Фрагмент для ознакомления
2
Инструментарий позволяет оценивать следующие позиции: восприятие коррупции участниками образовательного процесса; готовность нарушить установленные правила; типичные коррупционные поводы; степень распространения отдельных форм коррупции; личный опыт коррупционного взаимодействия; информированность о возможных последствиях и тактике поведения в коррупциогенной ситуации. При этом опросы, как правило, базируются на вопросах двух типов: оценочные вопросы (например, «Как часто студентам вашего факультета приходится сталкиваться с проявлениями коррупции?») и вопросы о личной коррупционной практике (например, «Когда в последний раз Вам приходилось решать проблемы с учебой с помощью неформальных методов?»). Оценочные вопросы не вызывают напряжения у респондентов, и они охотно на них отвечают. Однако сопоставительные возможности полученных с их помощью данных весьма ограниченны. Это связано с большой долей субъективизма, т.к. оценки коррумпированности вузовской среды зачастую тесно взаимосвязаны с доверием к администрации вуза, факультета. В таком случае трудно понять, что является причиной, а что следствием. В свою очередь вопросы о личной коррупционной практике не дают объективной картины, так как по различным причинам респонденты не вполне откровенны при выборе вариантов ответа. Получить объективную картину позволяет экспертная оценка полученных результатов, для чего, как правило, привлекаются профессиональные социологи. Организационно-технологический механизм диагностики, как правило, конструируется с учетом имеющихся у вуза ресурсов. Чаще всего мониторинг коррупционных рисков осуществляют внутренние центры и социологические службы. Такой подход представляется оптимальным, так как позволяет не только привлечь к исследованиям профессиональных социологов, но и снижает степень «закрытости» вузовских процессов для исследователей, так как они сами владеют информацией об организации учебного процесса и имеющихся проблемах.
В рамках мероприятий по минимизации коррупционных рисков и противодействию коррупции наиболее перспективными направлениями являются обеспечение прозрачности вузовской деятельности по всем направлениям; стандартизация и регламентация процессов, отягощенных коррупционными рисками; мотивация всех участников образовательного процесса к добросовестному исполнению своих обязанностей; оперативное пресечение коррупционных действий и минимизация их последствий. Повышению эффективности реализации данных мероприятий может способствовать публичное выражение политической воли руководства, например, официальное закрепление в программных документах намерений администрации вуза бороться с коррупцией и принятие личной ответственности по обеспечению необходимых условий.
Информационно-разъяснительные мероприятия, как правило, персонифицированы в зависимости от категории участников образовательного процесса. Наиболее традиционной формой информирования обучающихся об антикоррупционных стратегиях вузов, возможностях защиты прав и свобод в коррупциогенных ситуациях является размещение информации на стендах, сайтах, в газетах учебного заведения. Кроме того, информирование осуществляется в рамках кураторских часов, собраний с родителями первокурсников, круглых столов, конференций, Международного Дня борьбы с коррупцией. Чуть реже в планах и программах встречаются упоминания о встречах с представителями правоохранительных органов, общественных организаций антикоррупционной направленности. В то же время некоторые инициативы, безусловно заслуживающие внимания, пока не получили широкого распространения. Среди таких инициатив можно выделить, например, специальные памятки, сделанные в виде зачетных книжек «Зачетная книжка без взяток», Памятка родителям первокурсника. Не менее интересен опыт внедрения в учебный процесс различных элементов антикоррупционного образования. Причем, речь идет не только о директивном введении в учебные планы специальностей и направлений подготовки дисциплины по выбору, но и о методическом сопровождении данного процесса.
Воспитательные мероприятия адресованы, в первую очередь, обучающимся. Они тесно связаны с информационно-разъяснительными и, как правило, реализуются в рамках одних и тех же форм. В то же время проведение воспитательной работы позволяет развивать осознанное восприятие/отношение к коррупции, выражающееся в нравственном отторжении коррупционного поведения, коррупционной морали и этики и формировать антикоррупционные стандарты поведения. В ряде вузов созданы интегрированные системы антикоррупционного воспитания, разработаны целевые программы воспитания у вузовской молодежи чувства патриотизма и активной гражданской позиции, большое внимание уделяется развитию студенческого самоуправления с постепенным усилением реального влияния студентов на учебный процесс. Как показывает опыт, вовлекая студентов в общественно-значимую деятельность, организуя интересные площадки для обсуждения проблем распространения коррупции в приемлемом для студентов формате, администрация вуза приобретает надежных союзников в борьбе с коррупцией.
Практика целенаправленного формирования имиджа вуза «без коррупции» не так широко распространена, хотя отдельные его составляющие (например, принятие профессионально-этических кодексов, кодексов корпоративной этики) стали обычной практикой. В большинстве случаев такие кодексы представляют собой официальный документ, в котором содержится описание основных корпоративных ценностей и принципов вузовского сообщества, положений корпоративной этики и служебного этикета, традиций, ритуалов, церемоний, ответственность за нарушение норм кодекса. В то же время в рамках антикоррупционной деятельности более эффективным может оказаться отход от административного подхода, при котором Кодекс - документ небюрократического назначения, он не сосредоточен на внешнем контроле и санкциях. При таком подходе имеют место факты объединения и сплочения на антикоррупционных позициях честных преподавателей и студентов вуза.
Для презентации антикоррупционных стратегий в первую очередь вузами используются собственные сайты, реже средства массовой информации, как печатные, так и электронные. К подобной презентации в самом общем виде можно выделить два подхода. Если в первом случае речь идет о декларации целей антикоррупционной политики и планируемых действий по их достижению, то во втором акцентируются скорее результаты антикоррупционной работы. При этом второй подход представляется более перспективным, так как он позволяет привлечь участников образовательного процесса к активному участию в антикоррупционных мероприятиях.
В целом, большинством российских вузов ведется работа по профилактике и пресечению коррупционных нарушений. В то же время ее исключительно административный, а иногда и просто формальный характер, оторванность от общей стратегии образовательного учреждения пока не позволяют достигнуть желаемых результатов. В ряде случаев накоплен положительный опыт по регулированию, демократизации, повышению прозрачности вузовских процессов, который, безусловно, может быть широко внедрен. В то же время следует помнить, что преодоление коррупции не может быть разовой кампанией. Залог успеха антикоррупционной политики в ее научной обоснованности, последовательности и системном характере мероприятий.
Выводы
Прохождение производственной практики является важным элементом учебного процесса по подготовке специалиста в области юриспруденции.
Основными задачами производственной практики являются:
- получение практического опыта работы в качестве юрисконсульта.
- улучшение качества профессиональной подготовки.
- воспитания специалиста в духе уважения к закону.
- закрепление полученных знаний по общим и специальным правовым дисциплинам.
- проверка умения студентов пользоваться законодательством.
Широкий охват отраслей Российского права, с которыми мне пришлось сталкиваться на практике, позволил мне усвоить изученный теоретический материал, полученный на занятиях в институте.
Я освоила азы применения норм Российского права на практике, поняла, как работают некоторые законы, подзаконные акты, которые мне были непонятны, осознал их значимость в практической деятельности.
В ходе прохождения практики мною достигнуты поставленные цели и задачи, а так же собрана необходимая информация, на основе которой был составлен данный отчет.
Теоретические знания, полученные в период обучения на кафедре гражданского процессуального и предпринимательского права «Самарского национального исследовательского университетимени академика С.П. Королева» помогли мне при прохождении практики.
Мне практика помогла научиться самостоятельно решать определенный круг задач, возникающих в ходе работы юрисконсульта компании. В частности, я научился составлять некоторые виды гражданско-правовых договоров, анализировать их содержание и их форму.
Я поняла, что на практике будет востребована основная часть знаний, полученных мной на занятиях.
Я осознала, что в настоящий момент, время быстрого обновления законодательной базы, нельзя недооценивать значения электронных информационных систем, таких как правовая система «Гарант».
Также большую помощь в решении поставленных задач оказала мировая сеть Интернет, в которой можно в настоящее время найти множество полезной информации в области права, а также, которая является средством деловой электронной переписки.
Программа производственной практики выполнена в полном объеме.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Административное судопроизводство [Текст] : учеб. для студентов высш. учеб. заведений по направлению "Юриспруденция" (специалист, бакалавр, магистр). - М..: Статут, 2016. - 559 с.
2. Арбитражный процесс [Текст] : учебник. - М..: [Городец], 2017. - 735 с.
3. Грицай, О. В. Защита гражданских прав в исполнительном производстве [Электронный ресурс] : [учеб.-метод. пособие для вузов]. - Самара.: Самар. ун-т, 2015. - on-line
4. Михайлова, Е. В. Альтернативное разрешение споров [Электронный ресурс] : [учеб. пособие для бакалавров и магистров]. - Самара.: Самар. ун-т, 2015. - on-line
5. Михайлова, Е. В. Международный коммерческий арбитраж [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - Самара.: Изд-во "Самар. ун-т", 2015. - on-line
6. Михайлова, Е. В. Третейское разбирательство гражданских дел как альтернативный способ защиты прав [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов. - Самара.: Самар. ун-т, 2013. - on-line
7. Решетникова, И. В. Гражданский процесс [Текст]. - М..: Норма : ИНФРА-М, 2017. - 303 с.
8. Улизко, Т. А. Виды гражданского и арбитражного судопроизводства [Электронный ресурс] : [учеб. пособие]. - Самара.: Изд-во Самар. ун-та, 2018. - on-line