Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель практики – формирование навыков организации и проведения педагогической и научно-методической деятельности, а также определения направлений инновационного развития образовательного процесса в учреждениях высшего образования.
Задачи практики:
− Изучение нормативно-правового обеспечения и передового опыта организации образовательного процесса в учреждениях высшего образования РФ и зарубежных стран.
− Изучение форм организации, научно-методического обеспечения и проведения образовательного процесса на теоретических и спортивно-педагогических кафедрах учреждений высшего образования.
− Изучение современных образовательных технологий и путей их внедрения в образовательный процесс, форм представления результатов научно-исследовательской деятельности.
Планы-конспекты лекций по методике физической культуры
План-конспект лекции «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»
План
1. Физическая культура – часть общей культуры общества и личности.
2. История развития физической культуры и спорта.
3. Основные компоненты физической культуры и спорта.
4. Физическая культура в структуре профессионального образования.
5. Основы организации физического воспитания в вузе.
1. Физическая культура (ФК) является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры как средство и способ физического совершенствования личности, результат человеческой деятельности. Для развития личности основным стимулом является удовлетворение социально-биологических потребностей человека, среди которых потребность в творчестве и самоутверждении личности лидирует. Наиболее доступным и демократичным путем для их реализации являются занятия ФК.
2. Для физической культуры первобытного строя характерно следующее: создание (зарождение) физического упражнения, т.е. начало обособления их от добывания необходимых для существования людей материальных благ; дважды наблюдался качественный скачок в развитии ФК: в период появления охоты на крупных животных и в период разложения первобытного строя; ФК носила бесклассовый характер – ценности ФК принадлежали всему обществу; можно говорить лишь об элементарной ФК в период первобытного строя. В Древнем мире ФК начала приобретать классовый характер: ее достижения оказались в основном достоянием так называемых свободных граждан, рабовладельцев. В средние века ФК обособляется от трудовой и военной деятельности еще в большей степени. Влияние на физическое воспитание в ранний период феодализма оказывали различные религиозные направления, которые в целом (за исключением буддизма) негативно относились к нему. Однако продолжали развиваться основанные на местных традициях системы физических упражнений, рыцарская система воспитания является одним из ярких примеров военно-физической подготовки феодалов. В период XIV-XVI вв. (эпоха Возрождения) появляются теоретические трактаты писателей, гуманистов, социалистов-утопистов, педагогов, врачей об организации физического воспитания. К середине XVII в. появляются первые попытки введения физического воспитания в режим школьного дня. В XIX-XX вв. педагогические взгляды на физическое воспитание во многом определялись новыми знаниями в области биологических наук, спортивной физиологии, биомеханики. Происходит включение физического воспитания в программу школьного обучения, а также становление немецкой и шведской национальных гимнастических систем. К середине ХХ в. в мире наблюдается интеграция двух основных направлений в физическом воспитании – гимнастического и спортивно-игрового, что свидетельствует о значительном уточнении классификации физических упражнений по их принадлежности к тем или иным видам спорта.
3. Спорт – составная часть ФК, включающая занятия разнообразными физическими упражнениями и игры, выполняемые в условиях соревновательной деятельности со стремлением занимающихся к достижению возможно более высокого результата. Физическое воспитание (ФВ) – направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного, высоконравственного подрастающего поколения педагогический процесс. Физическое развитие – комплекс морфологических и функциональных показателей развития организма человека (масса тела, длина, жизненная емкость легких, окружность грудной клетки, максимальное потребление кислорода), его физических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость и др.) и обусловленных внутренними факторами и жизненными условиями двигательных способностей.
Литература
1. Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов высших учебных заведений: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / И.С. Барчуков, Ю.Н. Назаров, С.С. Егоров и др. - Москва: ЮНИТИ-Дана, 2009. – 429 с.
2. Ильинич В. И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для студентов высших учебных заведений, изучающих дисциплину "Физическая культура", кроме направления и специальностей в области физической культуры и спорта / В.И. Ильинич. - Москва: Гардарики, 2008. - 366 с.
3. Никифорова О.Н., Макарова Э.В. Дисциплина "Физическая культура и спорт" в аграрном вузе (теоретический раздел): Учебное пособие / О.Н. Никифорова, Э.В. Макарова. Москва, 2020. – 142 с.
4. Рубанович В. Б. Основы здорового образа жизни: учебное пособие для студентов вузов. / В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман; Министерство образования и науки РФ, Новосибирский гос. педагогический ун-т, Московский педагогический гос. ун-т. – Новосибирск. - Москва: Арта, 2011. – 254 с.
5. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 5-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007. – 478 с
План-конспект лекции «Общая физическая подготовка в образовательном процессе»
План
1. Средства физической культуры.
2. Классификация физических упражнений.
3. Физические качества, методика их развития.
4. Физическая подготовка и физическая подготовленность.
1. Средства ФК: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена – гигиена сна, распорядок дня, гигиена тела, режим питания, трудовой деятельности, отказ от вредных привычек, гигиена спортивной одежды, обуви, мест занятий). В сочетании с естественными факторами закаливания физические упражнения помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды. Соблюдение в процессе физического воспитания гигиенических правил усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (освещенность, чистота, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.
Литература
1. Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов высших учебных заведений: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / И.С. Барчуков, Ю.Н. Назаров, С.С. Егоров и др. - Москва: ЮНИТИ-Дана, 2009. – 429 с.
2. Ильинич В. И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для студентов высших учебных заведений, изучающих дисциплину "Физическая культура", кроме направления и специальностей в области физической культуры и спорта / В.И. Ильинич. - Москва: Гардарики, 2008. - 366 с.
3. Никифорова О.Н., Макарова Э.В. Дисциплина "Физическая культура и спорт" в аграрном вузе (теоретический раздел): Учебное пособие / О.Н. Никифорова, Э.В. Макарова. Москва, 2020. – 142 с.
4. Рубанович В. Б. Основы здорового образа жизни: учебное пособие для студентов вузов. / В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман; Министерство образования и науки РФ, Новосибирский гос. педагогический ун-т, Московский педагогический гос. ун-т. – Новосибирск. - Москва: Арта, 2011. – 254 с.
5. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 5-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007. – 478 с
План-конспект лекции «Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями»
План:
1. Мотивация при самостоятельных занятиях
2. Организация самостоятельных занятий
3. Управление процессом самостоятельных занятий
4. Самоконтроль и особенности самостоятельных занятий
1. Мотивация при самостоятельных занятиях
Мотивации при самостоятельных занятиях:
1) Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Наиболее сильной мотивацией самостоятельных занятий физическими упражнениями, безусловно, является возможность укрепления здоровья и профилактика заболеваний. Благотворное воздействие на организм физических упражнений известно очень давно и не вызывает сомнений, и в настоящее время его можно рассматривать по двум взаимосвязанным направлениям: - формирование здорового образа жизни и уменьшение вероятности заболеваний, в том числе и профессиональных; - лечебное воздействие физических упражнений при многих видах болезней.
2) Повышение работоспособности. Длительные психологические исследования поведения человека при выполнении работы показали, что снижение производительности труда происходит вследствие его монотонности, однообразия. Непрерывное выполнение умственной деятельности приводит к понижению процента восприятия информации, к большему числу профессиональных ошибок. Кратковременное выполнение специальных физических упражнений для мышц всего тела и зрительного аппарата значительное повышает эффективность релаксации, чем пассивный отдых.
3) Удовольствие от самого процесса занятий физическими упражнениями. В организме человека в процессе занятий физическими упражнениями происходят изменения деятельности всех систем, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. Незаменимым средством их разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций являются определенные виды физических упражнений. Удовольствие от тренировочной работы связано с выделением гормонов надпочечников - адреналина и норадреналина.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Барбашин, В.В. Формирование готовности студентов к самоконтролю в процессе обучения по дисциплине "Физическая культура" в ВУЗе. : монография / В. В. Барбашин. - Саратов : Наука, 2011. - 132 с. 76
2. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие для студ. вузов по дисц. "Физическая культура"; доп. МОН РФ / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - 3-е изд., стер. - М. : Кнорус, 2013. - 240 с.
3. Евсеев, Ю. И. Физическая культура : учебное пособие для студентов вузов / Ю. И. Евсеев. - 9-е изд., стер. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 444 с.
4. Краткий курс лекций по дисциплине "Физическая культура" : учеб. пособие / В. А. Тарасов, О. В. Панина, Т. Г. Шишкина ; ФГБОУ ВПО СГАУ. - Саратов : [б. и.], 2014. - 100 с.
5. Панина, О. В. Самоподготовка студентов по дисциплине "Физическая культура" : учебное пособие для студ. с.-х. вузов по спец. и напр. высшего проф. образ; доп. МСХ РФ / О. В. Панина, В. А. Тарасов, Н. И. Давыдова. - Саратов : ФГБОУ ВПО "Саратовский ГАУ", 2011. - 156 с.