Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1: Реализовать Программу знакомства с образовательной организацией
Опросник для беседы с завучем по начальной школе.
Информация, которую вы предоставляете нам в этой анкете, является конфиденциальной. Ваших ответов не увидит никто, за исключением исследователей из департамента образования Луизианы. Отчеты сформируются на основе данных, суммированных на уровне школы, и ни один человек не будет идентифицирован как источник тех или иных сведений. После того, как информацию из анкет введут в компьютер, она будет уничтожена. Полная конфиденциальность гарантируется. Очень важно, чтобы вы были искренними в своих ответах.
Ответьте на следующие вопросы или выразите свое отношение к утверждениям, обведя в кружок номер справа из наиболее подходящего варианта. На каждый вопрос может быть дан только один ответ!
1. Как долго вы проработали директором (включая другие школы)?
Это мой первый год – 1
2–4 года – 2
5–9 лет – 3
10 лет и более – 4
2. Как давно вы работаете директором конкретно в этой школе?
Это мой первый год – 1
2–4 года – 2
5–9 лет – 3
10 лет и более – 4
3. Какую формальную подготовку вы получили?
Степень бакалавра – 1
После окончания вуза я еще некоторое время учился, но степень магистра не получил – 2
Степень магистра – 3
После получения степени магистра прошел дополнительное обучение, но докторскую степень не получил – 4
Докторская степень – 5
4. Сколько дней вы отсутствовали на работе в этом учебном году?
1 или 2 дня – 1
3 или 4 дня – 2
5 или 6 дней – 3
7 или 8 дней – 4
9 или более – 5
5. Что вы чувствовали по поводу своего назначения в эту школу до того, как впервые пришли сюда?
Большую радость – 1
Был доволен – 2
Не испытывал ни отрицательных, ни положительных эмоций – 3
Не слишком доволен – 4
Очень недоволен – 5
6. Какова общая репутация этой школы среди сотрудников образования, которые в ней не работают?
Одна из лучших – 1
Выше среднего – 2
Средний уровень – 3
Ниже среднего – 4
Плохая – 5
7. Можете ли вы сказать, что ваша школа обеспечивает своим сотрудникам безопасную атмосферу?
Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5
8. Если члены педколлектива испытывают проблемы с дисциплиной, вы и другие сотрудники администрации обеспечиваете им поддержку и помощь, в которых они нуждаются.
Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5
9. Ваша школа обеспечивает ученикам безопасную среду.
Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5
10. Большинство проблем с дисциплиной решаются на уровне класса.
Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5
11. Ваша школа является безопасным местом для работы и учебы.
Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5
12. В школе постоянно следят за исполнением установленных правил дисциплины.
Абсолютно согласен – 1
Согласен – 2
Не знаю – 3
Не согласен – 4
Абсолютно не согласен – 5
13. Какой уровень средней успеваемости можно ожидать от учеников вашей школы?
Гораздо выше национальных норм – 1
Слегка выше – 2
Примерно на уровне национальных норм – 3
Слегка ниже – 4
Гораздо ниже – 5
14. Какой процент детей, по вашим прогнозам, пройдет обучение в старших классах?
90% или более – 1
70–89% – 2
50–69% – 3
30–49% – 4
Менее 30-ти – 5
15. Какой процент, по вашим прогнозам, поступит в колледж?
90% или более – 1
70–89% – 2
50–69% – 3
30–49% – 4
Менее 30-ти – 5
16. Сколько из учеников вашей школы способны учиться на пятерки и четверки?
90% или более – 1
70–89% – 2
50–69% – 3
30–49% – 4
Менее 30-ти – 5
Результаты
Изучение практики управления образовательным процессом в начальных классах (в деятельности заместителя директора) показало, что знания, умения, методы работы, сформировавшиеся у большинства руководителей в прежних условиях, становятся недостаточными для решения новых задач, стоящих перед школой. Наблюдается проявление отдельных эффективных действий опытных заместителей директора и отсутствие их структурирования, сведения в технологическую систему, учитывающую специфику I ступени начального общего образования.
В аналитической деятельности преобладает констатация фактов, а не вскрытие причин получаемых результатов. Выявленные причины не всегда подкрепляются адекватными управленческими мерами. Недооценивается роль мониторинговых процедур в изучении образовательного процесса. Во многих школах отсутствует специальный блок действий по организации преемственности между начальным и средним звеньями обучения.
Имеет место формальный подход к оценке деятельности педагогов, так как не сложилась система в получении информации о результатах труда, не учитываются показатели обученности и воспитанности их учеников, конкретные условия работы учителя и его индивидуальные возможности. Нередко курирование начальных классов, как функциональная обязанность, поручено заместителю, недостаточно знающему особенности I ступени начального общего образования и ориентирующемуся лишь на свой опыт в работе со средним звеном. Проходят годы, прежде чем он выработает необходимую технологию деятельности.
В массовой практике наблюдается проявление отдельных эффективных действий опытных заместителей директора школы в управлении образовательным процессом в начальных классах и отсутствие их структурирования, сведения в технологическую систему, учитывающую специфику объекта управления и происходящие в нем изменения, связанные с динамично развивающимися социально-экономическими условиями.
Выявлен недостаточный уровень владения педагогами исследовательскими умениями, имеет место однообразие методов и форм внутришкольного контроля, формальный подход к анализу деятельности педагогов (отсутствуют обоснованные параметры диагностики, характеризующие развитие образовательной среды в начальных классах; система в получении информации, необходимой для принятия адекватных управленческих мер; наблюдается отрыв оценки результатов деятельности учителя от уровня обученности и воспитанности его учеников; не учитываются конкретные условия работы педагога, его индивидуальные возможности).
Недооценивается значимость мониторинговых процедур в изучении образовательного процесса, личности младшего школьника. Во внутришкольном управлении слабо проявляются или не проявляются признаки его гибкости, быстрого реагирования на изменение ситуации, так как отсутствуют механизмы, обеспечивающие непрерывное поступление информации об итогах деятельности педагогов начальных классов и уровне развития их учеников в обучении, позволяющие не только своевременно обнаруживать отклонения от запланированных результатов, но и вносить коррективы в функционирование и прогнозировать развитие образовательного процесса.
Технология деятельности заместителя директора школы по управлению образовательным процессом в начальных классах дает возможность:
• вести динамический мониторинг, позволяющий с помощью системы диагностики следить за состоянием и развитием адаптивной образовательной среды, вносить коррективы в функционирование и развитие образовательного процесса на основе анализа данных изучения и самоанализа деятельности педагогов;
• управлять качеством образовательной подготовки младших школьников, осуществляя личностно-ориентированный подход, развивая у них навыки самоуправления усвоением обязательного образовательного минимума, общеучебных умений и навыков;
• организовывать на всех уровнях профессиональную учебу педагогов начальных классов с учетом данных диагностики образовательного процесса, его результатов и личностных качеств педагогов;
• развивать исследовательские, рефлексивные умения учителей начальных классов, формировать профессионально-нравственную самооценку;
• обеспечить взаимодействие и взаимосвязь педагогов I и II ступеней образования;
• проводить экспертную оценку труда педагогов начальных классов по конечным результатам деятельности.
В основу результативности управления образовательным процессом I ступени начального общего образования положены критерии, которые как конечные результаты, определяют эффективность управленческой деятельности:
• сформированность знаний, умений и навыков младших школьников в соответствии с требованиями программ начального обучения (обученность),
• сформированность ведущих нравственных качеств личности (воспитанность),
• качество образовательной подготовки (уровень сохранения качественной успеваемости при переходе на II ступень образования),
• развитие интеллектуальных качеств в соответствии с зоной ближайшего развития (динамика развития учебных возможностей учащихся).
Технология деятельности заместителя директора школы по управлению образовательным процессом в начальных классах дает возможность:
• вести динамический мониторинг, позволяющий с помощью системы диагностики следить за состоянием и развитием адаптивной образовательной среды, вносить коррективы в функционирование и развитие образовательного процесса на основе анализа данных изучения и самоанализа деятельности педагогов;
• управлять качеством образовательной подготовки младших школьников, осуществляя личностно-ориентированный подход, развивая у них навыки самоуправления усвоением обязательного образовательного минимума, общеучебных умений и навыков;
• организовывать на всех уровнях профессиональную учебу педагогов начальных классов с учетом данных диагностики образовательного процесса, его результатов и личностных качеств педагогов;
• развивать исследовательские, рефлексивные умения учителей начальных классов, формировать профессионально-нравственную самооценку;
• обеспечить взаимодействие и взаимосвязь педагогов I и II ступеней образования;
• проводить экспертную оценку труда педагогов начальных классов по конечным результатам деятельности.
В основу результативности управления образовательным процессом I ступени начального общего образования положены критерии, которые как конечные результаты, определяют эффективность управленческой деятельности:
• сформированность знаний, умений и навыков младших школьников в соответствии с требованиями программ начального обучения (обученность),
• сформированность ведущих нравственных качеств личности (воспитанность),
• качество образовательной подготовки (уровень сохранения качественной успеваемости при переходе на II ступень образования),
• развитие интеллектуальных качеств в соответствии с зоной ближайшего развития (динамика развития учебных возможностей учащихся).
Задание 2: Изучение системы планирования учителем начальных классов работы по обучению школьников.
Планирование работы – это трудоемкая работа в деятельности учителя и его подготовке к занятиям. Оно подразумевает деление на два вида: работа по календарно-тематическому планированию и проектная подготовка на каждый урок, – это поурочное планирование. Основными документами, на которые опирается учитель в течение своей деятельности, являются учебный план школы и отдельная программа учебного предмета.
Перед работой учитель согласно положенным часам распределяет программный материал на весь учебный год и приступает к формированию календарно-тематического планирования. Для этого педагог использует специальную брошюру с программами, применяемыми к определенным предметам и примерным делением часов на конкретную тему курса. Тематическая расчасовка может быть изменена при помощи учителя по его усмотрению.
Тематическое планирование служит для отображения материала любой темы небольшого раздела программы и распределяется согласно урокам. В БУПе прописаны темы каждого урока, виды планируемых практических работ, домашнее задание, контрольные работы.
Тематическое планирование условно может подразделяться на:
1. Нумерацию урока по теме.
2. Тематику урока и форму его проведения.
3. Цели и задачи урока.
4. Используемые методы.
5. Межпредметные связи.
6. Практическую часть (под руководством учителя).
7. Самостоятельную работу учащихся.
8. Визуализацию.
9. Домашнее задание.
Следующим звеном в работе учителя считается поурочное планирование. Оно позволяет точно проследить структуру урока, тему, цели, формы работы и его содержание.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, А.К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: Учеб. для студентов пед. вузов / А.К. Аксенова, С.Ю. Ильина. - М.: Просв., 2011. - 335 c.
2. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.С. Бахмутова, Е.К. Калуцкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 274 c.
3. Бахрамов, Ю.М. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие / Ю.М. Бахрамов, В.В. Глухов. - СПб.: Планета Музыки, 2010. - 256 c.
4. Бахрушин, Ю.А. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие / Ю.А. Бахрушин. - СПб.: Планета Музыки, 2013. - 256 c.
5. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - СПб.: Лань, 2014. - 512 c.
6. Блинов, В.И. Методика преподавания в высшей школе: Учебно - практическое пособие / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 315 c.
7. Вольхин, В.В. Обучение техникам живописи. Теория и методика преподавания в художественной школе: Учебное пособие / В.В. Вольхин. - СПб.: Планета Музыки, 2014. - 160 c.
8. Галямова, Э.М. Методика преподавания технологии: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 176 c.
9. Геронимус, Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом / Т.М. Геронимус. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009. - 336 c.
10. Гусев, Г.П. Народный танец: методика преподавания: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Г.П. Гусев. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 608 c.
11. Гусев, Г.П. Народный танец: методика преподавания / Г.П. Гусев. - М.: Владос, 2012. - 608 c.
12. Денисенко, В.И. Обучение техникам живописи. Теория и методика преподавания в художественной школе / В.И. Денисенко, О.В. Ратиева. - СПб.: Лань, 2014. - 160 c.
13. Иванова, Л.Ф. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова; Под ред. Л.Н. Боголюбов. - М.: Дрофа, 2008. - 606 c.
14. Иванова, М.Е. Мы играем в английский! Методика преподавания: Из опыта работы репетитора английского языка с дошкольниками и младшими школьниками / М.Е. Иванова. - М.: Перо, 2011. - 142 c.
15. Кавун, И.Н. Методика преподавания арифметики в начальной школе / И.Н. Кавун, Н.С. Попова. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 417 c.
16. Калиниченко, А.В. Методика обучения обыкновенным дробям детей с нарушениями в развитии: методика преподавания, планирование, конспекты уроков: Пособие для учителя / А.В. Калиниченко. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 236 c.
17. Калинченко, А.В. Методика обучения обыкновенным дробям детей с нарушениями в развитии: методика преподавания, планирование, конспекты уроков: пособие для учителя / А.В. Калинченко. - М.: Владос, 2013. - 236 c.
18. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: Учебник для бакалавров / В.Н. Карандашев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 376 c.
19. Кацман, Н.Л. Методика преподавания латинского языка / Н.Л. Кацман. - М.: Владос, 2015. - 239 c.
20. Клепинина, З.А. Методика преподавания предмета "Окружающий мир": Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 336 c.
21. Крюков, В.Ф. Современная методика преподавания дисциплины "Прокурорский надзор" / В.Ф. Крюков. - М.: НОРМА, 2011. - 176 c.
22. Ливенцев, Н.М. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие / Н.М. Ливенцев. - СПб.: Планета Музыки, 2014. - 512 c.
23. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. - М.: Академ. Проект, 2006. - 590 c.
24. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 464 c.
25. Малкин, В.С. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе: Учебное пособие / В.С. Малкин. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 176 c.
26. Мандель, Б.Р. Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях: Учебное пособие / Б.Р. Мандель.. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.
27. Манжелеева, С.И. ВПС: Методика преподавания литературы. Конспект лекций / С.И. Манжелеева. - М.: Приор, 2005. - 80 c.
28. Матвеев, В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие / В.Ф. Матвеев. - СПб.: Планета Музыки, Лань, 2010. - 256 c.
29. Матвеев, В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания / В.Ф. Матвеев. - СПб.: Планета музыки, 2010. - 256 c.
30. Матвеев, В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие / В.Ф. Матвеев. - СПб.: Лань, 2013. - 256 c.
31. Мисаренко, Г.Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.Г. Мисаренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 337 c.
32. Мисаренко, Г.Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: Учебник и практикум для СПО / Г.Г. Мисаренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 337 c.
33. Рабиль, Г.Б. Гимнастика. Методика преподавания.: Учебник / В.М. Миронов, Г.Б. Рабиль, Т.А. Морозевич . - М.: Нов. знание, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 335 c.
34. Роде, П. Режиссура и методика ее преподавания: Учебное пособие / П. Роде, П. Бальо, Р. Крейцер. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 320 c.
35. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для ВУЗов / Н.Н. Ростовцев. - М.: Альянс, 2014. - 256 c.
36. Сосновская, Е.Б. Техникум/колледж (экзамен 2007-2008 год). Методика преподавания природоведения. / Е.Б. Сосновская. - М.: Приор-издат, 2008. - 204 c.
37. Сосновская, Е.Б. Учебник для ССУЗов. Методика преподавания природоведения. / Е.Б. Сосновская. - М.: Приор, 2005. - 208 c.
38. Титов, В.А. ВПС: Методика преподавания русского языка. Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Приор-издат, 2008. - 174 c.
39. Шадрина, И.В. Методика преподавания начального курса математики: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Шадрина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 279 c.