Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Здоровая самооценка может влиять на мотивацию, психическое благополучие и общее качество жизни. Однако иметь слишком высокую или слишком низкую самооценку может быть проблематично.
Самооценка влияет на процесс принятия решений, отношения, эмоциональное здоровье и общее благополучие. Это также влияет на мотивацию, поскольку люди со здоровым, позитивным взглядом на себя понимают свой потенциал и могут чувствовать вдохновение, чтобы принять новые вызовы.
Дети младшего школьного возраста способны взять на себя инициативу, рассказывая свою автобиографическую историю, и начинают включать в нее свой собственный личный опыт, но все же позволяют важным взрослым изменять то, что они говорят. По мере роста они с большей вероятностью будут добавлять намерения и планы на будущее в свои учетные записи. Эти дети также осознают, что они-один и тот же человек, несмотря на многие изменения в развитии, которые происходят с ними.
Важно отметить, что самооценка у младших школьников – это понятие, отличное от самоэффективности, которая включает в себя то, насколько хорошо вы считаете, что справитесь с будущими действиями, результатами или способностями.
Наличие здоровой самооценки может помочь ребенку мотивировать к достижению целей, потому что человек способен ориентироваться в жизни, зная, что он способен выполнить то, к чему стремитесь.
Актуальность темы отчета по практике заключается в том, что развитие у учащихся уверенности в себе во время обучения становится очень необходимым как форма развития характера учащихся в повседневной жизни позже. В этом исследовании уверенность в себе была названа самооценкой. Самоуважение определяется как уверенность в себе, даже если оно не полностью описывает истинное значение.
Цель учебной практики – получение первичных навыков научно-исследовательской работы по тематике самооценки младших школьников.
Задачи:
1) изучить представление о самооценке и ее место в структуре личности;
2) выявить аспекты проявления самооценки у младших школьников;
3) определить особенности формирования самооценки у младших школьников;
4) рассмотреть процесс организации исследования самооценки младших школьников;
5) разработать программу развития самооценки младших школьников.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования – оптимизация самооценки младшего школьника.
Практическая значимость: разработанная программа оптимизации самооценки младшего школьника будет полезной для педагогов начальной школы, психологам в системе начального образования, родителям обучающихся начальной школы.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1.1. Анализ статей по самооценке младших школьников
По мнению автора статьи: «К проблеме формирования самооценки младшего школьника», самооценка относится к позитивным (высокая самооценка) или негативным (низкая самооценка) чувствам, которые мы испытываем по отношению к самим себе. Мы испытываем положительные чувства высокой самооценки, когда верим, что мы хорошие и достойные, и что другие смотрят на нас положительно. Мы испытываем негативные чувства низкой самооценки, когда считаем себя неадекватными и менее достойными, чем другие. (рис. 1)
Рисунок 1. Представление самооценки
Автор считает, что самооценка определяется многими факторами, в том числе тем, насколько хорошо мы оцениваем свою работу и внешний вид, и насколько мы удовлетворены нашими отношениями с другими людьми.
Самооценка имеет решающее значение для психического и социального благополучия. Она влияет на устремления, личные цели и взаимодействие с другими. В данной статье подчеркивается важность самооценки как защитного фактора и неспецифического фактора риска физического и психического здоровья.
Представлены данные, свидетельствующие о том, что самооценка может привести к улучшению здоровья и социального поведения и что низкая самооценка связана с широким спектром психических расстройств и социальных проблем, как интернализирующих проблем (например, депрессия, суицидальные тенденции, расстройства пищевого поведения и тревога), так и экстернализирующих проблем (например, депрессия, суицидальные тенденции, расстройства пищевого поведения и тревога).
Если рассматривать статью автора Барковой, Н. П. Изучение самооценки младших школьников, то Я-концепция определяется как сумма убеждений и знаний индивида о его личных качествах. Он классифицируется как когнитивная схема, которая организует абстрактные и конкретные представления о себе и контролирует обработку саморелевантной информации.
Баркова Н.П. пишет о связи между самооценкой и академическими достижениями сообщается в большом количестве исследований. В критические детские годы было показано, что позитивное чувство самоуважения повышает уверенность детей в себе и успех в школе, причем позитивная самооценка является фактором, предсказывающим успех в учебе, например способность к чтению.
Так, результаты ее исследования среди детей младшего школьного возраста свидетельствуют о том, что дети с высокой самооценкой имеют более высокие когнитивные способности. Кроме того, исследования показали, что основные самооценки, измеряемые в детстве и в раннем взрослом возрасте, связаны с удовлетворенностью работой в среднем возрасте.
Следующая статья автора Троицкой И. Ю. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте говорит о защитной природе самооценки особенно очевидна в исследованиях, посвященных стрессу и/или физическим заболеваниям, в которых показано, что самооценка защищает человека от страха и неуверенности. Это находит свое отражение в наблюдениях за хронически больными людьми. Было обнаружено, что большее чувство превосходства, эффективности и высокой самооценки в сочетании с наличием партнера и многими близкими отношениями оказывают прямое защитное воздействие на развитие депрессивных симптомов у хронически больных.
Автор утверждает о том, что эволюционирующая природа самооценки была концептуализирована Эриксоном в своей теории об этапах психосоциального развития у детей, подростков и взрослых. Согласно Эриксону, индивиды заняты своей самооценкой, и я-концепцией до тех пор, пока продолжается процесс кристаллизации идентичности. Если этот процесс не проходит успешно, индивид остается в замешательстве, не зная, кто он на самом деле.
Бортникова, Л. Г. автор статьи «Развитие рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции младшего школьника» рассматривает проблемы идентичности, такие как неясная идентичность, диффузная идентичность и отчуждение (статус идентичности, основанный на том, взяли ли подростки твердые обязательства
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дагбава, С.Б. Практика в системе обучения бакалавров педагогики по профилю «Практическая психология в образовании»: учеб. пособие / С.Б. Дагбаева, Н.В. Тоышева. – Чита: ЗабГГПУ, 2009. – 241 с.
2. Изотова, Е.И. Школьная психологическая служба в образовательном учреждении: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 288 с.
3. Практика в системе подготовки психологов образования (бакалавриат): учеб.-мет. пособие / С.Б. Дагбаева, Л.А. Бобылева, М.В. Семина, Т.А. Ходюкова. – Чита, ЗабГУ, 2016. – 137 с.
4. Рамендик, Д.М. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие для академического бакалавриата / Д.М. Рамендик, М.Г. Рамендик. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 165 с. – Серия: Бакалавриат. Академический курс. Модуль. - ISBN 978-5 534- 00257-7. – Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/EA3C7BF6-1E6D-45CD-8280-84B06D550E47.
5. Джиоева Г.Х. [Электронный ресурс] URL https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-formirovaniya-samootsenki-mladshego-shkolnika (Дата обращения 09.09.2021).
6. Баркова, Н. П. Изучение самооценки младших школьников / Н. П. Баркова, Н. И. Аркаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 148-153. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51873/ (дата обращения: 09.09.2021).
7. Троицкая, И. Ю. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте / И. Ю. Троицкая, Т. Н. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39396/ (дата обращения: 09.09.2021).
8. Бортникова, Л. Г. Развитие рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции младшего школьника / Л. Г. Бортникова // Развитие личности дошкольника и младшего школьника : межвуз. сб. науч. тр. – Нижневартовск : НГПИ, 2003.
9. Авдеева Л.И. ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА https://elibrary.ru/item.asp?id=15891478