Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что благодаря государственному сектору многим странам удается осуществить масштабные научно-технические программы и сгладить региональные проблемы развития территорий. В данном контексте государственное имущество выступает в качестве инструмента проведения структурной и научно-технической политики. Глобализация мировой экономики ставит перед правительствами суверенных государств задачи такого масштаба и сложности, что, по всей вероятности, решить их, опираясь только на силы частного сектора, вряд ли удастся. Для России эта проблема стоит особенно остро, так как пока она остается за бортом основных научно-технологических производственных процессов, протекающих в мировой экономике.
Вопросы необходимости улучшения качества государственного управления, повышения эффективности использования государственной имущества ставятся в научной литературе уже не первый год.
Сегодня как никогда важно применять меры по совершенствованию стратегического управления государственным имуществом, в том числе и на уровне субъектов РФ. Это позволит сделать систему управления государственным сектором более эффективной, перейдя на качественно новый уровень механизмов и институтов управления им.
Практика проходила на базе Министерства по управлению государственным имуществом Субъекта РФ.
Целями практики является анализ нормативно-правовых актов и литературы по вопросам стратегического управления государственным имуществом на уровне субъекта РФ.
Объект практики – Министерство по управлению государственным имуществом Субъекта РФ.
Предмет практики – стратегическое управление государственным имуществом на уровне субъекта РФ.
Задачи практики состоят в следующем:
1. Раскрыть понятие и значение государственного имущества.
2. Охарактеризовать принципы и направления стратегического управления государственным имуществом.
3. Провести анализ финансовых результатов.
Источниками информации в ходе прохождения практики послужили: нормативно-правовые акты по теме исследования и учебно-научная литература.
Данный отчет состоит из введения, основной части и заключения, а также содержит список литературы.
1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА
Понятие «имущество» многие годы являлось и является предметом дискуссий ученых различных областей: экономики, философии, политики и, в том числе, юриспруденции.
С бытовой точки зрения, термин «имущество» ошибочно отождествляют с таким понятием как «собственность». Но если понятие «собственности» существует лишь в доктрине, то «имущество» имеет закрепление в современном российском законодательстве.
Однако, несмотря на то, что административно-правовой механизм управления государственным имуществом в той или иной мере освещается в научной литературе, представляется, что понимание его организации является неполным. Это обусловлено различием видов государственного имущества и множественностью субъектов управления, сложностью и вариативностью их взаимодействия.
Под административно-правовым механизмом управления государственным имуществом предлагается понимать совокупность взаимосвязанных элементов: целей, задач, функций, форм и методов, прав и обязанностей органов управления, направленных на обеспечение социально-экономического развития государства посредством эффективного стратегического управления государственным имуществом, реализуемого путем упорядочивающего воздействия субъектов управления на объекты государственного имущества, которое получает административно-правовое закрепление.
Как отмечает П.С. Звягинцев, имущество, находящееся в государственной собственности, является материальной основой для функционирования государственного сектора экономики. В настоящее время государственный сектор экономики существует во всех странах мира и как экономический феномен присущ всем историческим эпохам и общественно-экономическим формациям [14, С.115].
Государственный сектор России, существующий на сегодняшний день, сформировался «по остаточному принципу» и представляет собой то, что не было приватизировано в ходе «шоковой» трансформации советской экономики 1990-х годов, когда отстаивалась точка зрения, что политический кризис, охвативший страну, был спровоцирован беспрецедентным огосударствлением всех сторон экономической жизни страны и неудовлетворительной работой госсектора [9, С.90].
Согласно действующему законодательству имущество может принадлежать на праве собственности различным публично-правовым образованиям – Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям (ст. 214-215 ГК РФ).
Будучи государственными образованиями, субъекты РФ не обладают суверенитетом государства. Однако им присущи отдельные признаки суверенного образования. Так, согласно п. «г» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ принятие земельного законодательства, а также вопросы разграничения собственности между Российской Федерацией и ее субъектами отнесены к их совместному ведению.
За пределами ведения РФ и их совместного ведения с Российской Федерацией субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти на своей территории (ст. 73 Конституции РФ).
Органы исполнительной власти, организации и иные объединения в совокупности образуют систему субъектов управления государственным имуществом, обеспечивающую как управленческую взаимосвязь между субъектом управления и объектом, так и взаимосвязь внутри управляющей системы.
По мнению С.В. Козловой, С.А. Братченко миф о принципиальной неэффективности госсектора лег в основу всех последующих решений по новой масштабной приватизации государственного имущества, несмотря на незначительные (по сравнению с ожидаемыми) доходами от передачи имущества в частные руки. Так, по данным Счетной Палаты РФ, относящимся к анализу осуществленных ранее процессов приватизации государственной собственности:
доля доходов от приватизации в бюджетах субъектов за период с 1993 по 2003 гг. (по итогам финансового года) не превышала 1%;
приватизация оказала пролонгированное деструктивное воздействие на последующее развитие экономики, на социальный климат;
привело к очень значительному расслоению общества, на фоне которого формировался менталитет быстрого личного обогащения в ущерб долгосрочным стратегиям развития страны [15, С.56].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.06.2021) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
3. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 327 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162192/
5. Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024 (ред. от 29.11.2000) «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_24377/
6. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/
7. Приказ Росимущества от 20.09.2019 N 266 «Об утверждении Стратегии цифрового развития Росимущества на период до 2024 года» – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348386/
8. Проект Федерального закона «О государственном и муниципальном имуществе» (подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 01/05/09-19/00095159) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.10.2019) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=187987#020025061029884772
9. Агапов, А. Б. Управление государственной и муниципальной собственностью [Текст]: учебник для вузов / А. Б. Агапов. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 211 с.
10. Васильев, В. П. Государственное и муниципальное управление [Текст]: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Н. Г. Деханова, Ю. А. Холоденко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 307 с.
11. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление [Текст]: учебник для вузов / Ю. В. Гимазова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
12. Гладковская Е.Н. Государственный аудит эффективности управления государственным имуществом: аналитический аспект [Текст] Е.Н. Гладковская, А.В. Карпушкина // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 8. – С.146-152
13. Грибанова, О.М. Концепция управления государственным имуществом: оценка и перспективы развития [Текст] / О.М. Грибанова // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2017. – № 4. – С. 90-97.
14. Звягинцев, П.С. Управление государственным имуществом: состояние и перспективы [Текст] / П.С. Звягинцев // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2018. – №6. – С. 115-129.
15. Козлова, С.В. Совершенствование системы управления государственной собственностью: уроки прошлого и направления развития [Текст] / С.В. Козлова, С.А. Братченко // Российский экономический журнал. – 2018. – № 4. – С. 56-68.
16. Кононкова Н. «Антикризисная приватизация» в контексте общемировых закономерностей развития госсобственности [Текст] / Н. Кононкова, А. Михайленко // Российский экономический журнал. – 2017. – № 6. – С. 39–53.
17. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления [Текст]: учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 574 с.
18. Невская О.С. Эффективность управления государственной собственностью в свердловской области [Текст] / О.С. Невская // Вестник Челябинского государственного университета. – 2019. – № 9 (431). – С. 124-130.
19. Пивоварова, О.В. Анализ существующих подходов к оценке эффективности управления государственным имуществом: преимущества, недостатки, направления совершенствования [Текст] / О.В. Пивоварова // Российское предпринимательство. – 2017. – № 13. – С. 2035-2048.