Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Практика по получению профессиональных знаний и умений – это обязательная составляющая образовательного процесса, необходимая для подготовки квалифицированных работников, хорошо ориентирующихся не только в профильной теории, но и в реалиях трудовых будней.
Данный этап обучения осуществляется вне стен вуза – на базе учреждений, соответствующих будущей специальности студента.
Перенос учебного процесса в условия, максимально схожие с обстановкой будущей профессиональной деятельностью студента, – обязательный этап на пути получения высшего образования, обусловленный требованиями госстандартов и регламентированный приказом Минобразования и науки РФ.
Практика по получению профессиональных знаний и умений проходилась на базе ОАО «РЖД».
Целью практики по получению профессиональных знаний и умений является исследование и анализ организации управления предприятием, углубление и закрепление теоретических знаний, умений и навыков при решении актуальных задач управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю создания и основные направления деятельности ОАО «РЖД»;
- дать общую характеристику компании ОАО «РЖД»;
- провести анализ финансового состояния компании ОАО «РЖД»;
- рассмотреть развитие персонала в компании ОАО «РЖД»;
- рассмотреть экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.
По окончании работы на предприятии предоставляется отчет руководителю, оформленный по стандарту, установленному программой практики.
Теоретической базой для написания отчета по практике послужили труды российских и зарубежных ученых.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «РЖД»
1.1 Информация об организации: миссия, цели, задачи, направления деятельности, кадровая политика
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.
Рассмотрим характеристику компании Западно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава – филиал ОАО «РЖД».
Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в евро-азиатскую транспортную систему.
Главная цель деятельности – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
Основной вид деятельности ОАО «РЖД» – предоставление услуг по ремонту, техническому обслуживанию железнодорожных локомотивов, обслуживание и ремонт устройств безопасности.
Основные финансово-экономические показатели деятельности ОАО «РЖД» представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Основные экономические показатели деятельности Западно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава
Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. Темп роста 2020 г.
к 2018 г. к 2019 г.
1. Выручка от реализации перевозок, услуг, тыс. руб. 1046730,0 1010420,0 1056140,0 1,01 1,05
2. Себестоимость перевозок, услуг, тыс. руб. 989870 980720 987850 1,00 1,01
3. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 56860,0 29700,0 68290,0 1,20 2,30
4. Налог на прибыль (20 %), тыс. руб. 11370,2 5940,0 13650,8 1,20 2,30
5. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. 45480,8 23760,0 54630,2 1,20 2,30
6.Экономическая рентабельность, % 4,35 2,20 4,49 1,03 2,04
7. Стоимость основных средств, тыс. руб. 58900,0 50200,0 53200,0 0,90 1,06
8. Производительность труда, тыс. руб./чел. 23780,93 21050,04 23460,98 0,99 1,11
За последние годы предприятие имело некоторое снижение основных показателей, связанных в том числе, с задолженностью крупных партнеров. В 2020 году финансовая ситуация подразделения выровнялась, показатели выручки, прибыли и рентабельности вернулись в целом к уровню 2018 года.
Обеспеченность трудовыми ресурсами приведена в таблице 3.
Таблица 3 – Квалификационная структура персонала ОАО «РЖД»
Категория персонала 2018 г. 2019 г. 2020 г. Абсолютное изменение, чел. Темпы роста, %
Чел. Удельный вес, % Чел. Удельный вес, % Чел. Удельный вес, % 2019/ 2018 2020/ 2019 2019/
2018 2020/
2019
Руководители 31 5,45 34 6,2 31 5,73 3 -3 110 91,2
Специалисты 108 19 101 18,43 107 19,78 -7 6 93,5 105,9
Рабочие 430 75,57 413 75,36 403 74,5 -17 -10 96 97,58
Всего 569 100 548 100 541 100 -21 -7 96,3 98,72
Из приведенных данных в таблицы 1.2 видно, что количественный состав коллектива Западно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава постепенно уменьшается, что связано с реорганизациями в компании.
Рассмотрим динамику средней зарплаты сотрудника ОАО «РЖД», представленную на рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика средней зарплаты сотрудника ОАО «РЖД», тыс. руб.
Анализируя динамику средней зарплаты программиста, наблюдается стабильный рост оплаты труда, так в 2020 году средняя зарплата составила 80 тысяч рублей. Данное значение превышает среднее значение по России.
В целом за анализируемый период средняя зарплата выросла на 17 тысяч рублей.
1.2 Характеристика организационной структуры организации. Место и роль подразделения по управлению персоналом
Организационная структура компании ОАО «РЖД» представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Организационная структура компании ОАО «РЖД»
Руководитель должен грамотно организовать рабочий процесс на предприятии, контролировать действия нанятых сотрудников, обеспечивать им нормальные условия труда, следить за сохранностью материальных ценностей, защищать интересы компании в судах первой и кассационной инстанции, постоянно повышать свою квалификацию.
При управлении данной организации руководитель не придерживается какого-либо одного стиля управления в чистом виде. Более всего характерен авторитарный стиль управления, но иногда в нем (стиле) проявляются демократические нотки. Он использует следующие черты указанных стилей: он интересуется мнением работников, при принятии некоторых решений, но поступает в большинстве случаев по-своему.
Он властен и настойчив. В неординарных ситуациях не разбирается, кто прав – кто виноват, наказывает того, про кого доложили. Большую часть своих обязанностей передает сотрудникам по причине недостатка времени. Он очень требователен, но обычно требует больше, чем положено по должностным инструкциям.
Его мало интересует проблемы сотрудников, как рабочие, так и личные. Он живет сам в себе, обособлено от коллектива и работы. К дисциплине в коллективе относится строго, иногда даже жестко. Предпочитает больше наказывать, чем поощрять сотрудников к работе.
В своей упертости он отталкивается от давно принятого в обращение высказывания: «Начальник всегда прав» или «Приказы начальника не обсуждаются».
Отрицательные стороны существующего авторитарного (директивного) стиля управления заключаются в следующем:
- руководитель единолично принимает решения, жестко определяет деятельность подчиненных, сковывая их инициативу. Дела в группе планируются руководителем заранее.
- подчиненным известны лишь непосредственные, ближайшие цели и при этом они получают минимум необходимой информации;
- контроль за деятельностью подчиненных основан на силе власти руководителя. Вообще, голос руководителя всегда является решающим, всякая критика в его адрес пресекается.
Мотивация основана на страхе, угрозах и случайных поощрениях. поток информации направляется сверху вниз, а та скудная информация, которая поступает наверх, как правило, не точна и искажена.
Руководителю необходимо использовать обучение для расширения границ возможностей своего персонала. Если люди привыкли делать однообразную работу, есть резон заставить их мыслить по-другому. Пусть испытают собственные силы, пройдя сложный тест. После успешного завершения сотруднику можно сделать подарок. Но уже само выполнение сложной задачи поднимает самооценку коллектива и позволяет мыслить более креативно.
1.3 Профессионально-квалификационная структура коллектива организации (основного состава организации)
Рассмотрим гендерный состав компании ОАО «РЖД». Результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Гендерный состав компании ОАО «РЖД», %
Анализируя гендерный состав ОАО «РЖД», можно сделать вывод, что основную часть сотрудников компании составляют мужчины – 77%, женщины – 23%.
Проанализируем возрастное распределение сотрудников анализируемой компании. Результаты представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Возрастное распределении сотрудников компании ОАО «РЖД», %
Анализируя возрастное распределение, можно сделать вывод, что основную долю занимают сотрудники возрастной группы 30-39 лет, их доля составляет 27,2%.
Значительную долю занимают сотрудники в возрасте 40-49 лет – 26,9%.
Самой малочисленной является возрастная группа до 25 лет, число таких сотрудников составляет 7,6%.
Рассмотрим распределение персонала ОАО «РЖД» по уровню образования.
Анализируя данные распределения персонала ОАО «РЖД» по уровню образования, можно сделать следующие выводы:
-основную часть персонала составляют сотрудники, имеющие средне специальное образование, их численность составляет 47%;
- значительная часть персонала имеет высшее образование – 23%.
Стоит отметить, что специалисты, имеющие неоконченное высшее образование выделены в отдельную группу, их доля составляет 17%.
Результаты представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Распределение персонала ОАО «РЖД» по уровню образования, %
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Положение о персонале ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»
2) Армстронг М., Практика управления человеческими ресурсами: Учебник / М. Амстронг - Издательство «Питер», 2015-824 с.
3) Астахова, Н. И. Менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин; под общей редакцией Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 422 с.
4) Гапоненко, А. Л. Менеджмент: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Л. Гапоненко; ответственный редактор А. Л. Гапоненко. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. —
5) Дейнека А. В. Управление персоналом: Учебник / А. В. Дейнека. — М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. — 292 с.
6) Епишкин И.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие / И.А. Епишкин «Менеджмент». –М.: МИИТ, 2018. – 242 с.
7) Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент: учебник / Н.А. Жданкин. — Москва: КНОРУС, 2017. — 316 с.
8) Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник/А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. —М.: КНОРУС, 2016. —268с.
9) Иванова, И. А. Менеджмент: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 305 с
10) Костенко, Е. П. История менеджмента: учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина; Южный федеральный университет. – Ростов-на Дону: Издательство Южного федерального университета, 2018. – 606 с.
11) Кравченко А.И. История менеджмента: учебник/А.И. Кравченко М.: Академ. Проект: Трикста, 2019. — 560 с.
12) Красина Ф.А. Управление персоналом: Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2017. — 177 с.
13) Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 527 с.
14) Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Маслова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 492 с.
15) Петров, А. Н. Менеджмент в 2 ч. Часть 1.: учебник для академического бакалавриата / А. Н. Петров; ответственный редактор А. Н. Петров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 349 с.
16) Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 415 с.
17) Разумов И.В. История менеджмента/ И.В. Разумов – Ярославль: ЯрГУ, 2017. – 120с.
18) Семиглазова В.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ В.А. Семиглазов.-Томск: ЦПП ТУСУР, 2014. -172 с.
19) Степанова И.П. Инновационный менеджмент/ И.П. Степанова. -Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2017. – 124 с.
20) Управление персоналом: учеб.-метод. пособие / И.Б. Тесленк; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 80 с.
21) Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд./ Р.А. Фатхутдинов — СПб.: Питер, 2018. — 400 с:
22) Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2017. — 432 с.
23) Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования/ Г. М. Шеламова. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 160 с.
24) Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / П.Экман — СПб.: Питер, 2013. — 334 с.