Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В общей профессиональной подготовке психолога в системе специального и последипломного образования (переподготовки) существенное значение имеет производственная практика (стажировка) в качестве практического психолога, выступает звеном, которое связывает теоретическую и практическую подготовку студентов в процессе обучения, их самостоятельную работу и максимально приближает специалистов к профессиональной деятельности, предоставляя возможности на практике усовершенствовать усвоенные знания и сформировать соответствующие профессионально-психологические умения, навыки и компетенции.
Важность практики, как одного из составляющих учебного курса, определяется учитывая возможность убедиться в правильности профессионального выбора и качества знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе теоретических занятий и самоподготовки. Современная практическая и прикладная психология отличается ресурсными и авторскими новейшими подходами, которые реализуются в деятельности современной психологической службы.
Производственная практика (стажировка) является прагматичной частью системы подготовки современного специалиста, опирается на теоретико-методологические, теоретические, методические знания, приобретенные в ходе освоения соответствующих учебных курсов и специальных прикладных курсов.
Практика мной проходилась в в действующем ГБОУДО г. Москвы «ДТДиМ «Преображенский».
Директор Коминова Елена Борисовна KominovaEB@edu.mos.ru +7 (499) 161-15-06 +7 (916) 601-84-97 Секретарь Мартюшева Екатерина Александровна +7(499)161-15-06 Адрес электронной почты: preobr@edu.mos.ru
Профессионально-личностные цели:
- закрепление внутренней мотивации по практико-профессиональной деятельности в качестве психолога-педагога;
- приобретения практического опыта личностной идентификации с профессиональной ролью психолога-педагога;
- формирование потребности в личностном и профессиональном самосовершенствовании;
учебно-профессиональные цели:
- закрепление, углубление и совершенствование профессионально-психологических знаний путем их адекватного применения в процессе решения конкретных задач производственной практики (стажировки);
- совершенствование умений и навыков осуществления научно-исследовательской работы;
Задачи практики:
Основной задачей производственной практики является развитие трудовых функций и конкретных трудовых действий педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом.
Практика позволила мне усвоить ранее полученный теоретический материал, научила меня ориентироваться в методических документах, применять правильные методы исследования и анализа и отличать одни от других.
Теоретическую и практическую основу рабочей программы составили: идеи социально-педагогического подхода в профессиональной деятельности учреждений образования (В.Г. Бочарова, А.Б. Мудрик, М.А. Галагузова,); межличностные отношения в вузах (А.А. Бодалев, Т.А. Верѐвкина, Н.В. Тимофеева); социально-педагогические методы и технологии (В.Г. Бочарова, А.Б. Мудрик, В.С. Торохтий); инновационное образование (Е.Д. Чернов, В.Е. Шукшунов).
1. Изучение системы управления, должностных обязанностей профильного специалиста (психолога)
Педагог-психолог «ДТДиМ «Преображенский» – это не медик. В отличие от работающего в клиниках, он не ставит диагнозы и не выписывает пилюли. Вообще, основная задача психолога – уметь вовремя найти проблему в развитии абсолютно психологически здорового ребёнка и устранить её не медикаментозным, а педагогическим методом. В «ДТДиМ «Преображенский» этот человек – связующее звено в цепочке триады «преподаватель-воспитанник-родитель».
Очень важно выстраивание взаимоотношений в учреждении, когда только происходит знакомство и притирка основных участников процесса обучения, когда происходит адаптация к новому коллективу и устанавливается уровень самооценки.
Особенности работы психолога-педагога с воспитанниками учреждения обусловлены типичными для этого возраста проблемами - прежде всего, потребностью ученика стать внутренне взрослым человеком, самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности и свое предназначение в жизни. В исследовании воспитанников в юношеском возрасте можно использовать методики для диагностики взрослых (при условии их адаптации).
Среди основных причин, обусловливающих трудности и противоречия развития психической сферы воспитанников и требующих вмешательства психолога, необходимо выделить, прежде всего, следующие.
На психофизиологическом уровне они могут иметь дискомфорт незавершенности полного физического развития по всем параметрам; ощущение своей физической непривлекательности (хотя бы по одному из параметров) - синдром дисморфофобии; неустойчивости эмоциональной сферы; особенностей высшей нервной деятельности; высокого уровня ситуативной тревожности.
Наиболее информативными диагностическими методиками в этом случае могут служить наблюдение, беседа, соответствующие шкалы опросника Айзенка и 16-факторного опросника Р. Кеттелла, шкала ситуативной тревожности Ч. Спилбергера.
Консультирование.
Консультирование – один из главных столпов работы психолога-педагога. При этом диагностика служит основой для правильной организации коррекционной работы, другие формы - дополняют или заменяют ее при необходимости. Главный ее принцип - целостности, означает необходимость обеспечивать целостное действие на личность ребенка или подростка в ходе психокоррекционно-развивающей работы. Даже при знании «локализации конкретной проблемы» необходимо работать со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и других проявлениях.
Общие требования к коррекционно-развивающей работе в учреждении:
1) добровольность участия в них воспитанников. В случае, когда речь идет о младших категориях и учащихся 5-6 классов, необходимо также согласие родителей (кстати, это еще в большей степени касается диагностической деятельности: любые формы психологической диагностики воспитанников могут быть проведены только с согласия родителей и их собственного)
2) при планировании содержания коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать общевозрастные психологические особенности; особенности социальной и культурной среды жизнедеятельности воспитанников учреждения; их собственные индивидуальные особенности и потребности;
3) необходимо соблюдать последовательность и преемственность в формах и методах коррекционно-развивающей работы, проводимой в ГБОУДО г. Москвы «ДТДиМ «Преображенский».
Развивающая работа в данной практике традиционно ориентирована, прежде всего, на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и самосознание воспитанников. Она может быть осуществлена в различных видах взаимодействий психолога-педагога (стажера) и субъектов: в свободное от учебы время, на специально отведенном для этого учебном занятии (тренинговые, развивающие).
Психологу-педагогу (стажеру) на основании результатов психодиагностического обследования необходимо разработать для решения выявленной психологической проблемы индивидуальную программу коррекции с учетом возрастных особенностей ребенка.
А вообще, быть готовым помочь, находясь рядом каждый день, каждую минуту – вот что может и должен настоящий педагог-психолог.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. [Текст] : - М. : 2002. - 448 с.
2. Выготский, Л. С. Собр. Соч.: [Текст] : В 6 т. Т. 3 - М. : Просвещение, 1983.-192 с.
3. Ерофеева, Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей школьного возраста. [Текст] : М., 1986. – 263 с.
4. Каган, М. С. Мир общения [Текст] : Проблема межсубъектных отношений. - М. : Политиздат., 1988. – 69 с.
5. Каган, М. С. Общение и деятельность [Текст] : Философ, науки. - 1975. - № 5.
6. Никитина, Н.И. Методика и технология работы педагога: учеб. пособие для студентов пед.училищ и колледжей / Н.Н.Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 399 с.
7. Шакурова М.В. Методика и технология работы педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учебн. завед. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский цент «Академия», 2004;
8. Шишковец Т.А Справочник педагога. – М.: ВАКО (Педагогика. Психология. Управление.), 2005. – 335 с.