Фрагмент для ознакомления
2
Описание организации, на базе которой проходит практика
Название учреждения (полностью или аббревиатура): ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет».
Дата создания, дата регистрации: 1930 год.
Юридический адрес: 620072, Свердловская область, Екатеринбург
просп. Космонавтов, д.26 , +7 (343) 235 76 14.
Тип учреждения: государственный, общественныйгосударственный.
Сайт: https://uspu.ru/.
Лицензия: серия-90Л01, номер-0009289 на осуществление образовательной деятельности от 4 июля 2016 года.
Ректор: Минюрова Светлана Алигарьевна.
Язык образования: Русский, английский.
Форма обучения: дистанционное, заочная, очная, очно-заочная.
Уровень подготовки: магистратура, бакалавриат, аспирантура, докторантура.
Кафедра общей психологии и конфликтологии является структурным подразделением Института психологии Уральского государственного педагогического университета и осуществляет образовательную, учебно-методическую и научно-исследовательскую деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Законом «О высшем и послевузовском образовании», Уставом УрГПУ, Программой развития института психологии до 2021 года и Положением о кафедре УрГПУ.
Содержание работы кафедры по подготовке выпускников определяется требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и учебными планами, утвержденными ректором университета. Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с рабочими учебными планами и графиком учебного процесса.
Кафедра обеспечивает основную образовательную программу подготовки бакалавров и магистров по направлениям 37.03.01, 37.04.01 «Психология», 44.03.02, 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», а также преподавание дисциплин психологической и конфликтологической направленности для всех направлений подготовки УрГПУ.
Направления подготовки: управление персоналом, информатика, искусство, экономика, менеджмент, юриспруденция, социология, социальная работа, психология, история, лингвистика, филология, культурология, математика, география, химия, физическая культура, педагогика, экология, физика, биология.
Миссия УрГПУ: заключается в воспитании и развитии социально и профессионально компетентной личности, подготовке творчески мыслящих специалистов, готовых к инновационной деятельности, способных пополнить и повысить интеллектуальный потенциал России на основе оптимального сочетания фундаментального университетского образования с практико-ориентированной профильной подготовкой с учетом требований времени.
Программа наблюдения №1
Фамилия, имя:++++++++Вера
Дата рождения: 26. 10. 2012 (9 лет)
Класс: обучающаяся 3 класса
Состояние речи: дизартрия. Нечеткое, смазанное звукопроизношение; голос тихий, слабый; ритм дыхания нарушен; темп речи замедленный.
Состояние слуха: слух в норме
Эмоциональная сфера: за период наблюдения эмоциональной импульсивности не отмечалось.
Негативизм/агрессия: актов агрессии, либо негативизма отмечено не было.
Конфликтность: Старается избегать конфликтов (отходит в сторону, а во время перемены – уходит в коридор).
Характер общения со взрослыми: в общении проявляет уважительное отношение, внимательно и заинтересовано слушает все, что ей говорят. Отвечает односложно, стесняется, когда её не понимают.
Характер общения со сверстниками: Активно участвует в жизни класса. Старается общаться со всеми детьми, обижается, когда её не понимают.
Протокол беседы:
Беседа проводилась индивидуально, в спокойной обстановке. Результаты беседы фиксировались.
Были заданы вопросы:
- У тебя много друзей? Как вы с ними общаетесь?
- Ты стесняешься разговаривать с незнакомыми людьми?
- После занятий с логопедом тебе легче произносить слова?
- Как ты учишься?
- Как ты думаешь: ты лучше или хуже одноклассников отвечаешь на уроках?
Результаты тестирования:
Девочка в методике «Кто я» набрала 9 баллов – это высокий уровень самооценки, то есть, самооценка у девочки, как и у многих детей с дизартрией – завышенная.
Анализ результатов исследования:
В ходе беседы с мамой девочки было выяснено, что ребенок не всегда послушная, бывает капризная, настырная. Дизартрия у Веры сопутствует её основному заболеванию – ДЦП, нередки приступы эпилепсии. У девочки ещё сложная форма дисграфии и фонематическая дислексия. Стесняется незнакомых людей, чувствует себя беспокойно, старается спрятаться. Неохотно идет на контакт. Пытается скрыть свой дефект, старается отвечать односложно, прибегает к жестикуляции.
Беседа с девочкой:
В контакт вступает постепенно, проявляет заинтересованность в общении.
В ходе беседы было выявлено, что девочка активная. На первых минутах общения стесняется своего дефекта, но потом забывает о нём, говорить старается внятно, проговаривая слова, активно жестикулируя. В классе у неё есть друзья и подруги, с которыми она общается с детского сада, они ей во всём помогают и поддерживают её. Имеет двух лучших друзей. Считает, что лучше многих одноклассников готовится к урокам и лучше их отвечает. Мечтает стать хорошисткой, пока имеет одну «3» по русскому языку.
В процессе наблюдения было отмечено, что девочка активно общается с одноклассниками, дети её понимают, поддерживают, помогают, когда требуется их помощь.
Фамилия, имя:++++++++Вера
Дата рождения: 26. 10. 2012 (9 лет)
Класс: обучающаяся 3 класса
Состояние речи: дизартрия. Нечеткое, смазанное звукопроизношение; голос тихий, слабый; ритм дыхания нарушен; темп речи замедленный.
Состояние слуха: слух в норме
Эмоциональная сфера: за период наблюдения эмоциональной импульсивности не отмечалось.
Негативизм/агрессия: актов агрессии, либо негативизма отмечено не было.
Конфликтность: Старается избегать конфликтов (отходит в сторону, а во время перемены – уходит в коридор).
Характер общения со взрослыми: в общении проявляет уважительное отношение, внимательно и заинтересовано слушает все, что ей говорят. Отвечает односложно, стесняется, когда её не понимают.
Характер общения со сверстниками: Активно участвует в жизни класса. Старается общаться со всеми детьми, обижается, когда её не понимают.
Протокол беседы:
Беседа проводилась индивидуально, в спокойной обстановке. Результаты беседы фиксировались.
Были заданы вопросы:
- У тебя много друзей? Как вы с ними общаетесь?
- Ты стесняешься разговаривать с незнакомыми людьми?
- После занятий с логопедом тебе легче произносить слова?
- Как ты учишься?
- Как ты думаешь: ты лучше или хуже одноклассников отвечаешь на уроках?
Результаты тестирования:
Девочка в методике «Кто я» набрала 9 баллов – это высокий уровень самооценки, то есть, самооценка у девочки, как и у многих детей с дизартрией – завышенная.
Анализ результатов исследования:
В ходе беседы с мамой девочки было выяснено, что ребенок не всегда послушная, бывает капризная, настырная. Дизартрия у Веры сопутствует её основному заболеванию – ДЦП, нередки приступы эпилепсии. У девочки ещё сложная форма дисграфии и фонематическая дислексия. Стесняется незнакомых людей, чувствует себя беспокойно, старается спрятаться. Неохотно идет на контакт. Пытается скрыть свой дефект, старается отвечать односложно, прибегает к жестикуляции.
Беседа с девочкой:
В контакт вступает постепенно, проявляет заинтересованность в общении.
В ходе беседы было выявлено, что девочка активная. На первых минутах общения стесняется своего дефекта, но потом забывает о нём, говорить старается внятно, проговаривая слова, активно жестикулируя. В классе у неё есть друзья и подруги, с которыми она общается с детского сада, они ей во всём помогают и поддерживают её. Имеет двух лучших друзей. Считает, что лучше многих одноклассников готовится к урокам и лучше их отвечает. Мечтает стать хорошисткой, пока имеет одну «3» по русскому языку.
В процессе наблюдения было отмечено, что девочка активно общается с одноклассниками, дети её понимают, поддерживают, помогают, когда требуется их помощь.
Программа наблюдения №2
Цель : изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: личностная сфера младшего школьника.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.
Задачи диагностической работы:
подобрать диагностические методики
провести диагностику
обработать полученные результаты
оформить протоколы исследования
разработать рекомендации для родителей и учителей
Методика Дембо- Рубинштейн
Материал: калькулятор, карточки с набором слов, характеризующих отдельные качества личности.
Ход опыта: Экспериментальная часть опыта выполняется в аудитории. Экспериментатор выдает стимульный материал испытуемым и просит отобрать 5 качеств, которые, по мнению испытуемого, характеризуют идеальную личность. Испытуемый выбирает из предложенного перечня качеств указанное количество слов и составляет из них два ряда. Первый ряд представляет собой набор качеств личности идеала испытуемого, является самым важным для идеала. Далее записываются качества идеала по мере убывания их значимости для испытуемого. Во втором ряду испытуемый записывает то качество, которое, по его мнению, развито у него самого в наибольшей степени. Затем так же, как и в первом ряду, испытуемый записывает качества собственной личности по мере убывания степени их развития у себя.
Обработка результатов:
После заполнения двух рядов подсчитывается коэффициент ранговой корреляции по Спирмену и делается вывод о количественном уровне самооценки. Формула: R=1-(6/a*(a -1))*b , где а – это количество качеств, а b- это сумма квадратов разностей.
При этом надо иметь в виду, что значение коэффициента менее 0,35 соответствует низкой самооценке, от 0,35 до 0,7 – средней и более 0,7 – соответствует высокому уровню самооценки.
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (26,с.67)
Данная методика основана на непосредственном оценивании школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.
Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер, ум и т.д. Уровень развития каждого качества человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. В бланке нарисованы семь линий. Они обозначают:
1. Ум, способности
2. Характер
3. Авторитет у сверстников
4. Умение многое делать своими руками
5. Внешность
6. Уверенность в себе
Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.
1. По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».
2. Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:
Низкий средний высокий
Уровень притязаний до 60 60-74 75-100
Уровень самооценки до 45 45-59 60-100
Следующая методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки, автор А.В. Захарова
(23,с. 78)
Материал: рисунки для выполнения субтестов.
Экспериментатор предъявляет испытуемому рисунок и просит его выполнить задание соответствующего субтеста.
Ход опыта:
1. Экспериментальная часть.
Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.
Субтест №2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги- это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат(сестра), учитель, друзья.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, А.К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: Учеб. для студентов пед. вузов / А.К. Аксенова, С.Ю. Ильина. - М.: Просв., 2011. - 335 c.
2. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.С. Бахмутова, Е.К. Калуцкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 274 c.
3. Бахрамов, Ю.М. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие / Ю.М. Бахрамов, В.В. Глухов. - СПб.: Планета Музыки, 2010. - 256 c.
4. Бахрушин, Ю.А. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие / Ю.А. Бахрушин. - СПб.: Планета Музыки, 2013. - 256 c.
5. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - СПб.: Лань, 2014. - 512 c.
6. Блинов, В.И. Методика преподавания в высшей школе: Учебно - практическое пособие / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 315 c.
7. Вольхин, В.В. Обучение техникам живописи. Теория и методика преподавания в художественной школе: Учебное пособие / В.В. Вольхин. - СПб.: Планета Музыки, 2014. - 160 c.
8. Галямова, Э.М. Методика преподавания технологии: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 176 c.
9. Геронимус, Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом / Т.М. Геронимус. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009. - 336 c.
10. Гусев, Г.П. Народный танец: методика преподавания: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Г.П. Гусев. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 608 c.
11. Гусев, Г.П. Народный танец: методика преподавания / Г.П. Гусев. - М.: Владос, 2012. - 608 c.
12. Денисенко, В.И. Обучение техникам живописи. Теория и методика преподавания в художественной школе / В.И. Денисенко, О.В. Ратиева. - СПб.: Лань, 2014. - 160 c.
13. Иванова, Л.Ф. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова; Под ред. Л.Н. Боголюбов. - М.: Дрофа, 2008. - 606 c.
14. Иванова, М.Е. Мы играем в английский! Методика преподавания: Из опыта работы репетитора английского языка с дошкольниками и младшими школьниками / М.Е. Иванова. - М.: Перо, 2011. - 142 c.
15. Кавун, И.Н. Методика преподавания арифметики в начальной школе / И.Н. Кавун, Н.С. Попова. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 417 c.
16. Калиниченко, А.В. Методика обучения обыкновенным дробям детей с нарушениями в развитии: методика преподавания, планирование, конспекты уроков: Пособие для учителя / А.В. Калиниченко. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 236 c.
17. Калинченко, А.В. Методика обучения обыкновенным дробям детей с нарушениями в развитии: методика преподавания, планирование, конспекты уроков: пособие для учителя / А.В. Калинченко. - М.: Владос, 2013. - 236 c.
18. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: Учебник для бакалавров / В.Н. Карандашев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 376 c.
19. Кацман, Н.Л. Методика преподавания латинского языка / Н.Л. Кацман. - М.: Владос, 2015. - 239 c.
20. Клепинина, З.А. Методика преподавания предмета "Окружающий мир": Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 336 c.
21. Крюков, В.Ф. Современная методика преподавания дисциплины "Прокурорский надзор" / В.Ф. Крюков. - М.: НОРМА, 2011. - 176 c.
22. Ливенцев, Н.М. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие / Н.М. Ливенцев. - СПб.: Планета Музыки, 2014. - 512 c.
23. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. - М.: Академ. Проект, 2006. - 590 c.
24. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 464 c.
25. Малкин, В.С. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе: Учебное пособие / В.С. Малкин. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 176 c.
26. Мандель, Б.Р. Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях: Учебное пособие / Б.Р. Мандель.. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.
27. Манжелеева, С.И. ВПС: Методика преподавания литературы. Конспект лекций / С.И. Манжелеева. - М.: Приор, 2005. - 80 c.
28. Матвеев, В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие / В.Ф. Матвеев. - СПб.: Планета Музыки, Лань, 2010. - 256 c.
29. Матвеев, В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания / В.Ф. Матвеев. - СПб.: Планета музыки, 2010. - 256 c.
30. Матвеев, В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие / В.Ф. Матвеев. - СПб.: Лань, 2013. - 256 c.
31. Мисаренко, Г.Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.Г. Мисаренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 337 c.
32. Мисаренко, Г.Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: Учебник и практикум для СПО / Г.Г. Мисаренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 337 c.
33. Рабиль, Г.Б. Гимнастика. Методика преподавания.: Учебник / В.М. Миронов, Г.Б. Рабиль, Т.А. Морозевич . - М.: Нов. знание, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 335 c.
34. Роде, П. Режиссура и методика ее преподавания: Учебное пособие / П. Роде, П. Бальо, Р. Крейцер. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 320 c.
35. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для ВУЗов / Н.Н. Ростовцев. - М.: Альянс, 2014. - 256 c.
36. Сосновская, Е.Б. Техникум/колледж (экзамен 2007-2008 год). Методика преподавания природоведения. / Е.Б. Сосновская. - М.: Приор-издат, 2008. - 204 c.
37. Сосновская, Е.Б. Учебник для ССУЗов. Методика преподавания природоведения. / Е.Б. Сосновская. - М.: Приор, 2005. - 208 c.
38. Титов, В.А. ВПС: Методика преподавания русского языка. Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Приор-издат, 2008. - 174 c.
39. Шадрина, И.В. Методика преподавания начального курса математики: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Шадрина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 279 c.