Фрагмент для ознакомления
2
Кейс – 2
Задание №1
Методологический аппарат по теме «Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся».
Внедрение ФГОС – начало современного этапа развития образования в РФ, в центре которого находится обучающийся. В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий.
Учителя ищут наиболее эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей обучающихся. Основным методом для реализации таких целей является исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Изучением проблемы исследовательской деятельности обучающихся занимался ряд ученых, в том числе: Т.Б.Волобуевой, В.В.Краевский, А.И.Савенков, П.Я.Гальперин, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Г.В. Козлова и др. Однако, именно организация данного процесса является недостаточно разработанной. Вышеперечисленные факторы и обуславливают актуальность выбранной нами темы.
Тезисы
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ литературы позволил сделать выводы о том, что недостаточная методическая подготовка педагогов, отсутствия согласованности между участниками учебно-воспитательного процесса является главной проблемой в организации исследовательской деятельности учащихся.
Учебно-исследовательская деятельность – разновидность деятельности учащихся, связанная с решением творческих и исследовательских задач, включающая в себя постановку проблемы и писку путей для ее решения/
Для того чтобы учащиеся захотели участвовать в исследовательской работе, у них необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть учащиеся должны захотеть решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными и информационными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать себя и других.
Для внедрения учебно-исследовательской деятельности учащихся была организована экспериментальная работа, в результате которой разработан и апробирован комплекс заданий для развития навыков исследовательской деятельности обучающихся.
На первом этапе эксперимента проводилось анкетирование учителей и учащихся. Анализировались их исследовательские работы, умение их презентовать. В ходе анализа выяснилось, что большая часть детей не готовы к данному виду творческих работ. Отсутствует желание к поиску нового материала, навык построения работы.
Также, результаты стартового тестирования свидетельствуют о том, что педагоги и учащиеся слабо владеют фундаментальными понятиями исследования. Практическое применение исследовательских методов как педагогами так учащимися не в полной мере соответствует современным требованиям модернизации системы образования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александрова Т.К. Основы исследовательской деятельности учащихся: спецкурс для профильного обучения: учеб.-метод. пособие [Текст] / Т.К. Александрова. – СПб.: ТИД Амфора, 2005. – 261 с.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач [Текст] / Г.С. Альтшуллер. – Новосибирск: Наука, 2011. – 225 с.
3. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности [Текст] / В.И. Андреев. – М.: Высшая школа, 2001. – 237 с.
4. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: метод. рекомендации для педагогов и учащихся [Текст] / М.Н. Арцев // Завуч для администрации школ. – 2015. – № 6. – С. 4-30.
5. Белоносова В.В. Учебно-исследовательская работа как средство развития творческой деятельности: дис. … канд. пед. наук [Текст] / В.В. Белоносова. – СПб., 2003. – 196 с.
6. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей: сб. ст. / под общ. ред. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 44-50.
7. Дуранов М. Е. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности [Текст] / М.Е. Дуранов, А.Г. Гостев. – Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2006. – 72 с.
8. Кларин М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем [Текст] / М.В. Кларин // Школьные технологии. – 2004. – № 1. – С. 11-24.
9. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А.С. Обухов // Народное образование. – 1999. – № 10. – С. 158-161.
10. Педагогический поиск: сб. ст. [Текст] / сост. И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 2007. – 285 с.