Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Особенность воспитательной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях характеризуется тем, что она проводится в условиях частичной либо полной изоляции осужденных от общества. Действительно, такого рода изоляция вызвана необходимостью защитить наше общество от преступных элементов, но в качестве средства борьбы с преступностью она несколько противоречива. С одной стороны, такая изоляция позволяет «вырвать» индивида из привычной для него среды, оградить от лиц либо отдельных преступных групп, убрать влияние окружения на его преступное поведение и деятельность, с другой стороны ведет к так называемому «обрыванию» полезных и важных связей с родителями, родственниками, а также семьей, «помещает» индивида в среду, для которой свойственно наличие уголовных традиций, особой субкультуры, ценностей, обычаев, а также асоциальных норм. Данная среда создает определенные трудности в процессе перевоспитания осужденных и оказывает достаточно отрицательное влияние на исправление их личности. Такого рода противоречие требует от самих пенитенциарных сотрудников проявления достаточно высокого уровня профессионального мастерства.
С позиции педагогической науки перевоспитание осужденных является достаточно сложным процессом. Сложность этого процесса можно объяснить в первую очередь антиобщественной направленностью личности осужденных, где находит отражение системы как жизненных, так и ценностных ориентации, а также мотивы поведения. Изменение сложившихся у осужденных взглядов и убеждений в ряде случаев вызывает большое внутреннее сопротивление и не может идти легко и бесконфликтно.
I. Методологическая часть
В современных условиях инновационной Российской Федерации как никогда остро актуализируется вопрос о повышении преступности среди молодежи. Это обусловлено тем, что нередко правовое сознание молодежи отличает такое негативное явление, как деформация. При этом к числу наиболее распространенных ее видов относятся: правовой идеализм, правовой нигилизм, правовой инфантилизм, а также перерожденное правовое сознание.
Наибольшую опасность являет собой такая форма деформации, как правовой идеализм и правовой нигилизм среди молодежи, что проявляется в организации политических беспорядков, росте преступности среди молодежи, алкоголизме, проституции и иных деструктивных проявлениях.
Распределение преступлений по видам в Костромской области за 2020 год среди молодежи приведено в приложении.
Также важно указать, что повышенная общественная опасность рецидивной преступности прослеживается именно в том, что она собой выражает такое особое качество преступности, как ее устойчивость. Она также связана с упорным нежеланием отдельной категории лиц вести себя согласно с принятыми в данном обществе нормами поведения, с предпочтением ими именно криминальных вариантов решения своих сложностей и проблем, невзирая на принятые к данным лицам меры.
Значимым является и то, что феномен рецидива прослеживается не только в том, что существенное число преступников совершают после наказания повторные преступления, но также и в том, что в структуре всей преступности ее уровень остается достаточно стабильным.
Именно поэтому борьбе с рецидивной преступностью отводится одно из центральных мест в деятельности государства и общества и государства. Согласно данным уголовной статистики ежегодно больше 300000 ранее неоднократно судимых вновь совершают преступления. Растет также количества тяжких преступлений, большинство из которых носят особо дерзкий характер. Динамика и уровень рецидивной преступности преимущественно совпадают с подобными показателями общей преступности.
В качестве рецидива преступлений принято признавать совершение лицом умышленного преступления. При этом это лицо имеет судимость за совершенное ранее умышленное преступление. Рецидив выступает в качестве формы множественности, кроме совокупности преступлений.
При этом основными признаками рецидива выступают следующие:
- наличие не меньше двух совершенных лицом самостоятельных преступлений;
- наличие у лица умысла;
- наличие у лица неснятой либо непогашенной судимости.
Рецидив разделять на общий и специальный. При этом общий рецидив предполагает совершение отдельным лицом разнородных преступлений. В свою очередь специальный рецидив подразумевает совершение однородных либо же одинаковых преступлений.
Выделяют также пенитенциарный рецидив, представляющий собой совершение преступления лицом непосредственно в местах лишения свободы.
Необходимо также указать, что структура рецидивной преступности как по характеру, так и размеру ранее отбытого наказания наглядно показывает, что рецидив – это особая проблема, которая преимущественно относится к лицам, которые ранее отбывали лишение свободы. При этом доля рецидивной преступности, которая приходится на осужденных, которые отбывшие иные меры уголовного наказания, относительно невелика.
В настоящее время, в отличие от предыдущих годов, рецидивисты намного реже, нежели впервые осужденные, выступают в качестве соучастников групповых преступлений, стараясь их совершать в одиночку. При этом наличие прежних судимостей практически не оказывает заметного влияния и на распределение между соучастниками ролей.
В процессе организации профилактической работы важно учитывать, что для отдельных категорий рецидивистов свойственна повышенная интенсивность возврата путь преступности. Максимальная интенсивность рецидива чаще всего связывается с такими преступлениями, как разбои, грабежи, бродяжничество, а также хулиганство. Прослеживается достаточно высокая интенсивность рецидива как у многократно судимых лиц, так у преступников, по возрастной категории относящихся к молодежи.
Данная тема очень актуальна для нашего времени, т.к. изучение рецидивной и профессиональной преступности, борьба с ней является важной задачей общества и государства. Значимость этой борьбы определяется особо негативным влиянием рецидивистов на воспроизводство первичной преступности и тем самым на осложнение криминальной ситуации в стране; ростом совершения тяжких и особо тяжких преступлений, количество которое превышает 60 % в структуре всей преступности. Решение этой задачи осложняется особенностями личности преступников-рецидивистов, стойкостью их антиобщественной установки; продолжением преступной деятельности, несмотря на принимаемые к ним меры; использованием решительных и умелых преступных действий; вредным влиянием, оказываемым на неустойчивых лиц, распространением криминальной субкультуры.
II. Методическая часть
В ходе опытно-экспериментальной работы нами будут изучены эффективные формы и методы по профилактики рецидивной преступности среди молодежи в исправительных учреждениях г. Костромы на базе Отдела воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по Костромской области.
В качестве респондентов выступает две группы:
1) сотрудники Отдела воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по Костромской области, непосредственно занимающиеся вопросами профилактики рецидивной преступности среди молодежи в исправительных учреждениях. Общая численность данной выборки составила 20 человек;
2) осужденные, входящие в возрастную категорию молодежь – 40 человек в возрасте от 24 до 32 лет мужского пола. Основными статьями УК РФ являются – кража, разбой, нанесение тяжких телесных повреждений. При этом важно указать, что срок их заключения уже подходит к концу. То есть с ними уже была проведена профилактическая работа по предупреждению рецидива преступления практически в полном объеме.
Для проведения исследования будут использованы анкеты для каждой группы респондентов. Для сотрудников Отдела воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по Костромской области анкета включала 11 вопросов. Приведем ее.
III. Результаты исследовательской работы
Проведенный теоретический анализ основных подходов к формами методам профилактики рецидива преступности среди молодежи в пенитенциарных учреждениях, можно указать следующее.
Особо важную роль играет именно индивидуальная профилактика, которая реализуется через проведение планомерной, целенаправленной, а также дифференцированной работы с обязательным учетом психологических специфик личности каждого правонарушителей, степени и характера общественной опасности, мотивов совершенного им преступления, иных особенностей, которые значимы для верного выбора средств и методов воспитательного воздействия.
В этом случае можно обозначить такие пути индивидуального ведения профилактики рецидива преступлений, как: 1) целостное изучение личности осужденного, имеющихся криминальных связей, привычек, характера, склонностей, мотивации противоправного поведения; 2) проведение с индивидом индивидуальных бесед, а также разъяснения пагубности совершенного им правонарушений, возможных негативных последствий; 3) обязательная изоляция от условий и связей, оказывающих на индивида негативное воздействие; 4) привлечение конкретного осужденного к учебе, общественно полезному труду, а также работе в самодеятельных организациях; 5) применение в воспитательном процессе родственных и других положительных связей; 6) использование иных методов и форм положительного влияния исходя из определенных условий и целесообразности [6].
На осужденного исправительное воздействие оказывают еще и особенности окружающей его среды, в их числе дифференциация условий непосредственно в пределах конкретного исправительного учреждения в прямой зависимости от личностных характеристик.
Организация индивидуальной воспитательной работы в себя должна включать: 1) знание индивидуальных особенностей данного осужденного; 2) применение индивидуального подхода к осужденному; 3) проектирование личности осужденного; 4) составление программы проведения индивидуальных воспитательных работ; 5) обязательный учет и анализ достигнутых результатов, а также выдвижение на их основе ряда новых воспитательных задач.
Значимым залогом успеха проведения индивидуальной воспитательной работы выступает отстранение осужденного от негативного влияния других осужденных, которые не встали на путь исправления, а также злостных нарушителей режима содержания.
Проведение работы по нравственному воспитанию должно производиться при помощи различных форм и приемов (проведение лекций, бесед, диспутов, а также собраний осужденных, читательских конференций, тематических вечеров, различных психологических тренингов и т.д.) [13].
Принято выделять три вида методов: упреждающие, императивные, а также силовые. При этом упреждающие методы включают: приучение, разъяснение, объявление, обыск, досмотр, наблюдение, осмотр, соответствующее обследование инженерно-технических средств по осуществлению охраны и надзор для проверки их исправности и работоспособности, патрулирование. Императивные методы включают: обращение, предупреждение, мобилизацию, приказ, требование. Силовые методы охватывают: задержание, усмирение, изъятие [7].
Анкетирование специалистов Отдела воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по Костромской области в целях выявления эффективных форм и методов профилактики рецидивной преступности среди молодежи в исправительных учреждениях показало следующее.
В анкетировании приняли участие 20 сотрудников Отдела. Из них 14 мужчин и 6 женщин. Возрастной диапазон составил от 36 до 54 лет.
Анализ ответов на вопросы анкеты позволяет заключить, что все без исключения опрошенные специалисты рецидивную преступность среди молодежи в настоящее время оценивают как актуальную проблему. 90 % опрошенных специалистов считают, что молодые люди, совершающие повторно преступления, имеют свои психологические отличия.
Таким образом, по мнению специалистов, для молодых рецидивистов в первую очередь характерны антисоциальные установки и антиобщественная идеология. Также у них нередко прослеживается преобладание материальных потребностей, наличие проблем психологического характера. Намного реже указывалось на наличие у молодых рецидивистов физических проблем.
Профилактика рецидивной преступности среди молодежи в исправительных учреждениях, по мнению опрошенных, включает в себя мероприятия общего и индивидуального характера.
Применяемые методы могут носить принудительный, развивающий и воспитательный характер. Распределение методов по их значимости показано на рис. 2.
Таким образом, в качестве особо значимых были подчеркнуты такие методы, как коррекции, принуждения, убеждения и метод влияния на эмоциональную сферу; далее идут наглядный метод и метод воспитывающих ситуаций.
Формами работы являются групповые и индивидуальные. Особую значимость приобретает беседа.
Практически все опрошенные были единодушны в том, что с молодыми осужденными необходимо обязательно вести работу по формированию у них правосознания и правовой культуры. Не менее важным (подчеркнули 90 % опрошенных) является проведение культурно-религиозного просвещения.
Заключение
Данное исследование было посвящено теме «Эффективность форм и методов профилактики рецидивной преступности среди молодежи в исправительных учреждениях города Костромы» и проводилось на базе Отдела воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по Костромской области.
По итогам проведенного исследования можно заключить следующее. Сравнение ответов специалистов Отдела и отбывающих наказание молодых людей позволяет заключить, что особо важно с молодыми осужденными вести работу по формированию у них правосознания и правовой культуры и осуществлять культурно-религиозное просвещение.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г. № 217-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL. // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 03.07.2021).
2. Агапов Е.П. Методика исследований в социальной работе: учебное пособие. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 246 c.
3. Артемьев Н.С. Анализ рецидивной преступности – научная основа прогнозирования и планирования ее профилактики / Н.С. Артемьев // Человек: преступление и наказание. – 2012. – № 1 (76). – C. 81–84.
4. Климантова Г.И. Методология и методы социологического исследования: учебник для бакалавров / Г.И. Климантова, Е.М. Черняк, А.А. Щегорцов. – Москва: «Дашков и Ко», 2017. – 312 c.
5. Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 29.06.2021).
6. Кузнецов М.И. Опыт пенитенциарной социальной работы в России / М.И. Кузнецов, В.Н. Казанцев. – Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2017. – 77 с.
7. Мишухин А.С. Предупреждение и профилактика рецидивной преступности / А.С. Мишухин, Д.В. Кошелева, А.А. Инкин // Законность правопорядок в современном обществе. – 2014. – № 3. – С. 24-28.
8. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: учебное пособие / под ред. проф. А.Н. Сухова. – Москва: МПСИ, 2017. – 300 с.
9. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: учебное пособие / под общ. ред. Ю.И. Калинина. – Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2016. – 322 с.
10. Стволыгин К.В. Организация научного исследования в социальной сфере / К.В. Стволыгин. – Москва: Директ-Медиа, 2013. – 188 с.
11. Стурова М.П. Пенитенциарная педагогика: курс лекций для курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России / М.П. Стурова, Н. А. Тюгаева. – Рязань: Акад. ФСИН России, 2010 – 423 с.
12. Уфимцева, Н.Ф. Самодеятельные организации пенитенциарных учреждений как форма социально-педагогической реабилитации осужденных: дис. ... канд-та пед. наук / Н.Ф. Уфимцева. – Екатеринбург, 2010. – 215 с.
13. Филиппова О.В. Криминологическая характеристика рецидивной преступности / О.В. Филиппова // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2020. – № 38. – С. 87-100.
14. Флягина В.Ю. Методика исследований в социальной работе: учебное пособие / В.Ю. Флягина. –Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 232 с.
15. Фомин Н.С. Теория и методика социально-педагогической поддержки осуждённых в процессе их ресоциализации: дис. ... д-ра пед. наук / Н.С. Фомин. – Москва, 2005. – 355 с.
16. Чигаева В.Ю. Методика исследований в социальной работе: учебное пособие / В.Ю. Чигаева, М.Н. Большакова. – Кемерово: Кемеровский государственный ун-т, 2017. – 244 с.
17. Юридическая энциклопедия / отв. ред. Б.Н. Топорнин. – Москва: Юристъ, 2001. – 654 с.