Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Открытие нового бизнеса всегда связано с большими трудностями, как организационного, так и финансового характера, поэтому покупка го-товой, хорошо работающей бизнес-модели может стать залогом коммер-ческого спеха для малого бизнеса. Появление и развитие франчайзинга позволило расширить объем малого бизнеса и сделала доступным многие качественны услуги и товары за счет широкого географического охвата.
Анализ и прогнозирование российского рынка франчайзинга позво-ляет находить актуальные ключевые проблемы его функционирования для их дальнейшего решения. Именно поэтому вопросы, связанные с изучени-ем рынка франчайзинга в России, очень актуальны на сегодняшний день.
1. Методы определения актуальных экономических проблем отрасли иди рынка
1.1. Понятия проблемы и актуальности
Научные исследования всегда направлены на решение определённой научной (фундаментальной) или практической проблемы, которая, в свою очередь, должна быть актуальна. Однако, для того, чтобы грамотно сформулировать цель исследования и прийти к желаемым результатам, прежде всего, исследователь должен сформулировать проблему, которую предстоит решить в процессе исследования. Первым шагом к формули-ровке проблемы является понимание сущности самого понятия «пробле-ма». В научной литературе на сегодняшний день существует несколько признанных определений этого термина. Приведем некоторые из них.
1.2. Понятия объекта и предмета исследования
Для проведения научных исследований очень важно определиться с объектом и предметом исследования. От корректной формулировки объек-та и предмета зависит правильность выбора методологии исследования и оценка конечных результатов, которых хочет достичь исследователь. Чет-кая и однозначная формулировка объекта и предмета исследования дает понимание границ исследования и структурирует этапы исследования. Прежде всего, необходимо дать определение объекта, как более широкого понятия. Различные авторы, дают несколько отличающиеся определения объекта исследования, однако, по нашему мнению, наиболее полное и ак-туальное определение было дано профессором Понкиным И.В.
По его мнению, объект исследования – это «органически целостный фрагмент или фрейм объективной, субъективной, виртуальной или сме-шанной реальности (действительности) в природе или обществе, феномен (явление), живое существо или иной объективно существующий агент, сре-да (континуум), интерреляции (соотношения, связи, взаимодействия), про-цесс (в т. ч. изменения и их динамика), закономерности, события и факты, идеи, познание, сознание – взятый конкретным исследователем для науч-ного восприятия, познания, осмысления, фиксации, объяснения, конструи-рования, отражения и представления в науке (ее отрасли либо научном направлении) или в прикладной аналитике, для получения, упорядочения или подтверждения знаний» [12].
В научном сообществе сложилось мнение, что предмет является боле узким понятием, чем объект, т.е. предмет является частью объекта, его ас-пектом или элементом. Дадим определение предмету научных исследова-ний.
Предмет исследования – это «те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства (стороны, особенности объекта), которые под-лежат изучению» [19, c. 8].
1.3. Понятия отрасли и рынка
Понятия отрасли и рынка связаны между собой. Сначала определим эти термины отдельно.
Отрасль – это «совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии» [17, c. 15].
Рынок – это «совокупность экономических условий, при которых по-купатели и продавцы взаимодействуют для осуществления взаимовыгод-ных торговых сделок» [16, c. 10].
В процессе совмещения данный понятий появляется еще один эконо-мический термин – «отраслевой рынок».
Отраслевой рынок – это «часть рыночного пространства, характери-зующаяся сочетанием специфических потребительских сегментов и специ-фических товаров, работ и услуг, имеющих в основе общую материаль-ную, техническую и технологическую базу» [17, c. 11].
Объектом практики является российский рынок франчайзинга. По-этому необходимо рассмотреть основные понятия, относящиеся к данному рынку. Прежде всего, необходимо определить сам термин «франчайзинг».
Франчайзинг – это «система взаимовыгодных партнерских отноше-ний, которые возникают между продавцом (франчайзер) и покупателем (франчайзи) франшизы, представляющей собой право на использование бренда или бизнес-модели» [2].
В свою очередь, франчайзер – это «юридическое лицо (или индиви-дуальный предприниматель), на возмездной основе передающее другим юрлицам или ИП права на использование своей интеллектуальной соб-ственности» [6].
Франчайзи – это «организация-покупатель франшизы, по возмезд-ному договору получившая право осуществлять деятельность под торго-вой маркой другой организации» [10].
Франчайзинг бывает двух видов: прямой (классический) и обратный [15].
1.4. Ключевые методы экономического анализа отраслей и рынков
Можно выделить несколько видов экономического анализа отраслей и рынков. Приведем некоторые из них.
1. Анализ отраслевой организации рынков. Направлен на изучение закономерностей формирования рыночной структуры, зависимостей стра-тегического поведения организаций и результатов их деятельности от осо-бенностей рынков. Исследование рынка проводится на макроуровне. Ме-тодами здесь являются статистические методы анализа: базовые и цепные темпы роста и прироста и различные индексы, а также абсолютное изме-нение различных показателей, таких как емкость рынка или количество предприятий на данном рынке и т.п. [3].
2. Определение актуальных экономических проблем рынка фран-чайзинга
2.1. Общая характеристика рынка франчайзинга в России
Рынок франчайзинга в России начал развиваться с 90-х годов XX ве-ка. В первые 10 лет развития франчайзинга в России 70% организаций-франчайзеров были зарубежными, а 30% м- российскими. Затем по мере накопления опыта во франчайзинге доля российских франчайзеров стала расти и достигла в 2020 году – 80% [5].
На начальных этапах развития франчайзинга в России он охватывал широкий спектр видов бизнеса: от общественного питания до розничной торговли, однако, с внедрение в экономические отношения интернет-технологий и, в частности, цифрового маркетинга, наибольшую долю от-тягивает на себя сектор общественного питания, поскольку, например, местные сети розничной торговли одеждой и подобными товарами проиг-рывают на фоне мировых подобных сетей, которые стали с развитием ин-тернет-технологий доступны местным потребителям.
На данный момент по темпам развития франчайзинга Россия входит в мировые лидеры [4]. В России действует Российская Ассоциация фран-чайзинга (РАФ), по прогнозам которой к 2025 году планируется отрыть по системе франчайзинга 200 точек, что увеличит количество рабочих мест на 1,5 миллиона [11].
Одной из особенностей экономики России является то, что отдельные территории страны очень сильно дифференцированы по уровню социаль-но-экономического развития, что оказывает значительное влияние разви-тие региональных рынков франчайзинга. На данный момент в десятку го-родов-лидеров по развитию франшиз входят: Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Самара, Ростов на Дону, Уфа, Нижний Новгород [1].
2.2. Экономический анализ рынка франчайзинга в России
Проведем экономический анализ рынка франчайзинга в России за период 2015-2020 гг. Для этого проанализируем динамику и структуру рынка (в том числе структурные сдвиги) по основным его параметрам. В таблице 2 представлена динамика основных показателей
Как видно из таблицы 2, за анализируемый период количество франшиз выросло на 1150 единиц, в основном это такие направления как общественное питание, розничная продажа продуктов и нефтеперерабаты-вающие производства (рис. 4).
Как видно из рисунка 4, достаточно внушительную долю российско-го рынка франчайзинга занимают представили общественного питания. При этом в данном сегменте доминируют зарубежные франшизы (McDon-ald’s, KFC и т.п.).
На втором месте находятся АЗС Лукойл, которые на данный момент занимают около 9% рынка.
На третьем месте находятся сети розничной продажи продуктов пи-тания, их суммарная доля достигла к 2021 году 8%.
2.3. Определение ключевых экономических проблем рынка фран-чайзинга в России и оценка их актуальности
Для определения ключевых экономических проблем рынка фран-чайзинга в России проведем PEST - анализ рынка франчайзинга. Для франшиз в России характерны определенные макрофакторы, которые на данный момент оказывают на них значительное влияние. Результаты PEST-анализа макросреды для российского рынка франчайзинга пред-ставлены в таблице 5.
Данные, представленные в таблице 5 дают возможность провести экспертную оценку наиболее значимых сил, влияющих на российский ры-нок франчайзинга (табл. 6). В качестве экспертного мнения использова-лись результаты исследований агентства «Franshisa.ru». Их мнение можно считать репрезентативным, поскольку эти сведения являются частью их профессиональной деятельности, их квалификация и опыт позволит им быть в числе экспертов по этому направлению.
Таблица 6 – Результат экспертной оценки сил влияния факторов на рос-сийский рынок франчайзинга
Факторы по сегмен-там Знак влия-ния Индивидуальные экспертные оценки силы влия-ния факторов Средние оценки силы вли-яния
А1 А2 А3 А4
Фактор Р1 - 4 3 4 4 -3,75
Фактор Р2 - 4 5 5 5 -4,75
Фактор Р3 + 4 5 5 5 4,75
Фактор Е1 + 5 4 4 5 +4,5
Фактор Е2 - 5 4 4 5 -4,5
Фактор S1 - 3 3 3 2 -2,75
Фактор S2 + 2 3 3 4 +3
Фактор Т1 - 2 2 3 3 -2,5
Фактор Т2 + 3 4 4 5 +4
Как видно из таблицы 6, отрицательные факторы в текущий момент наиболее сильно влияют на российский рынок франчайзинга, а именно: санкции, введенные против России некоторыми странами и рост кризис-ных явлений. Эти два фактора носят отрицательный характер и оказываю значительное влияние на российский рынок франчайзинга. Их следует рассматривать как угрозы. В противовес данным факторам положительно влияют: Рост инвестиций в отечественные франшизы стоимостью от 10 млн. руб., внедрение современных технологий. Эти факторы являются возможностями и их нужно учитывать при разработке стратегии развития российской сферы франчайзинга.
1) санкции, введенные против России некоторыми странами (-0,32);
2) рост инвестиций в отечественные франшизы стоимостью от 10 млн. руб. (0,61);
3) повышение значения высшего образования (0,68);
4) технологические усовершенствования, внедрение современных технологий, в том числе цифрового маркетинга (0,68).
Продолжая анализ внешней среды, необходимо более подробно проанализировать некоторые действующие российские франшизы, отно-сящиеся к наиболее популярным, которые создают конкурентную среду вновь возникающим франшизам. Для этого сформируем профиль основ-ных действующих франшиз из топ-5 по выделенным ниже критериям:
1. уровень качества товаров, работ, услуг;
2. известность бренда компании на рынке;
3. цены на товары, работы, услуги;
4. уровень сервисного обслуживания;
5. уровень квалификации персонала.
Чтобы построить сравнительный профиль конкурентов, необходимо применить экспертные оценки.
Была выбрана шкала от 1 до 5, где 1 – это гораздо хуже среднеры-ночного значения, а 5 –гораздо лучше среднерыночного значения.
В таблице 8 представлен результат проведенной оценки конкурент-ной среды российских современных франшиз, которые являются наиболее популярными и быстрорастущими.
Заключение
В процессе прохождения практики были получены следующие ре-зультаты и сделаны следующие выводы. Понятия научной проблемы и ак-туальности в научном сообществе достаточно полно определены и их сущность раскрывается через различные характеристики, раскрывающие комплексность данных понятий. Научная проблема, выражающаяся в необходимости проведения научных исследований по определённому во-просу, должна быть актуальной, т.е. решать какой-нибудь фундаменталь-ный или прикладной вопрос, стоящий на данный период перед экономи-кой и обществом. Объект и предмет научного исследования очень важны для проведения этого исследования и определяют его рамки и методы. При этом эти термины тесно связаны между собой, а предмет является це-лостной частью объекта.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Федеральная программа развития бизнеса [Электронный ре-сурс]: информационный портал (RosFranchising). – Режим доступа: http://rosfranchising.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=fr-vch&utm_content=v4&utm_term=бизнес%20франшизы%20россия&yclid=4993078410608151400 (дата обращения 25.08.2021)
2. Алешкова, Д. В. Франчайзи как субъект франчайзинговой дея-тельности // Скиф. 2017. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/franchayzi-kak-subekt-franchayzingovoy-deyatelnosti (дата обращения: 28.08.2021).
3. Безрукова Д. С. Франчайзинговый бизнес в сфере услуг пита-ния // Скиф. 2019. №11 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/franchayzingovyy-biznes-v-sfere-uslug-pitaniya (дата обращения: 28.08.2021).
4. Бударина Н.А., Кириллова А.Н. Теденции франчайзинга в со-временной России // Международный журнал гуманитарных и естествен-ных наук. 2020. №9-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tedentsii-franchayzinga-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 28.08.2021).
5. Гасанов И. С. Оглы Современное состояние и перспективы раз-вития франчайзинга в российском ритейле // Наука без границ. 2018. №6 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-franchayzinga-v-rossiyskom-riteyle (дата обращения: 28.08.2021).
6. Горбунова И. А., Галкина О. В., Казанцева Е. Е., Радова А. Е. Франчайзинг как особая форма бизнеса // Наука без границ. 2017. №12 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/franchayzing-kak-osobaya-forma-biznesa (дата обращения: 28.08.2021).
7. Грисько Евгений Сергеевич Тенденции и проблемы развития франчайзинга в России // Вестник СИБИТа. 2018. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-problemy-razvitiya-franchayzinga-v-rossii (дата обращения: 28.08.2021).
8. Каталог франшиз [Электронный ресурс]: информационный портал – Режим доступа: https://franshiza.ru/ (дата обращения 26.08.2021)
9. Михайлова, Л. А. Перспективы развития новых моделей фран-чайзинга в России / Л. А. Михайлова // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-novyh-modeley-franchayzinga-v-rossii (дата обращения: 28.08.2021).
10. Морсина Е. В. Франчайзинг как один из способов ведения биз-неса для начинающего предпринимателя // Концепт. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/franchayzing-kak-odin-iz-sposobov-vedeniya-biznesa-dlya-nachinayuschego-predprinimatelya (дата обращения: 28.08.2021).
11. Погорова, З. М. Франчайзинг как действенная структура инно-вационного развития сферы услуг / З. М. Погорова, М. И. Китиева, Ф. К. Зязикова // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/franchayzing-kak-deystvennaya-struktura-innovatsionnogo-razvitiya-sfery-uslug (дата обращения: 28.08.2021).
12. Понкин И. В. Объект и предмет научного или прикладного аналитического исследования // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. №3 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obekt-i-predmet-nauchnogo-ili-prikladnogo-analiticheskogo-issledovaniya (дата обращения: 28.08.2021).
13. Рейтинг самых выгодных франшиз в России [Электронный ре-сурс]: информационный портал (Forbes) – Режим доступа: https://www.forbes.ru/rating/402745-30-samyh-vygodnyh-franshiz-2020-reyting-forbes (дата обращения 26.08.2021)
14. Российский франчайзинг – статистика рынка 2021 [Электрон-ный ресурс]: информационный портал – Режим доступа: https://profit-franchising.ru/rynok2021 (дата обращения: 28.08.2021).
15. Рязанов, А. А. Современные виды франчайзинга // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2019. №2 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vidy-franchayzinga (дата обра-щения: 28.08.2021).
16. Теория отраслевых рынков: учебное пособие / сост. Г.Х.Федюкова. – Ульяновск : УлГТУ, 2018.– 86 с.
17. Федорова А.Ю., Экономика отраслевых рынков: уч.пособие, 2-е издание, измененное и дополненное / А.Ю. Федорова; под ред. проф. С.Б. Смирнова. –СПб: Университет ИТМО, 2016. – 89 с.
18. Франчайзинг-2020: прогнозы развития [Электронный ресурс]: информационный портал – Режим доступа: https://alterainvest.ru/rus/franshiza/bl-franchayzing-2020-prognozy-razvitiya/ (дата обращения 26.08.2021)
19. Чепурин, Г. Е. Обоснование научной проблемы, актуальности темы, объекта и предмета исследования // «Вестник НГАУ» – 2015. – 2 (35). – С. 7-11
20. Эйсмонт, Н. Г. Теоретические основы и практика научных ис-следований : учеб. пособие / Н. Г. Эйсмонт, В. В. Даньшина, С. В. Бирю-ков ; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2018. – 98 с.