.
Антропологический подход предполагает соотнесение любого знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о природе человека и позволяет проектировать образовательный процесс исходя из ориентации на закономерности развития человека как такового [7]. Основные положения данного подхода разработаны такими учеными, как М. Шелер, М. Бубер, Л. Фейербах, О. Больнов, В. Лох, К. Гиль, Ф. Кюммель, Г. Бройер и др.
С точки зрения аксиологического подхода функционирование всех общественных институтов, в том числе и образовательной системы, основано на проблеме ценностей как средства выявления социальных связей и форм взаимодействия этих социальных институтов. Основные положения данного подхода разработаны В. Дильтеем, М. Вебером, Э. Дюркгеймом, О. Шпенглером и др.).
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [7]. С нашей точки зрения, именно, компетентностный подход наиболее детально раскрывает понятие и сущность проектного обучения в образовательном процессе вузов.
Основными задачами компетентностного подхода в организации образовательного процесса являются следующие [4]:
• во-первых, формирование у обучающихся способности решать самостоятельно поставленные задачи в различных сферах деятельности благодаря использованию собственного социального опыта обучающегося;
• во-вторых, создание условий для формирования у обучающихся познавательных, коммуникативных, организационных навыков и умений;
• в-третьих, анализ сформированности компетенций на конкретном этапе обучения.
Основными представителями данного подхода являются зарубежные и отечественные ученые Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер, Д. Равен, И.А. Зимняя, В.И. Байденко. Актуализация компетентностного подхода в образовании характеризуется тем, что формирование компетенций обучающегося происходит посредством усвоения системы знаний, умений и навыков, а также обретением социального опыта обучающимся, развитием его личности [3; 4; 7].
В образовательном процессе проектное обучение (метод проектов) стал применяться в 20-е годы XX века в США. Основоположник «прагматической педагогики» Дж. Дьюи считал, что проектом может быть любая деятельность, которая направлена на решение какой-либо проблемы, и выполнена группой обучающихся, объединенных общим интересом, способствующая развитию интеллектуального интереса [10].
Современная система высшего профессионального образования претерпевает значительные изменения. Так, в связи с этим перед Российской Федерацией стоит важная цель, обозначенная в майском Указе Президента РФ 2018 года – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования [11].
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ; формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими [12].
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Правительство РФ должно обеспечить достижение следующих показателей [9]:
• количество организаций, осуществляющих технологические инновации, должно увеличиться до 50% от их общего числа;
• ускорить внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
• обеспечить вхождение Российской Федерации в число пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития и в число пяти крупнейших экономик мира [3].
Без подготовки интеллектуального человеческого капитала этих целей не достичь. Таким образом, во главу угла ставится потребность общества в дальнейшем эффективном развитии науки и образования.
В настоящее время не только российский, но и мировой рынок труда диктует все возрастающие требования к компетенциям соискателей для получения работы. Востребованными являются те работники, которые обладают совокупностью таких деловых качеств, как умение работать в команде, стрессоустойчивость, умение решать комплексные проблемы, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рабочей среды, быстро обучаться и т.п.
Совершенно очевидным является то, что помимо профессиональных компетенций в рамках предметной области деятельности, к работникам предъявляются новые функциональные требования, такие, как умение пользоваться современными информационными технологиями, умение проектировать и моделировать и т.д. В связи с этим не вызывает сомнения актуальность введения в высшей школе технологии проектного обучения.
Резюмируя вышеобозначенные подходы, предлагаем авторское определение понятия «Технология проектного обучения в вузе» - это совокупность методов, приемов и способов организации образовательного процесса, направленного на формирование профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся в рамках реализации учебных проектов.
Технология проектного обучения в вузе представляет собой модель организации учебного процесса. Данная технология направлена на создание условий для реализации творческих способностей обучающихся, развитие различных качеств личности обучающихся для удовлетворения профессиональных интересов. Отметим, что учебные проекты представляют собой «площадку», на которой обучающиеся имеют возможность применить теоретические и практические (профессиональные) навыки в условиях, приближенных к реальным [4].
Ниже более подробно рассмотрим опыт реализации технологии проектного обучения в образовательном процессе в ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» (далее – ФГБОУ ВО «МГТУ»).
Показать больше