Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эффективное функционирование транспортного комплекса любой страны играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства любой страны в мировой экономической системе.
Актуальность темы работы определяется значением транспортного комплекса в экономике Китая и необходимостью решения проблем его функционирования.
Целью работы является исследование особенностей транспортного комплекса Китая для выявления проблем его развития и выявления путей их решения.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы организации транспортного комплекса страны;
- проанализировать современное состояние транспортного комплекса Китая;
- выявить проблемы транспортного комплекса Китая и предложить пути их решения.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список литературы.
1. Основы организации транспортного комплекса страны
Транспорт как составная часть экономической инфраструктуры включает автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, речной (внутренний водный) и трубопроводный виды. Элементами транспортного комплекса являются также промышленный транспорт и городской общественный транспорт.
Новые технологии организации работы транспортных компаний позволят повысить эффективность перевозок, учитывая все требования к качеству и безопасности их осуществления. Одной из таких технологий является технология мультимодальных перевозок, которая позволяет оптимизировать перевозки, используя особенности транспорта, а также существенно повысить эффективность взаимодействия в транспортной инфраструктуре.
Мультимодальная перевозка – это способ перевозки, основой которого является участие в перевозке различного транспорта при наличии единого ответственного лица и единого договора. При этом ответственное лицо, а именно главный перевозчик, не обязан иметь все виды транспорта, необходимые для осуществления перевозки [2].
Зачастую процесс перевозки сопровождается заключениями договоров субподряда со сторонними транспортными компаниями, однако ответственное лицо при этом остаётся неизменным. Данный вид перевозок является наиболее привлекательным для транспортировки на средние и большие расстояния, однако при этом является наисложнейшим способом доставки груза (3).
Транспортировка грузов в настоящее время связана с расширением роли перевозок, которые осуществляются одним оператором из одного центра управления перевозки с использованием одного документа для их осуществления, то есть мультимодальные перевозки. Такая ситуация связана, прежде всего, с расширением торговых и хозяйственных связей между странами, стремлением в большей степени реализовать преимущества международного разделения труда, а внутри России позволяет улучшить обеспеченность разных регионов страны, выравнивая их развитие в плане доступности товаров и услуг.
При определении самого понятия «мультимодальные перевозки» необходимо четкое уяснение истинности данного суждения, понимания его достоинств и недостатков, что позволит провести упорядочивание и сравнение разных понятий, которые используются для осуществления грузовых перевозок.
Анализ различных определений мультимодальных перевозок позволяет сделать вывод, что мультимодальные перевозки позволяют перевозить материальные ресурсы разным транспортом по одному документу, по которому ответственность возложена на одно лицо. Если же идет процесс пересечения государственной границы, то тогда такая перевозка становится прямой смешанной перевозкой или иначе ее называют интермодальной перевозкой. То есть с пониманием мультимодальной перевозки пересекается понятие смешанной перевозки, которая отличается от мультимодальной тем, что могут быть использованы не один документ, а несколько документов. Хотя общим между ними является использование разного транспорта.
Отличие простой мультимодальной перевозки от интермодальной заключается в том, что перевозка осуществляется без пересечения границы в случае мультимодальной перевозки и с пересечением границы в случае интермодальной перевозки.
Принципы организации мултимодальных перевозок [3]:
- единый режим коммерческих и правовых отношений;
- комплексный подход к финансовому обеспечению перевозок;
- использование телекоммуникаций в процессе осуществления перевозок и электронных документов;
- единство организационного и технологического процесса при осуществлении перевозок, их координация;
- единство посредников;
- высокий уровень развития инфраструктуры,
К преимуществам мультимодальных перевозок можно отнести следующие факторы [4]:
- минимум затрат на единицу перевозки товарно-материальных ценностей;
- оптимальное время доставки грузов;
- высокий уровень безопасности при осуществлении перевозок;
- требуется минимальный уровень запасов при перевозках;
- возможность сочетать преимущества разного транспорта;
- способность перевозить различные виды грузов.
Среди перечисленных преимуществ особое место занимает преимущество скорости доставки грузов в мультимодальных перевозок, так как экономится время на оформление документов между различными этапами перевозки.Роль заказчика в таких услугах ограничивается только тем, что он заключает договор на перевозку только с одной компанией, которая и осуществляет весь процесс перевозок по согласованному маршруту (рисунок 2) (7).
Рисунок 1 – Виды операций и участники, включаемые в мультимодальную перевозку
Данные рисунка 1 показывают, что заказчик (производитель), пункт погрузки, транспортные компании, пункт перегрузки, разгрузки взаимодействуют через одно лицо, которое называется оператором мультимодальной перевозки. То есть сама по себе мультимодальная перевозка является единой системой, которая включает единые информационные, управляющие и материальные потоки [8], что делает возможным и необходимым использование логистического подхода к ее организации.
При организации мультимодальных перевозок существуют два основных подхода: традиционный и логистический подход (таблица 1).
Таблица 1 – Основные подходы к организации мультимодальных перевозок
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Карлаусов В.В. Кудин А.П. Китай //Мировая экономика и международные отношения. Полный курс: учебник/ коллектив авторов под ред. А.С. Булатова. – Москва: Кнорес, 2017. – 680 с.
2. Китайская народная республика. Политика, экономика, культура Ежегодник. /Под ред. Акад. РАН Титаренко М.Л. – М.: ИДВ РАН, 2019.
3. КНР и Казахстан создадут зону свободной торговли в крупных городах вдоль железных дорог. URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0602/c31518-890 0903.html
4. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник /В.К. Ломакин – М.: Юнити-Дана, 2020, - 671 с.
5. Объем торговли с пятью странами ЦА составил 70 % общего внешнеторгового оборота Синьцзяна. URL: http://russian.china.org.cn/business/txt/2015-11/ 25/content_313046 64.htm; В январе—феврале товарооборот китайского Синьцзяна с Казахстаном вырос на 77,9 %. URL: http://russian.china.org.cn/business/txt/ 2017-03/31/content_40536317. htm
6. Открыт маршрут международных железнодорожных грузовых перевозок Шицзуйшань (Нинся)—Казахстан. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/ 1117/c31518-9143195.html
7. Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». Документ Госкомитета по делам развития и реформ, Министерства иностранных дел и Министерства коммерции КНР (издано с санкции Госсовета КНР). 28.03.2015. URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/tl254925.shtml
8. Силищев А.С. Китайская экономика в 21-м век. – СПб: Питер, 2019. – 386 с.
9. СУАР становится логистическим узлом на Экономическом поясе Шелкового Пути. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2017-04/14/content_40622 668.htm.
10. Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая //Общество и государство в Китае