Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Введение ФГОС обеспечивает преемственность между дошкольным образованием, начальной, средней школой и т. д. существенно усиливает роль психологических знаний в содержании и организации образования. А деятельность психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и необходимой.
Чаще всего «вложения» психолога проявляются отсрочено, через какой-то промежуток времени – это тоже необходимо понимать, потому что для перестройки любой системы нужно время.
Педагогическая практика мной проходилась с ______по ______ в МБОУ СОШ №15 имени П.Ф. Сероштана.
Директор МОУ - Садовая Ирина Владимировна.
МБОУ СОШ №15 имени П.Ф. Сероштана работает в режиме учебного заведения с 1935 года, получило статус юридического лица в 2002 году (регистрационное свидетельство Г №861 -02 от 21.06.2002 г.).
Образовательное учреждение имеет лицензию серия 69Л01 №0000509 (выдана 18.04.2014 г.) на право ведения образовательной деятельности, бессрочная, свидетельство о государственной аккредитации серия 69А01 № 0000160, регистрационный номер 65, дата выдачи 11.12.2014 г.
МБОУ СОШ №15 имени П.Ф. Сероштана функционирует на основании следующих документов:
УСТАВ Муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №15 имени П.Ф. Сероштана (новая редакция), 2015
Свидетельство о государственной аккредитации
Лицензия на право ведения образовательной деятельности
За время прохождения практики мной также были изучены документы:
Результаты самообследования за 2018 год
Коллективный договор. Правила внутреннего трудового распорядка
Публичный доклад о работе коллектива МБОУ СОШ №15 имени П.Ф. Сероштана за 2017-2018 учебный год
"О закреплении определенных территорий за муниципальными общеобразовательными учреждениями города Твери"
Муниципальное задание на 2019 год
О структуре и об органах управления образовательной организации
Программа развития МБОУ СОШ №15 имени П.Ф. Сероштана на период 2015-2020 г.
Отчет
Практика мной была пройдена в МБОУ СОШ №15 имени П.Ф. Сероштана, которая расположена в Краснодарском крае Новопокровского района поселка Незамаевского улица Гагарина 1а.
МБОУ СОШ №15 является центром Незамаевскогосельского поселение, в состав которой входит 5 населённых пунктов. В связи с этим в школе обучаются ребята, проживающие на территории всего сельского поселения.
Мной были изучены документы на право ведения образовательной деятельности:
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (оборотная сторона)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (лицевая сторона)
Приложение №1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности
Свидетельство о государственной аккредитации
Приложение №1 к свидетельству о государственной аккредитации
Титульный лист "Коллективного договора"
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
УСТАВ МОУ СОШ №1391.
Также мной были просмотрены административные регламенты:
Административный регламент «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости»
Административный регламент предоставления муниципальными учреждениями услуги «Предоставление информации о порядке проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные (за исключением дошкольных) программы»
Административный регламент «Предоставление информации о реализации в образовательных муниципальных учреждениях программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования...»
Административный регламент «Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, результатах тестирования и иных вступительных испытаний...»
Постановление Администрации города Москвы от 17 февраля 2015 г. N 163 "Об утверждении административного регламента ..."
Учебный план МБОУ СОШ №15 разработан на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, федерального базисного учебного плана, примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования и регионального базисного учебного плана.
Структура классов гимназии
(по состоянию на начало 2019/20 учебного года)
В первые годы школьного обучения традиционно закладываются основы системы воспитания, которую преимущественно реализуют ответственные педагоги начальных классов при содействии педагога-организатора и психолога.
Ключевыми задачами данного этапа является выявление и развитие творческих способностей учащихся, тренировка коммуникативных навыков, расширение детского кругозора, привитие правил социально одобряемого и культурного поведения. Базисом воспитательной работы в начальной школе являются таким формы активности как тематические классные часы, познавательно-развлекательные мероприятия, участие в спортивных секциях и творческих коллективах, простая кружковая деятельность. Ввиду специфики возрастного развития учителям и родителям важно позаботится о том, чтобы участие детей в различных видах внеурочной деятельности носило принудительный, а не добровольный характер — это гарантирует эффективность учебно-воспитательного процесса.
В последние годы реальные затруднения в вопросах внедрения воспитательного компонента вызывает изменение базовых показателей поведения младших дошкольников на фоне прогрессирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности (далее — СДВГ). Согласно последним данным, более 30 % младших школьников в России демонстрируют отдельные проявления характерной симптоматики в разной стадии выраженности.
В школе учащиеся с СДВГ тяжело концентрируются, быстро отвлекаются, испытывают трудности при работе в группе, зачастую избегают выполнения работы. Им необходимо регулярно напоминать о начале работы и контролировать ее выполнение, т.к. многие склонны не завершать начатое задание. На занятиях гиперактивные дети мешают и отвлекают других одноклассников. Для ребят с СДВГ характерна непоседливость, вертлявость, некоторые склонны бродить по классу во время урока. Из-за дисциплинарных и организационных нарушений у гиперактивных детей возникают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами.
Следует отметить, что учащиеся с СДВГ характеризуются пониженной внутренней мотивацией к обучению, отсутствием интереса к выполнению трудных заданий, сниженной усидчивостью и , как следствие, частой потерей рабочего настроя. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. Данные особенности поведения детей диктуют изменение условий взаимодействия учителя и ученика и, конечно же, обусловливают необходимость вводить новое в воспитательной работе школы.
Организуя взаимодействие с гиперактивными детьми, учителю необходимо применять приемы позитивного манипулирования для создания рабочего настроя у ребенка, желательно, с последующей положительной оценкой достигнутых результатов независимо от качества выполненного задания. Пожелание, что в следующий раз получится еще лучше, еще быстрее, стимулирует познавательную активность ученика.
Отличные результаты дают другие виды и формы поощрения учащихся, в частности, школьные награды. Рекомендуемые виды школьных наград: роль помощника учителя, возможность принести что-то из дома, сертификаты и награды, выбор места за партой в классе, дополнительное «свободное» время, хорошая запись в дневнике для родителей, роль библиотекаря в течение учебного дня, первое место в строю и т.д. В свою очередь эффективной дисциплинарной мерой воздействия, которая должна стать базисом воспитательной работы в классах начальной школы при нарушении норм поведения, является лишение права на какое-либо поощрение, возврат ранее заработанных бонусов или изменение вида деятельности. Для этого в работе могут применяться такие формы, как музыкальная шкатулка, счетные табло, цветные билетики. Ответная реакция особенно эффективна в случае агрессивного или импульсивного поведения, при этом не следует допускать «банкротства» ученика, всегда должен быть стимул к наращиванию результатов.
К каждому ученику необходим сугубо индивидуальный подход с определенным набором форм и средств воздействия. Это является главной проблемой при работе с гиперактивными детьми, а именно, отсутствие универсального алгоритма взаимодействия.
Основное репертуарное средство учителя, работающего с гиперактивными детьми, — это ситуативная импровизация, которая должна стать важной частью воспитательной деятельности.
Самых младших учеников на протяжении всего периода обучения в начальной школе приобщают к принципам безопасного, адекватного и культурного поведения в коллективе, осознанию ценности человеческой жизни, здоровья и установок здорового образа жизни, бережному отношению к природе и планете Земля как нашему общему дому, проявлению неизменного уважения по отношению к социальным нормам, семейным традициям, старшим, а также учат трудолюбию, ответственности, уверенности в собственных силах и готовности идти на компромиссы.
Таким образом, независимо от формы и направленности все средства воспитательной работы в школе, направленные на повышение педагогической культуры представителей семей, укрепление взаимодействия школы и семьи, усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию толерантности у детей, являются востребованными, эффективными и остро необходимыми.
План работы педагога - основной документ педагога-психолога помогает структурировать работу, обозначить приоритетные направления деятельности. Документ составляется с учетом регулирующих бумаг и распоряжений методического кабинета. Работа психологической службы в учебных заведениях основана на определенных принципах, задачах и целях.
Форма плана работы педагога психолога по ФГОС имеет четкую структуру и соответствует распоряжениям руководства.
В соответствие с этим документом, план работы оформляется в виде таблицы, где указываются задания и направления деятельности, форма работы, период выполнения и с кем будет проводиться работа.
Назначение деятельности педагога- психолога.
Рис. 1.-Направления деятельности педагога-психолога
Целью деятельности психолога является организация психологического сопровождения детей в ОУ.
К основным заданиям можно отнести:
• проведение психологической оценки социального развития детей в ОУ,
• определение основных трудностей и причины их появления,
• рассмотрение основных методов и способов решения проблем; помощь в преодоление кризисных периодов, решение вопросов по адаптации;
• содействие в духовном и личностном развитии детей в ОУ в каждом возрастном периоде;
• профилактика отклонений социального поведения детей в ОУ;
• проведение социально-просветительской деятельности среди персонала учебного заведения;
• оказание помощи в личностном развитие творчески-одаренным детям, развитие индивидуальных качеств.
Комплект диагностических методик, которые могут использовать в своей работе воспитатели и психологи ОУ.
Реестр утверждается на педагогическом совете.
Изучение системы управления, должностных обязанностей профильного специалиста (психолога).
Педагог-психолог – это не медик. В отличие от работающего в клиниках, он не ставит диагнозы и не выписывает пилюли. Вообще, основная задача психолога – уметь вовремя найти проблему в развитии абсолютно психологически здорового ребёнка и устранить её не медикаментозным, а педагогическим методом. В школе этот человек – связующее звено в цепочке триады «учитель-ученик-родитель».
Очень важно выстраивание взаимоотношений в учреждении, когда только происходит знакомство и притирка основных участников процесса обучения, когда происходит адаптация и устанавливается уровень самооценки. Но не менее важна наблюдательная роль специалиста и в старшей школе, когда наступает так называемый «переходный возраст», всем известный своими эмоциональными всплесками и трудностями в поиске «общего языка».
Трудности в учёбе, проблемы, ссоры с учителями и родителями, отсутствие учебной мотивации, тревоги и страхи – вот с чем сталкивается психолог.
Многие ошибаются, думая, что должностные обязанности педагога-психолога сводятся лишь к проведению тестов и их диагностике. Это далеко не так. Вот вам список того, что входит в служебные функции специалиста.
Диагностика
Психологи изучают уровень развития, состояние памяти, способности к мышлению, коммуникативные навыки, эмоциональную составляющую и «рисуют» портрет каждого отдельного ученика. Делают они это в группах либо подходят к каждому индивидуально.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдульменова З.З. Дидактические игры в воспитании интереса к русскому языку // Начальная школа. – 2008 - №11 – С. 62-64.
2. Акифьева Н.П. Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах. [Электонный ресурс]. URL.:http://www.openclass.ru/node/93147 ( дата обращения 19.09.2017).
3. Алифирова Н.А. Игровые технологии в образовании и воспитании [Электронныйресурс] URL.:http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2012/08/30/igrovye-tekhnologii (дата обращения: 18.08.2016).
4. Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка // Начальная школа. – 2005 - №10 – С.38- 40.
5. Гаврилова О.В. Дидактические игры на уроках русского языка. [ электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkiiyazik/2013/03/25/didakticheskie- igry-na-urokakh-russkogo- yazyka-1-4 klassy ( дата обращения 23.08.2017).
6. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М. Педагогика,2009.
7. Зимина С.М. Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/02/04/osobennosti-igrovoy-deyatelnosti-v-mladshem-shkolnov. (дата обращения 21.01.2016).
8. Канакина В.П. Русский язык 1 кл.: в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013.
9. Канакина В.П. Русский язык 2 кл.: в 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. –М.: Просвещение, 2013.
10. Каптерев П.Ф. Детская педагогическая психология. М., 1999- 206 с.
11. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: Академия развития,1997.
12. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе// Начальная школа.–1997.– №5.
13. Коновалова О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения /О.В Коновалова// Педагогика: традиции и инновации: матер.междунар. науч. конф.-Челябинск: Два комсомольца, 2014- с.35-36.
14. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного исследования. М.: и. Московского университета, 1994.
15. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп.- М.: Академия, 2006. - 608 с.
16. Неткасова И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. Студенческий научный форум.- 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/forum2011/137/1070( дата обращения 17.02.2015).
17. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.-М.: МИРОС-МАИК «Наука/ Интерпериодика», 2000-144 с.
18. Пидкасистый П.И. Педагогика Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608с.
19. Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 5 изд , перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
20. Проценко Н. Л. Дидактические игры на уроках русского языка» (из опыта работы учителя [Электронный ресурс].URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/11/29/didakticheskie-igry-na-urokakh-russkogo-yazyka-iz-opyta(дата обращения 04.05.2016).
21. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения»- М.: Просвещение, 1979- 431 с.
22. Степаненко А.В. Сообщение из опыта работы «Игры как средство активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка» [Электронный ресурс]. URL: http://www.metod-kopilka.ru (дата обращения 18.11.2017).
23. Тюрина М.К. Игра на уроках русского языка // Начальная школа. – 2008 - № С 28-32.
24. Ундзенкова А.В. Русский с увлечением // Сборник занимательных игр и упражнений по русскому языку для занятий с младшими школьниками.
25. Ушинский К.Д. Избранные труды / К.Д. Ушинский. – М.: Дрофа, 2005. – 645 с
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации- 6-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2017- 53 с.
27. Эргашева Л.А. Игры и игровые моменты в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Начальная школа: до и после №2, 2002 с.50-54.
28. Яковлева Е.Н. Обобщение опыта по теме «Формирование познавательного интереса у школьников на уроках русского языка с опорой на педагогические условия организации и проведения дидактических игр как средства обучения» [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/12/03/obobshchenie-opyta-po-teme (дата обращения 17.02.2017).