Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целями научно-педагогической практики являются приобретение навыков педагогической и методической работы; формирование и развитие профессиональных навыков работы в аудитории; формирование и развитие компонентов профессионально-педагогической культуры, получение материалов к написанию магистерской диссертации.
Реализация данных целей предполагает решение следующих задач:
1) овладение педагогическими компетенциями;
2) формирование культуры педагогической деятельности;
3) развитие педагогических способностей, выработка индивидуального стиля преподавания;
4) освоение эффективных методов организации учебного процесса в высшей школе;
5) приобретение практических навыков педагогической деятельности в процессе решения педагогических задач;
6) сбор фактического материала для магистерской диссертации по теме «Тактика и технология обыска и выемки».
В процессе прохождения научно-педагогической практики мною осуществлялась работа по следующим направлениям деятельности:
1) ознакомление с принципами организации образовательного процесса в вузе с традиционными и инновационными методами преподавания юридических дисциплин;
2) ознакомление с порядком формирования учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин;
3) составление почасового плана проведения занятий по дисциплине «Уголовный процесс»;
4) разработка лекции по теме «Тактика и технология обыска и выемки»;
5) разработка практических заданий к лекции «Тактика и технология обыска и выемки».
Научно-педагогическая практика была пройдена мною на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тульский государственный университет» на кафедре юриспруденции.
1 Традиционные и инновационные методы преподавания уголовно-правовых дисциплин
1.1 Понятие и виды традиционных методов преподавания уголовного процесса
В процессе прохождения научно-педагогической практики важными ее составляющими были: ознакомление с принципами организации образовательного процесса в вузе, с традиционными и инновационными методами преподавания юридических дисциплин; ознакомление с порядком формирования учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин.
Изученные мною научные и методические материалы были систематизированы. Ниже представлены результаты данного направления работы. В Приложении к Отчету о научно-педагогической практике представлен разработанный мною почасовой план проведения занятий по дисциплине «Уголовный процесс».
Актуальность темы, посвященной характеристике основных видов методик преподавания уголовного процесса, обусловлена следующими обстоятельствами. В сфере преподавания уголовного процесса в юридических учебных заведениях существует много затруднений, которые, как отмечают С.Ф. Милюков и В.Г. Павлов, связаны с «нестабильностью законодательства, слабой учебно-методической базой вузов, несвоевременностью опубликования законодательных и нормативных актов, отсутствием тесных связей учебных заведений с правоохранительными органами и общественностью».
Ведущими формами организации педагогического процесса являются лекции и практические (семинарские или лабораторные) занятия. Учебный процесс в высших учебных заведениях традиционно сложился таким образом, что почти все темы освещаются в лекциях. Это в совокупности дает систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывает состояние и перспективы развития соответствующей области науки.
По мнению В.А. Казаковой, традиционная лекция имеет и недостатки. Во-первых, определенная часть студентов приучается к пассивному восприятию чужих мнений, не желая или не успевая осознать и творчески проанализировать сказанное преподавателем. Озвученная информация воспринимается как неоспоримая совокупность знаний, которые нужно механически запомнить и воспроизвести. Во-вторых, в силу разного уровня подготовленности и способностей студентов, особенно в больших аудиториях, одни успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора. Это не дает возможности индивидуализировать обучение.
Однако, умело используя методику преподавания, можно успешно решать поставленные задачи. Концентрация внимания студентов на наиболее сложных, узловых вопросах, стимуляция их активной познавательной деятельности и формирование творческого мышления – основа подхода к усвоению дисциплины. В частности, О.С. Чиняков акцентирует внимание на следующих элементах образовательного процесса при преподавании уголовно-правовых дисциплин в процессе лекционного изложения материала: «Преподавание курса влечет за собой необходимость использования юридических терминов. Это одновременно и усложняет восприятие учащимися учебного материала, и затрудняет работу преподавателя в вопросе поддержания постоянного интереса к дисциплине. По этой причине преподавателю просто необходимо разъяснять учащимся специальный смысл некоторых юридических терминов».
По мнению О.С. Чинякова, ситуация, когда в ходе занятий нет взаимодействия между учащимися и преподавателем, где последний все время только информирует, а студенты пассивно слушают, достаточно быстро гасит интерес к занятиям. Особенно это проявляется в процессе изложения сложных для восприятия положений без акцента на важные и принципиальные моменты. В качестве элементов, которые могут активизировать студентов в ходе занятий можно выделить: 1) дискуссии с постановкой вопросов о мнении учащихся относительно реальности, справедливости решения законодателя; 2) вербальные тесты с выяснением позиции и степени понимания положений.
Семинарские занятия тематически связываются с лекционными и способствуют углубленному изучению отдельных наиболее важных тем.
Формы проведения семинарских занятий:
- развернутая беседа на основании плана;
- устный опрос по теме семинара;
- прослушивание и обсуждение докладов;
- обсуждение письменных работ, заранее подготовленных и изученных всеми членами группы;
- теоретическая конференция;
- семинар-коллоквиум (беседа преподавателя с учащимися для выяснения их знаний);
- семинар-экскурсия (на производство, предприятие, в организацию и т.д.);
- семинар комментированного чтения и анализа документов;
- семинар решения задач;
- семинар по материалам исследования, проведенного студентами под руководством преподавателя и др.
Выбор вида и формы семинара определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, профилем и уровнем подготовки студентов, характером рекомендованной литературы.
Типичные структурные элементы семинарского занятия:
1) вступительное слово преподавателя (место темы семинара в изучаемом курсе, цели и задачи занятия; мобилизация и активизация внимания обучаемых);
2) основная часть (выступления студентов);
3) заключительное слово преподавателя (по всему занятию в целом или отдельным выступлениям на занятии делаются выводы и оценивается деятельность участников, дается установка на следующее занятие).
Темы семинарских занятий должны носить проблемный и практикоориентированный характер, а также быть интересны для обучающихся.
Лабораторное занятие заключается в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий для усвоения теоретических основ учебного курса, приобретения навыков и опыта какой-либо деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.
Лабораторные занятия могут проводиться как вслед за лекцией, так и предварять ее для конкретизации теоретических положений, обобщений, выводов на перспективу. Целью лабораторного занятия является организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности. Во время лабораторного занятия студенты ведут записи, а по итогам работы сдают письменный отчет.
Формы проведения лабораторных работ: упражнения, занятия для решения типовых и ситуационных задач, занятия по моделированию реальных задач, имитационные занятия, выездные занятия (на производство, в организацию) для выполнения специальных заданий (провести хронометраж рабочего времени, ознакомиться с практической организацией труда юриста и т.д.), занятия-конкурсы.
Типичные структурные элементы лабораторных работ:
1. Вводная часть (формулировка темы, целей и задач занятия, обоснование его значимости в профессиональной подготовке, рассмотрение связей данной темы с другими темами курса, изложение теоретических основ работы, характеристика состава и особенностей заданий работы и объяснение подходов (методов, способов, приемов) для их выполнения, характеристика требований к результату работы, вводный инструктаж по технике безопасности, проверка готовности студентов к выполнению работы, пробное выполнение задания под руководством преподавателя, указания по самоконтролю результативности выполнения заданий студентами).
2. Основная часть (дополнительные разъяснения по ходу работы, устранение трудностей при выполнении заданий, текущий контроль и оценка результатов, поддержание в рабочем состоянии технических средств и оборудования, ответы на вопросы студентов).
3. Заключительная часть (подведение общих итогов (позитивных, негативных) работы, оценка результатов работы отдельных студентов, ответы на вопросы, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы и устранению пробелов в системе знаний, умений и навыков, сбор отчетов по выполненной работе для проверки, изложение сведений о подготовке к выполнению следующей работы и подлежащей изучению учебной литературе.
Вводная и заключительная части, как правило, организуются фронтально, а основная часть строится как индивидуальная работа со студентами).
С точки зрения О.С. Чинякова, «в своей деятельности многие преподаватели ориентированы все-таки на средний уровень студентов, что
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с поправками от 30.12.2008, 05.02, 21.07.2014, 14.03.2020) UPL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_/ (дата обращения: 04.10.2021)
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (УПК РФ) (с изменениями и дополнениями на 01.07.2021) UPL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_/ (дата обращения: 04.10.2021)
3. Гришин Д.А. Реализация принципа законности при производстве дознания. Автореф. дисс. канд. юр. наук / Д.А. Гришин. – М.: Московский университет МВД Российской Федерации. 2009. – 22 с.
4. Гришин Д.А., Малышева Ю.В. Регламентация права подозреваемого, обвиняемого на защиту в отечественном законодательстве и международных правовых актах / Д.А. Гришин, Ю.В. Малышева // Человек: преступление и наказание. – 2011. – № 4 (75). – С. 68-70.
5. Дробинин Д.В. К вопросу об основаниях разграничения обыска и выемки как самостоятельных следственных действий / Д.В. Дробинин // Юридический вестник Самарского университета. – 2017. – Т.3. № 2. – С.75-79.
6. Ермаков С.В., Макаренко М.М. Проблемы производства выемки документов, содержащих налоговую и банковскую тайну / С.В. Ермаков, М.М. Макаренко //Вестник Московского университета МВД России. – 2013. – № 7. – С. 92-94.
7. Журба О.Л., Торопов С.А. К вопросу повышения эффективности поисковых действий при производстве обыска / О.Л. Журба, С.А. Торопов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2018. – Т. 3 (69). № 3. – С.130-138.
8. Казакова В.А. Методика преподавания уголовно-правовых дисциплин // Юридическое образование и наука. – 2012. – № 4. – С. 32-36.
9. Криминалистика: учебник / под ред. Е. П. Ищенко, А. А. Топоркова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 683 с.
10. Лифанова Л.Г. Тактические рекомендации по производству обыска для обучающихся юридических вузов уголовно-правовой специализации / Л.Г. Лифанова // Мир науки, культуры, образования. –2018. –№6 (73). – С.299-300.
11. Методика преподавания правовых дисциплин: учебно-метод. пособие / Е.В. Евплова, Е.В. Гнатышина, М.В. Чередникова. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 210 с.
12. Милюков С.Ф., Павлов В.Г. Обсуждение проблем преподавания уголовного права // Правоведение. – 2007. – № 1. – С. 162-165.
13. Нуждин А.А. Специфика обстановки совершения осужденными преступлений в учреждениях уголовно-исполнительной системы / А.А. Нуждин // Человек: преступление и наказание. – 2017. – Т. 25. № 1. – С. 87-91.
14. Пушкарев В.В. Порядок и тактика производства обыска / В.В. Пушкарев // Эпоха науки. – 2017. – № 11. – С.56-62.
15. Расследование преступлений, совершаемых в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Монография/А.В. Акчурин, А.В. Беляков, А.В. Бодяков и др. – Рязань, 2015. – 279 с.
16. Стельмах В.Ю. Срок вступления в законную силу постановления судьи о разрешении производства следственного действия / В.Ю. Стельмах // Право и безопасность. – 2013. – № 1-2 (44). – С.121-123.
17. Харина Э.Н. Обыск: виды и цели, особенности производства в современных условиях / Э.Н. Харина // Вестник университета им. О.Е. Кутафина. – 2018. – № 3. – С.149-159.
18. Чиняков О.С. Проблемы преподавания уголовного права в вузе и пути их решения // Мир науки и образования. – 2015. – № 1. – С.2-8.
19. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: учебник для вузов / Г.Г. Шиханцов. – М.: Зерцало, 2007. – 503 с.
20. Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2017 № 2240-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Григоряна Романа Вячеславовича на нарушение его конституционных прав частью одиннадцатой статьи 182, пунктами 10 и 11 части третьей, частями пятой и шестой статьи 259, частью третьей статьи 260, статьей 297 и пунктом 2 статьи 307 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» UPL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_/ (дата обращения: 04.10.2021)
21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2017 № 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2017. – № 7.