Фрагмент для ознакомления
2
Производственная практика была пройдена мною на базе кафедры уголовного права СЗФ РГУП, г. Санкт-Петербург.
Целями производственной практики являлись приобретение навыков педагогической и методической работы; выполнение индивидуального задания, связанного с изучением особенностей уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьей 264 Уголовного кодекса РФ.
Задачи производственной практики, направленные на достижение указанных целей, следующие:
1) освоение эффективных методов организации учебного процесса в высшей школе;
2) приобретение практических навыков педагогической деятельности в процессе решения педагогических задач;
3) сбор фактического материала для выполнения индивидуального задания.
В процессе прохождения производственной практики мною осуществлялась работа по следующим направлениям деятельности:
1) ознакомление с принципами организации образовательного процесса в вузе с традиционными и инновационными методами преподавания уголовно-правовых дисциплин и оформление методических материалов;
2) ознакомление с порядком формирования учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин;
3) разработка лекции по теме «Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса РФ»;
4) выполнение индивидуального задания.
В процессе исследования применялись следующие методы исследования: метод теоретического анализа, сравнительно-правовой, логико-юридический методы исследования, методы систематизации и классификации, метод сбора фактов.
1 Актуальные подходы к преподаванию уголовно-правовых дисциплин
1.1 Традиционные методы преподавания уголовно-правовых дисциплин
В процессе прохождения производственной практики важными ее составляющими были: ознакомление с принципами организации образовательного процесса в вузе, с традиционными и инновационными методами преподавания уголовно-правовых дисциплин; ознакомление с порядком формирования учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин.
Изученные мною научные и методические материалы были систематизированы. Ниже представлены результаты данного направления работы.
Актуальность темы, посвященной характеристике основных видов методик преподавания уголовно-правовых дисциплин, обусловлена следующими обстоятельствами. В сфере преподавания уголовно-правовых дисциплин в юридических учебных заведениях существует много затруднений, которые, как отмечают С.Ф. Милюков и В.Г. Павлов, связаны с «нестабильностью законодательства, слабой учебно-методической базой вузов, несвоевременностью опубликования законодательных и нормативных актов, отсутствием тесных связей учебных заведений с правоохранительными органами и общественностью».
Ведущими формами организации педагогического процесса являются лекции и практические (семинарские или лабораторные) занятия. Учебный процесс в высших учебных заведениях традиционно сложился таким образом, что почти все темы освещаются в лекциях. Это в совокупности дает систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывает состояние и перспективы развития соответствующей области науки.
По мнению В.А. Казаковой, традиционная лекция имеет и недостатки. Во-первых, определенная часть студентов приучается к пассивному восприятию чужих мнений, не желая или не успевая осознать и творчески проанализировать сказанное преподавателем. Озвученная информация воспринимается как неоспоримая совокупность знаний, которые нужно механически запомнить и воспроизвести. Во-вторых, в силу разного уровня подготовленности и способностей студентов, особенно в больших аудиториях, одни успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора. Это не дает возможности индивидуализировать обучение.
Однако, умело используя методику преподавания, можно успешно решать поставленные задачи. Концентрация внимания студентов на наиболее сложных, узловых вопросах, стимуляция их активной познавательной деятельности и формирование творческого мышления – основа подхода к усвоению дисциплины. В частности, О.С. Чиняков акцентирует внимание на следующих элементах образовательного процесса при преподавании уголовно-правовых дисциплин в процессе лекционного изложения материала: «Преподавание курса влечет за собой необходимость использования юридических терминов. Это одновременно и усложняет восприятие учащимися учебного материала, и затрудняет работу преподавателя в вопросе поддержания постоянного интереса к дисциплине. По этой причине преподавателю просто необходимо разъяснять учащимся специальный смысл некоторых юридических терминов».
По мнению О.С. Чинякова, ситуация, когда в ходе занятий нет взаимодействия между учащимися и преподавателем, где последний все время только информирует, а студенты пассивно слушают, достаточно быстро гасит интерес к занятиям. Особенно это проявляется в процессе изложения сложных для восприятия положений без акцента на важные и принципиальные моменты. В качестве элементов, которые могут активизировать студентов в ходе занятий можно выделить: 1) дискуссии с постановкой вопросов о мнении обучаемых относительно реальности, справедливости решения законодателя; 2) вербальные тесты с выяснением позиции и степени понимания положений.
Семинарские занятия тематически связываются с лекционными и способствуют углубленному изучению отдельных наиболее важных тем.
Формы проведения семинарских занятий:
- развернутая беседа на основании плана;
- устный опрос по теме семинара;
- прослушивание и обсуждение докладов;
- обсуждение письменных работ, заранее подготовленных и изученных всеми членами группы;
- теоретическая конференция;
- семинар-коллоквиум (беседа преподавателя с учащимися для выяснения их знаний);
- семинар-экскурсия (на производство, предприятие, в организацию и т.д.);
- семинар комментированного чтения и анализа документов;
- семинар решения задач;
- семинар по материалам исследования, проведенного студентами под руководством преподавателя и др.
Выбор вида и формы семинара определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, профилем и уровнем подготовки студентов, характером рекомендованной литературы.
Типичные структурные элементы семинарского занятия:
1) вступительное слово преподавателя (место темы семинара в изучаемом курсе, цели и задачи занятия; мобилизация и активизация внимания обучаемых);
2) основная часть (выступления студентов);
3) заключительное слово преподавателя (по всему занятию в целом или отдельным выступлениям на занятии делаются выводы и оценивается деятельность участников, дается установка на следующее занятие).
Темы семинарских занятий должны носить проблемный и практикоориентированный характер, а также быть интересны для обучающихся.
Лабораторное занятие заключается в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий для усвоения теоретических основ учебного курса, приобретения навыков и опыта какой-либо деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.
Лабораторные занятия могут проводиться как вслед за лекцией, так и предварять ее для конкретизации теоретических положений, обобщений, выводов на перспективу. Целью лабораторного занятия является организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности. Во время лабораторного занятия студенты ведут записи, а по итогам работы сдают письменный отчет.
Формы проведения лабораторных работ: упражнения, занятия для решения типовых и ситуационных задач, занятия по моделированию реальных задач, имитационные занятия, выездные занятия (на производство, в организацию) для выполнения специальных заданий (провести хронометраж рабочего времени, ознакомиться с практической организацией труда юриста и т.д.), занятия-конкурсы.
Типичные структурные элементы лабораторных работ:
1. Вводная часть (формулировка темы, целей и задач занятия, обоснование его значимости в профессиональной подготовке, рассмотрение связей данной темы с другими темами курса, изложение теоретических основ работы, характеристика состава и особенностей заданий работы и объяснение подходов (методов, способов, приемов) для их выполнения, характеристика требований к результату работы, вводный инструктаж по технике безопасности, проверка готовности студентов к выполнению работы, пробное выполнение задания под руководством преподавателя, указания по самоконтролю результативности выполнения заданий студентами).
2. Основная часть (дополнительные разъяснения по ходу работы, устранение трудностей при выполнении заданий, текущий контроль и оценка результатов, поддержание в рабочем состоянии технических средств и оборудования, ответы на вопросы студентов).
3. Заключительная часть (подведение общих итогов (позитивных, негативных) работы, оценка результатов работы отдельных студентов, ответы на вопросы, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы и устранению пробелов в системе знаний, умений и навыков, сбор отчетов по выполненной работе для проверки, изложение сведений о подготовке к выполнению следующей работы и подлежащей изучению учебной литературе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) UPL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_/ (дата обращения: 07.10.2021)
2. Правила дорожного движения РФ, утвержденные поста-новлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (с изменениями и дополнениями) UPL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_/ (дата обращения: 07.10.2021)
3. Бобыкин А.С. Отдельные проблемы применения статьи 264 УК РФ / А.С. Бобыкин // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». – 2020. – №4. – С.302-306.
4. Веселов А.В. К вопросу о квалификации преступлений, совершаемых в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / А.В. Веселов // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2019. – №4. – С.34-40.
5. Казакова В.А. Методика преподавания уголовно-правовых дисциплин / В.А. Казакова // Юридическое образование и наука. – 2012. – № 4. – С. 32-36.
6. Методика преподавания правовых дисциплин: учебно-метод. пособие / Е.В. Евплова, Е.В. Гнатышина, М.В. Чередникова. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 210 с.
7. Милюков С.Ф., Павлов В.Г. Обсуждение проблем преподавания уголовного права / С.Ф. Милюков, В.Г. Павлов // Правоведение. – 2007. – № 1. – С. 162-165.
8. Трофимов В.Е. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика лиц, совершивших преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК РФ / В.Е. Трофимов //Правопорядок: история, теория, практика. – 2020. –№ 1 (24). – С.141-145.
9. Уголовно-правовые, криминологические и криминалистические аспек¬ты преступлений, связанных с использованием транспортных средств: мо¬нография / Д. В. Иванов, О. Г. Карнаухова, Е. В. Кузбагарова [и др.]; отв. ред. А. В. Табаков; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строи¬тельный университет. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2020. − 275 с.
10. Чиняков О.С. Проблемы преподавания уголовного права в вузе и пути их решения / О.С. Чиняков // Мир науки и образования. – 2015. – № 1. – С.2-8.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2018 № 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 примечаний к статье 264 Уголовного кодекса Российской Фе¬дерации в связи с запросом Ивановского областного суда» // Российская газета. – №100. – 11.05.2018.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» UPL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_/ (дата обращения: 07.10.2021)
13. Апелляционное постановление № 22-511/2021 от 23 марта 2021 г. по делу № 4/16-9/2021 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
14. Апелляционное постановление № 22-444/2021 от 17 марта 2021 г. по делу № 1-190/19 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
15. Апелляционное постановление № 22-412/2021 от 16 марта 2021 г. UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
16. Апелляционное постановление № 22-109/2021 от 25 января 2021 г. по делу № 4/16-294/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
17. Апелляционное постановление № 22-2834/2020 22-70/2021 от 21 января 2021 г. по делу № 4/17-40/20 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
18. Апелляционное постановление № 22-2851/2020 22-80/2021 от 21 января 2021 г. по делу № 4/17-4/20 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
19. Апелляционное постановление № 22-2795/2020 22-42/2021 от 19 января 2021 г. UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
20. Апелляционное постановление № 22-2808/2020 22-53/2021 от 19 января 2021 г. по делу № 4/1-135/20 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
21. Апелляционное постановление № 22-22/2021 22-2767/2020 от 13 января 2021 г. по делу № 4/8-26/20 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
22. Апелляционное постановление № 22-16/2021 22-2761/2020 от 12 января 2021 г. по делу № 4/1-313/20 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
23. Апелляционное постановление № 22-2736/2020 22-6/2021 от 12 января 2021 г. по делу № 1-194/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
24. Апелляционное постановление № 22-1613/2020 от 30 декабря 2020 г. по делу № 1-30/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
25. Апелляционное постановление № 22-2405/2020 от 30 декабря 2020 г. по делу № 1-127/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
26. Апелляционное постановление № 22-2266/2020 от 30 декабря 2020 г. UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
27. Апелляционное постановление № 22-2520/2020 22К-2520/2020 от 30 декабря 2020 г. по делу № 3/1-28/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
28. Апелляционное постановление № 22-2690/2020 от 28 декабря 2020 г. по делу № 1-209/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
29. Апелляционное постановление № 22-4871/2020 от 28 декабря 2020 г. по делу № 1-778/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
30. Апелляционное постановление № 22-5135/2020 от 28 декабря 2020 г. по делу № 1-463/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
31. Апелляционное постановление № 22-894/2020 от 28 декабря 2020 г. по делу № 1-106/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
32. Апелляционное постановление № 22-3201/2020 от 28 декабря 2020 г. по делу № 1-780/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
33. Апелляционное постановление № 22-6573/2020 от 28 декабря 2020 г. по делу № 4/5-94/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
34. Апелляционное постановление № 22-5483/2020 от 25 декабря 2020 г. UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
35. Апелляционное постановление № 22-989/2020 от 25 декабря 2020 г. по делу № 4/17-56/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
36. Апелляционное постановление № 22-6589/2020 от 25 декабря 2020 г. по делу № 1-299/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
37. Апелляционное постановление № 22-5508/2020 от 25 декабря 2020 г. UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
38. Апелляционное постановление № 22-5040/2020 от 25 декабря 2020 г. по делу № 1-286/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
39. Апелляционное постановление № 22-6227/2020 от 25 декабря 2020 г. по делу № 1-647/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
40. Апелляционное постановление № 22-5535/2020 от 25 декабря 2020 г. UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
41. Апелляционное постановление № 22-5393/2020 от 24 декабря 2020 г. UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
42. Апелляционное постановление № 22-5395/2020 от 24 декабря 2020 г. UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
43. Апелляционное постановление № 22-4935/2020 от 24 декабря 2020 г. по делу № 1-398/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
44. Апелляционное постановление № 22-3331/2020 от 24 декабря 2020 г. по делу № 1-162/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
45. Апелляционное постановление № 22-6613/2020 от 24 декабря 2020 г. по делу № 1-129/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
46. Апелляционное постановление № 22-5742/2020 от 24 декабря 2020 г. по делу № 1-112/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
47. Апелляционное постановление № 22-5416/2020 от 24 декабря 2020 г. UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
48. Апелляционное постановление № 22-5559/2020 от 24 декабря 2020 г. UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
49. Апелляционное постановление № 22-2456/2020 от 24 декабря 2020 г. по делу № 1-294/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
50. Апелляционное постановление № 22-5083/2020 от 24 декабря 2020 г. по делу № 1-961/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
51. Апелляционное постановление № 22-4984/2020 от 24 декабря 2020 г. по делу № 1-43/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
52. Апелляционное постановление № 22-2369/2020 от 24 декабря 2020 г. по делу № 1-108/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
53. Апелляционное постановление № 22-3224/2020 от 24 декабря 2020 г. по делу № 1-36/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
54. Апелляционное постановление № 22-2462/2020 от 24 декабря 2020 г. по делу № 1-178/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
55. Апелляционное постановление № 22-5415/2020 от 24 декабря 2020 г. UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
56. Апелляционное постановление № 22-6579/2020 от 24 декабря 2020 г. по делу № 1-135/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
57. Апелляционное постановление № 22-1489/2020 от 23 декабря 2020 г. по делу № 1-106/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
58. Апелляционное постановление № 22-1596/2020 от 23 декабря 2020 г. по делу № 1-89/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
59. Апелляционное постановление № 22-3317/2020 от 23 декабря 2020 г. по делу № 1-326/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
60. Апелляционное постановление № 22-2363/2020 от 23 декабря 2020 г. по делу № 1-191/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
61. Апелляционное постановление № 22-2450/2020 от 21 декабря 2020 г. по делу № 1-258/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
62. Апелляционное постановление № 22-5086/2020 от 21 декабря 2020 г. по делу № 1-183/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
63. Апелляционное постановление № 22-5265/2020 от 17 декабря 2020 г. UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)
64. Приговор № 22-2691/2020 от 29 декабря 2020 г. по делу № 1-48/2020 UPL: http://www. sudact.ru› (дата обращения: 08.10.2021)