Фрагмент для ознакомления
2
Диагностические заключения
Заключение №1
Ребенок: Л.Д., мальчик, 7 лет.
Жалобы родителей / учителей: не усваивает школьную программу.
Результаты теста креативности Е. Торренса «Закончи рисунок»
Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность Оригинальность Разработанность
8 5 4 8 30 33
У мальчика достаточная продуктивность, он закончил 8 фигур. Его рисунки не отличаются разнообразием идей и уникальностью, для него характерна ригидность мышления, ограниченность творческого потенциала, низкий уровень развития креативности.
Методика исследования интеллекта детей Векслера Д. (WISC) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие – вербальный и невербальный интеллекты. Тест Векслера состоит из 12 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы – 6 вербальных и 6 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки.
Субтесты:
1. Общая осведомленность – диагностирует уровень простых знаний.
2. Понимание – оценивается способность к суждениям.
3. Арифметика – диагностируется легкость оперирования числовым материалом.
4. Нахождение сходства – диагностируется понятийное мышление.
5. Запоминание цифр – неспособность воспроизвести 4 цифры в прямом порядке свидетельствует о слабоумии.
6. Словарный запас – изучение вербального опыта и умения определять понятия.
7. Недостающие детали – измерение перцептивных способностей, включенных в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах.
8. Последовательные картинки – изучение умения организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое.
9. Кубики Косса – диагностируются двигательная координация и визуальный синтез.
10. Складывание фигур – диагностируется способность к синтезу целого из деталей.
11. Кодирование – диагностируется зрительно – моторная скорость.
12. Лабиринт состоит из возрастающих по трудности лабиринтов.
Результаты по тесту Векслера
Вербальный интеллект – 91 балл – средний уровень;
Невербальный интеллект – 80 баллов – уровень ниже среднего;
Общий уровень интеллекта – 85 балов – уровень ниже среднего.
Заключение
Ребенок обладает сниженным уровнем осведомленности и знаний, выраженностью направленности и широты познавательных процессов. Характерен средний уровень умений строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, актуальная готовность к умственной деятельности, самостоятельность и социальная зрелость суждений.
У испытуемого наблюдается несколько сниженная концентрированность произвольного внимания при оперировании числовым материалом. Характерен средний уровень развития способностей к логическому обобщению, которое требует высокой степени абстрагирования, способностей к классификации, сравнению и упорядочиванию.
У испытуемого низкий словесный запас и чувство меры при определении необходимого и достаточного при раскрытии смысла слова. Отмечается также низкий уровень оперативной памяти и активного внимания.
У мальчика слабо развиты перцептивные способности, он плохо дифференцирует существенное от второстепенного в зрительных образах. В основном способен организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое.
У мальчика слабо развиты аналитико-синтетические способности, способности анализировать целое через составляющие его части, соотнести части и целое. Испытуемый демонстрирует слабо развитые свойства внимания, восприятия, зрительно-моторную координацию, скорость формирования новых навыков, умение последовательно решать перцептивные задачи, удерживая свои действия в рамках указанных ограничений.
По общей оценке, IQ мальчика средний, причем уровень вербального интеллекта выше невербального, ему проще оперировать словесным материалом. Отмечается недостаточно сформированную произвольную память и внимание.
Заключение №2
Ребенок: И.Л., девочка, 7 лет.
Жалобы родителей / учителей: девочка умная, но не может проявить себя, боится что сделает что-то неправильно, замкнутая, не может за себя постоять, в основном грустная.
Результаты теста креативности Е. Торренса «Закончи рисунок»
Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность Оригинальность Разработанность
7 6 13 27 60 56
У девочки средняя продуктивность, она закончил 7 фигур. Ее рисунки отличаются разнообразием идей и уникальностью, у нее хорошая гибкость, подвижность, уровень развития креативности выше среднего.
Для детального исследования использовалась методика «Кактус». Цель – исследование эмоционально-личностной сферы ребенка: агрессивности, импульсивности, эгоцентризма, неуверенности в себе, демонстративности, осторожности, оптимизма, тревожности, женственности, экстравертированности, интровертированности, стремления к защите, чувства одиночества.
Результаты диагностики показали, что у девочки адекватная самооценка, но выражена неуверенность в себе. Характерен средний уровень агрессивности, направленной на взрослых. Характерно выраженное стремление к защите, обретению домашнего тепла и уюта, близкого окружения, отмечается страх быть отвергнутой обществом.
Также с девочкой был проведен тест школьной тревожности Р. Филипса, который предназначен для определения уровня и характера школьной тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов. Регистрируются следующие показатели: общая тревожность в школе, переживания социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Ответы сравниваются с ключом. Выявляется общее число несовпадений по всему тесту и по каждой шкале. Если число несовпадений больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% теста – о высокой тревожности.
Показать больше