Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В новых федеральных государственных образовательных стандартах (далее - ФГОС) огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения и здоровьесохранения детей. Одна из приоритетных задач ФГОС – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск технологий повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольном образовании. Технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, получили название «здоровьесберегающие технологии».
По определению Н.К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – технологии, программы и методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ЗОЖ».
Вопросы здоровьесберегающих технологий в ДОУ раскрываются в работах Е.С. Полат, И.З. Берсеневой, Е. М. Белостоцкой, Е.Н. Вавиловой, В.А. Волковой, Л.В. Гаврючиной, В.А. Гордеевой, Т.В. Кротовой, М.Н. Кузнецовой, Л.И. Лукиной, М.А. Руновой и т. д.
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии как средство формирования ЗОЖ у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические возможности здоровьесберегающих технологий как средства формирования ЗОЖ у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать педагогические возможности здоровьесберегающих технологий для формирования ЗОЖ у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: здоровьесберегающие технологии могут быть использованы для формирования ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность здоровьесберегающих технологий;
2. Изучить формы и методы работы с детьми посредством здоровьесберегающих технологий;
3. Описать технологию Базарова;
4. Провести эмпирическое исследование по формированию у старших дошкольников ЗОЖ.
Методы исследования:
- теоретические – анализ литературы по исследуемой проблеме, сравнение, обобщение, систематизация;
- эмпирические – наблюдение, анкетирование, беседа, практические занятия, методы математической обработки данных и графического представления.
База исследования:
Эмпирическая база: В исследовании приняли участие 18 дошкольников 18 дошкольников (10 мальчиков и 8 девочек) в возрасте от 5,5 до 6,5 лет и их родители.
Этапы исследования:
- констатирующий этап – изучение теоретической литературы, поиск диагностического инструментария и проведение начальной диагностики уровня сформированности ЗОЖ у испытуемых детей.
- формирующий этап – разработка перспективного планирования взаимодействия и организация работы с детьми и апробация данной работы.
- контрольный этап – проведение повторной диагностики уровня сформированности у испытуемых детей ЗОЖ, подведение итогов.
Основная часть
1 Теоретические подходы к проблеме
1.1.Сущность здоровьесберегающих технологий
Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающая технология – это:
− условия обучения ребенка в образовательных учреждениях (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
− рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
− соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
− необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, применительно к ребенку, - это:
- обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада;
- воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека;
- привитие знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его;
- воспитание валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это совокупность профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий по здоровьесбережению, применяемая в ходе регламентированной, нерегламентированной и досуговой форм работы.
1.2 Форма и методы работы с детьми посредством здоровьесберегающих технологий
Существует ряд основных комплексов мер и технологий, направленных на сохранение здоровья:
Медико-профилактическая технология призвана обеспечивать охрану и приумножение здоровья учеников начальной школы.
Эта деятельность координируется медиками учебного заведения. Данная технология включает такие приёмы, как разработка способов оптимизации здоровья каждого ребёнка, организация и контроль питания, проведение иммунизации, помощь в обеспечении санитарных норм и т. д., например, в рамках этой технологии рекомендуется менять позу на уроке, так как детям в младшем школьном возрасте нужно больше двигаться.
Физкультурно-оздоровительная технология решает задачи поиска оптимальных вариантов для развития физического здоровья детей.
Включает такие приёмы, как контроль осанки, профилактика нарушений в работе опорно-двигательного аппарата средствами уроков физической культуры, физкультминуток. Одним из рекомендованных упражнений в рамках данной технологии является тренировка зрения .
Технология создания социально-психологического благополучия направлена на создание позитивного настроя каждого члена ученического коллектива, организацию общения детей со сверстниками и взрослыми.
Эта работа координируется психолого-педагогической службой школы. Среди приёмов можно выделить проведение диагностического тестирования для выявления проблем в этой области, организацию тренингов, встреч с интересными людьми.
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение учителя.
Эта технология подразумевает распределение кадрового состава школы по классам с учётом не только опыта и деловых качеств учителей, но и психологической совместимости педагогов с ученическими коллективами.
Основными приёмами данной технологии можно считать:
проведение мониторинговых исследований психического здоровья и педагогических возможностей кадров;
самообразование педагога;
составление учителем планов само коррекции, касающихся недостатков в преподавании и осуществлении воспитательной работы;
1.3 Технология Базарова
Из числа самых эффективных здоровьесберегающих технологий выделяют технологию «Раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В.Ф. Базарным. Особенностью этой действующей технологии является применение движения наглядного учебного материала в образовательном процессе младшего школьника.
Упражнения, которые предлагает В.Ф. Базарный соединяют в себе движения для развития зрения, координации, правильной осанки. Они основываются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма и выполняются в позе свободного стояния. Развитие зрительно-моторной реакции, увеличивается скорость ориентации в пространстве, развивается чувство общей и зрительной координации все эти перечисления- результаты данной технологии.
При использовании технологии В.Ф. Базарнова результаты радуют каждого педагога и родителя, так как они показывают повышение уровня здоровья и снижение заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, в результате родители школьников активно участвуют в работе по укреплению здоровья детей. Все эти критерии позволяют рассматривать эту технологию как здоровьесберегающую.
2 Программа эмпирического исследования
Проблема исследования. В рамках ФГОС ДОО ключевым фактором формирования личности дошкольника является осознание важности заботы о своём здоровье, соблюдение мер по его сохранению и преумножению и забота о природе, как основного регулятора жизни человека. Резюмируя сказанное, необходимо понять, как сформировать у дошкольников понятия о ЗОЖ в условиях дошкольного учреждения? Какие методы и формы педагогической работы применять для реализации данного направления?
Объект исследования – процесс формирования ЗОЖ у старших дошкольников.
Показать больше