Фрагмент для ознакомления
2
СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ)
В настоящее время одной из значительных экономических проблем в сфере экологии России является экологический ущерб.
Констатация проблемы и современное состояние
По официальным данным, в России скопилось до 100 миллиардов тонн опасных отходов, и каждый год образуются дополнительные. По данным Минприроды РФ, эти отходы угрожают здоровью и жизни 17 миллионов человек. Оценку накопленного экологического ущерба, а также перечень мер, которые необходимо принять, проводит Росприроднадзор [16].
Только на ликвидацию нескольких объектов в рамках проекта «Чистая страна», а также на ликвидацию промплощадки ОАО «Усольехимпром», шламонакопителей Байкальского ЦБК и волгоградского ВОАО «Химпром», объектов накопленного вреда «Средне-Волжского завода химикатов», бурятских Холбольджинского угольного разреза и Джидинского комбината из федерального и местных бюджетов уже выделено или планируется выделить около 26 млрд рублей [12].
В России образовались тысячи свалок, шламонакопителей и отвалов — так называемых объектов накопленного вреда окружающей среде. Собственники предприятий стараются снять с себя ответственность за накопленные в них отходы, передают проблемные объекты в другие руки или просто бросают. Создаётся ситуация, в которой компании получают прибыли, а ликвидировать завалы опасных отходов приходится муниципальным образованиям или государству [15].
Сейчас в официальном реестре из 164 объектов накопленного вреда окружающей среде 56 относятся к промышленности. Их число будет увеличиваться, а ликвидация будет идти в первую очередь за счёт средств федерального и региональных бюджетов — даже крупные и довольно успешные компании до сих пор не создают финансовые резервы для переработки или утилизации своих отходов [16].
Стоимость рекультивации шламонакопителей «Белое море» и «Чёрная дыра» в Дзержинске (Нижегородская область) — 2,217 млрд и 2,851 млрд бюджетных рублей; стоимость рекультивации шламонакопителей Байкальского ЦБК в Байкальске (Иркутская область) — 5,9 млрд рублей [15].
Анализ официальных баз данных позволил Greenpeace найти дополнительные объекты, претендующих на включение в реестр: выявлены семь предприятий, которые перестали работать, ликвидированы или находятся в состоянии ликвидации. Только они произвели ещё 350,8 млн тонн отходов. Можно достаточно уверенно говорить, что и эти объекты накопленного вреда будут ликвидировать за счёт налогоплательщиков [3].
Для экологической отрасли 2020 год запомнился турбулентностью. Активные суды бизнеса с органами надзора, огромные суммы возмещения по природоохранным спорам, масштабное обновление законодательства — по мнению юристов, эти факторы указывают на то, что и в следующем году компаниям придется дороже платить за экологический ущерб [15].
Главные направления
Экологические споры объединяют сразу несколько категорий дел, рассматриваемых по различным правилам. В числе лидеров — споры, связанные с возмещением ущерба окружающей среде из-за попадания вредных веществ в почву или водные объекты: примерами служат разлив дизельного топлива, случившийся в мае 2020 года на площадке одной из «дочек» «Норникеля», или спор между Староцементным заводом и Росприроднадзором из-за загрязнения почвы. Юристы отводят таким спорам особое место из-за фигурирующих в них огромных сумм возмещения [15].
Не остается безнаказанным и негативное воздействие на окружающую среду (НВОС): за выбросы в воду и атмосферный воздух, за размещение отходов производства и потребления компаниям также приходится платить — отсюда вытекает еще одна распространенная категория судебных дел. Уверенно множатся и конфликты, возникающие из публичных правоотношений: бизнес судится с органами экологического надзора из-за невыдачи различных разрешений и несогласия с итогами проверок и предписаний [4].
Меры по решению проблемы
Одной из мер по решению проблем учета экологического ущерба является внесение изменений в законодательство РФ.
За нарушения законодательства в сфере охраны природы устанавливается дисциплинарная, имущественная, уголовная и административная ответственность. При этом, даже если на нарушителя не был наложен штраф, он может быть привлечён к возмещению вреда окружающей среде. В то же время наложение штрафа не исключает возможность требовать возмещение вреда [10].
Законодательство предполагает, что предприятия должны ликвидировать причинённый ими вред, но эти требования практически не выполняются. Необходимая юридическая база — фрагментарная, неполная и создаёт возможности промышленным компаниям уйти от ответственности. Эксперты российского отделения Greenpeace подготовили обширный список поправок в законодательство, которые помогут навести должный порядок в отрасли. При выработке рекомендаций использовался опыт разных стран [10].
Активное регулирование
2020 год можно назвать годом масштабного обновления природоохранного законодательства: количество подзаконных нормативных актов в ходе реформы контрольно-надзорной деятельности. Так, постановление правительства РФ от 18 сентября 2020 года №1496 с 1 января 2021 года аннулирует более 60 нормативных актов в сфере экологии. Отмена коснется нормативно-правовых актов в области правил паспортизации отходов I–IV классов опасности, утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, порядка предоставления отчетности в рамках так называемой расширенной ответственности производителя и многих других экологических вопросов [16].
Правительство РФ и Минприроды должны принять новое регулирование взамен отмененного, но вопрос, успеют ли ведомства осуществить задуманное в короткий срок, остается открытым. Также с 1 января 2021 года начала действовать реформа законодательства о предотвращении и ликвидации разливов нефти, которая в ускоренном порядке была реализована после ЧП в Норильске. Данные поправки обязывают компании, имеющие дело с нефтепродуктами, до 1 января 2024 года, во-первых, утвердить планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а во-вторых, создать достаточное финансовое обеспечение для ликвидации аварий в форме банковской гарантии, страхования или резервного фонда [2].
Кроме того, в рамках продолжающейся «мусорной» реформы правительство взамен разрозненного прежнего регулирования утвердило единый свод требований к переработке отходов. Так, с 1 января 2021 года захоронение и сжигание твердого коммунального мусора стало озможным только в случаях, если он окажется непригодным для рециклирования, а сами объекты обращения с отходами оснастят автоматизированными системами учета поступающих отходов и продуктов их переработки [7].
Крайне важна сейчас реформа законодательства о зонах с особыми условиями использования территорий. Суть изменений сводится к тому, чтобы определить закрытый перечень зон, в которых действует специальный режим использования земельных участков, и сделать их границы видимыми для всех — для этого данные о таких зонах внесут в Единый государственный реестр недвижимости. Изменения коснутся всех видов зон с особыми условиями использования территорий: санитарно-защитных, водоохранных, приаэродромных территорий, охранных зон объектов электроэнергетики и т. д. Зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов по замыслу законодателя также получат специальный режим регулирования. От нововведений могут пострадать собственники участков, оказавшихся в границах вновь установленных зон: принадлежащее им имущество могут снести (при неблагоприятном стечении нескольких факторов) — правда, с вероятной компенсацией убытков. Новые правила также коснутся застройщиков, с чьими объектами связано введение спецрежима. Сейчас реформа находится в стартовом периоде: снос объектов, не отвечающих новому специальному режиму, запрещен, а для установления особых зон и строительства внутри них объектов недвижимости действуют специальные правила. Переходный период предположительно продлится до 1 января 2025 года [2].
Изменения, внесенные в ст. 65 Закона об охране окружающей среды, устранили актуальную проблему дублирования федерального и регионального экологического надзора в отношении природопользователей. Также в июле 2020 года Госдума приняла новый базовый закон в области государственного и муниципального контроля в РФ [16].
Расчеты для чистого воздуха
Одна из экологических задач, стоящих перед государством,— кардинальное снижение загрязнения воздуха в стране. Федеральный проект «Чистый воздух», созданный для реализации этой цели в рамках нацпроекта «Экология», направлен на снижение вредных выбросов в 12 крупных промышленных центрах, где отмечены наибольшие проблемы с загрязнением атмосферного воздуха (Красноярск, Норильск, Челябинск и др.). Ранее Владимир Путин поручал к концу 2024 года сократить выбросы в атмосферу городов-участников не менее чем на 20% [16].
В 2020 году был принят закон, вводящий в России механизм квотирования таких выбросов — эксперимент по его внедрению продлится с 1 января 2020 года по 1 января 2025 года. В 12 городах проведут сводные расчеты, чтобы установить для каждого региона перечень приоритетных загрязняющих веществ. На основании полученных результатов будут определены объекты с максимальным общим вкладом в концентрацию загрязнения воздуха, для которых затем установят квоты — величины допустимых выбросов объекта [8].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 15.04.2019 N 62-ФЗ (последняя редакция)
2. Федеральная целевая программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014 – 2025 годы
3. Блоков И.П. Накопленный вред окружающей среде: разрушение здоровья и бюджетов. – Greenpiece, 2020.
4. Валиуллина Н.Р. Анализ методик оценки экономического ущерба, причиняемого загрязнением водной среды. – Набережночелнинский институт, 2019.
5. Лихачев Д.С. Загрязнение окружающей среды от действия нефтегазовой отрасли: эколого-экономические аспекты. – Сибирский федеральный ун-т, 2018.
6. Майорова Е.И.Экологический вред: как определить его размер. – Экология производства, 2018.
7. Пинаев В.Е. Ликвидация накопленного экологического ущерба. – М.: Мир науки, 2017. – 136 с.
8. Постников В.П. Моделирование зависимости экологического ущерба от объемов выбросов загрязняющих веществ. – Экономика и экология, 2019.
9. Правовые проблемы возмещения вреда, причиненного окружающей среде: сборник материалов Международной научно-практической конференции (МИИГАиК, ИЗиСП, 23 марта 2017 г.) / отв. ред. С.А. Боголюбов, Н.Р. Камынина, М.В. Пономарев. –М.: МИИГАиК, –2017. –240 с.
10. Правовое регулирование возмещения экологического вреда : науч.-практич. пособие / С.А. Боголюбов, Е.С. Болтанова, М.М. Бринчук [и др.] ; отв. ред. Н.В. Кичигин. — М. : ИНФРА-М : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2017. — 368 с.
11. Яковлев А.С. Методика стоимостной оценки вреда, причиненного окружающей среде. – МГУ им.Ломоносова, 2019.
12. Гринпис. URL: https://greenpeace.ru/news/2020/03/04/doklad-greenpeace-jeksperty-ocenili-masshtaby-nakoplennogo-jekologicheskogo-ushherba-v-rossii/
13. Ущерб экологии в 2020 году. URL: https://rg.ru/2020/11/23/rosprirodnadzor-ushcherb-ekologii-v-2020-godu-nanesen-na-235-mlrd-rublej.html
14. Национальное информационное агентство Экология. URL: https://nia.eco/2020/11/23/9317/
15. Росприроднадзор. URL: https://rpn.gov.ru/
16. Минприроды РФ. URL: https://www.mnr.gov.ru/