Фрагмент для ознакомления
2
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Я, ФИО, проходил(а) практику с 10 по 23 ноября 2021 г.
Наименование, адрес базы практики: ГБОУ Школа № 158 (ДГ №3) город Москва, Валдайский проезд, дом 18
Характеристика организации базы практики (дать краткий анализ деятельности учреждения):
1. Характеристика организации базы практики – дайте краткий анализ деятельности учреждения.
Общеобразовательное учреждение представляет собой комплекс учреждений (ДГ 1, ДГ 2, ДГ 3, ДГ 4, ДГ 5, ДГ 7, ШО 1, ШО 2, ШО 3) и реализует программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего уровней образования. Кроме того, учреждение также реализует: адаптированные образовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2 – 7 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
2. Какие задания были выполнены в ходе практики (дайте краткое резюме видов работ и анализа наблюдений и дневниковых записей).
• Оформление «Уголка для родителей» совместно с воспитателем группы.
• Анализ потребностей родительской аудитории в информации психолого-педагогического и организационно-деятельностного характера.
• Проведение анкетирования родителей на предмет степени удовлетворенности образовательными услугами ДОО.
• Подготовка индивидуальной консультации для родителей в соответствии с выявленными в ходе анкетирования запросами и проблемами.
• Проведение индивидуальных (подгрупповых) консультаций.
• Подготовка сценария родительского собрания и выступления на родительском собрании с одной из форм просветительской работы (мастер-класс, тренинг, сообщение, консультирование и пр.).
• Разработка паспорта совместного проекта воспитателя, детей и родителей.
3. Какие из выполненных видов работ были более продуктивными для профессионального развития, на Ваш взгляд? Выполнение каких заданий принесло Вам чувство удовлетворения?
Проведение индивидуальных (подгрупповых) консультаций, подготовка сценария родительского собрания и выступления на родительском собрании, на мой взгляд являются наиболее ценными для построения мой дальнейшей профессиональной деятельности.
4. Выполнение каких заданий показалось Вам сложным? Объясните причины возможных затруднений. Как Вы вышли из сложившейся затруднительной ситуации?
Вызвало затруднение задание по разработке паспорта совместного проекта воспитателя, детей и родителей. Причиной затруднения являлось отсутствие четкого понимания сущности проектной деятельности, а также отсутствие четкого видения конечного продукта. Помимо этого, сложно определить и учесть в проекте потребности всех членов образовательного процесса. В связи с эти я более детально изучила дополнительную литературу по проектной деятельности, психолого-педагогические особенности разных возрастных групп, а также обратилась за помощью к опытным воспитателям.
5. Что дала данная практика для Вашего профессионального развития? В каком направлении следует совершенствовать свои профессиональные компетенции?
Данная практика дала ценный опыт взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса (воспитанниками, родителями, коллегами). На мой взгляд, мне стоит в дальнейшем развивать и совершенствовать свои профессиональные компетенции по направлению разработки и реализации программ индивидуального развития ребенка, в своей дальнейшей профессиональной деятельности мне важно находить подход к для адресной работы с различными контингентами учащихся и их родителями.
6. Оцените результаты проведенной Вами работы в целом. Какие задачи Вы поставите перед собой для дальнейшего профессионального развития?
Я считаю, что несмотря на возникающие трудности мне удалось реализовать поставленные задачи в полном объеме. Для дальнейшего профессионального пути я ставлю перед собой следующие задачи: совершенствовать работу по направлению адресной работы с различными категориями обучающихся и их родителями; развивать навыки организации применения различных форм взаимодействия воспитателя с родителями дошкольников (лицами, их заменяющими) в разных возрастных группах.
7. Ваши выводы и предложения по совершенствованию организации практики.
Уменьшение количества отчетной документации в ходе порождения практики. Расширение возможностей взаимодействия и социального партнерства с другими образовательными организациями на различном уровне.
ДАТА 10.11.2021
Тема: Оформление «Уголка для родителей» совместно с воспитателем группы
Цель: на основе анализа потребностей родительской аудитории в информации психолого-педагогического и организационно-деятельностного характера обновить (пополнить) содержание информационного стенда («уголка») для родителей.
Задание на практику:
1. Провести беседу с воспитателем группы ДОО об особенностях организации взаимодействия ДОО с родителями (лицами, их заменяющими), их текущих образовательных и информационных дефицитах и потребностях.
2. Разработать проект оформления (обновления) уголка для родителей на основе выявленных запросов и задач.
3. Выполнить оформление (обновить) уголка для родителей (папка-передвижка, буклет).
Решение:
1. Анализ проводимых мероприятий в ДОУ (согласно плану работы):
Проведя беседу с воспитателем группы ДОО по вопросам организации взаимодействия ДОО с родителями (лицами, их заменяющими), а также изучив сайт образовательной организации, план тематических встреч (проводимых воспитателями, педагогами-псхологами, логопедами и.т.д) выявлены следующие направления работы: проблемы семейного воспитания. Поведение ребенка в семье и вне семьи; подготовка детей к школьному обучению; особенности взаимодействия педагога и родителя с детьми различных групп (генеративные, одаренные, агрессивные, дети с задержкой в развитии, дети с логопедическими нарушениями и.т.д.); формирование самооценки у ребенка; работа со стрессами у ребенка и родителя; организация игр с детьми. Основная задача, которая стоит перед сотрудниками дошкольного учреждения, исходя из анализа запросов родителей (законных представителей) воспитанников ГБДОУ является необходимость получения психолого-педагогической консультационной поддержки по следующим направлениям: подготовка дошкольника к обучению в школе (развитие памяти, внимания, психологическая готовность ребенка к школе); проблемы семейного воспитания (как общаться с ребенком). В каждой группе создан информационный уголок, содержащий в себе постоянную информацию: характеристику возрастных особенностей детей в группе; режим дня; график занятий; правила внутреннего распорядка; меню; важные объявления. Кроме того, в группах созданы тематические папки передвижки: правила ПДД, безопасности дома, в лесу, на водоемах, уголки специалистов (медицинского работника, психолога и логопеда). Я выбрала в своей работе формат буклета по теме «Подготовка ребенка к школе».
Анализ результатов анкетирования
Для удобства проведения анкетирования все вопросы анкеты были переведены в Google форму. В анкетировании приняли участие 15 родителей детей подготовительной группы. Вопросы с 1-10 являются обязательными, анкета проводится анонимно с целью совершенствования работы ДОО.
Обработка ответов родителей:
1. Какими источниками информации о деятельности детского сада Вы пользуетесь?
Большинство опрошенных указали сразу несколько источников информации, большинство отметили что получают информацию от педагогов и на информационных стендах. 16 % отметили другие источники информации (соц.сети, мессенджеры), меньшей популярностью для получения информации среди родителей дошкольников отмечен сайт образовательной организации.
Содержание индивидуальной консультации:
«Лучшая школа дисциплины есть семья.»
Сэмюэл Смайлс
Встречу можно начать с вопросов: Замечаете ли вы изменения в поведении ребенка? Если да, то в чем это проявляется? Возникают ли у ребенка трудности с дисциплиной дома, в чем это проявляется?
Добрый день! Сегодня я поговорю с Вами поговорю о важной составляющей, благодаря которой ребенок лучше осваивает полученные знания, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, мы поговорим с вами о вопросах дисциплины и послушания. Все дети непоседливы, в них много энергии, стремления к познанию окружающего мира, однако детям дошкольного возраста порой трудно контролировать свои поступки и эмоции, как правило нарушение дисциплины и непослушание мешает не только окружающим вокруг, но и самому ребенку. Как же воспитать послушание у детей, как может помочь воспитатель и самое главное родитель своему ребенку. Шотландский писатель Сэмюэл Смайлс как-то сказал: «Лучшая школа дисциплины есть семья.». Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т. к. без умения слушаться, невозможна никакая дисциплина. Есть родители, которые думают, что человека красит самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле, и непослушание является проявлением характера ребенка. Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы. Послушание не противоречит воспитанию воли. Сила воли как раз заключается в том, чтобы уметь подчинять свои желания определенным требованиям.
С нарушением дисциплины нашими детьми мы встречаемся довольно часто, и в школе и дома. Нельзя сказать, что наши дети всегда ведут себя безупречно, бывают моменты, когда они выводят нас из себя своим не послушанием, вгоняют нас в ступор, мы чувствуем своё бессилие и попросту не знаем, как поступить, как прекратить плохое поведение ребёнка, как убедить вести себя хорошо. Чтобы выстроить эффективную работ с ребенком, следует определиться с причиной такого поведения. Чтобы определить причину нужно знать 3 основных закона, которым подчинено поведение наших детей.
1 закон: дети выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах.
2 закон: любое поведение ребёнка подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к общей жизни
3 закон: нарушая дисциплину, ребёнок прекрасно осознаёт, что ведёт себя не правильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит один из 4 мотивов: привлечение внимания, власть, месть и избегание неудачи. Эти мотивы поведения проявляются и во взрослой жизни людей, при общении с окружающими.
Ребенку дошкольного возраста недоступно еще понимание многих моральных принципов, поэтому, если в своем поведении он не находит опоры в твердой воле старших, он вырастает своевольным человеком. Послушного ребенка легче научить доступным по возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо и что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения.
Воспитание послушания требует от вас, прежде всего спокойствия и терпения. Больше чем где-либо, здесь могут принести вред возбуждения, нервное и нетерпеливое поведение.
Нельзя постоянно упрекать ребенка. Не всякая шалость приводит к тому, что ребенок становится плохим. Ребенку подчас его шалости кажутся невинными, и нужно уметь посмотреть на них глазами малыша. Когда же он действительно совершает проступок, то проявите строгость. Но не теряйте самообладания. При воспитании послушания важно считаться с индивидуальными особенностями ребенка, с его интересами, запросами, желаниями, с уважением относиться к его деятельности и ее результатам, внимательно выслушивать его вопросы, верить в возможности ребенка, доверять ему.
Любовь и уважение к ребенку надо умело сочетать с требовательностью к нему. Опыт показывает, дети только в том случае легко подчиняются требованиям старших, если они не возбуждены, если у них хорошее настроение. Нельзя также забывать о том, что отрицательную реакцию ребенка нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, требуйте от ребенка то, что он сможет сделать наверняка: сложить свои игрушки, аккуратно сложить вещи и т. д. Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. И если мама предъявляет к ребенку требования, а папа освобождает сына (дочь) от их выполнения или наоборот, ребенок будет делать так, как захочет. Вот почему требования к ребенку должны быть едиными. Если ребенок будет постоянно ощущать это единство, то у него выработается устойчивая привычка послушания.
ДАТА 19.11.2021
Тема: Подготовка сценария родительского собрания и выступления на родительском собрании с одной из форм просветительской работы (мастер-класс, тренинг, сообщение, консультирование и пр.).
Цель: формирование компетенций в области организации групповой работы с родителями (лицами их заменяющими) в формате проведения группового родительского собрания.
Задание на практику:
1. Проанализировать формы, структуру и задачи проведения группового родительского собрания (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
2. Разработать план проведения родительского собрания.
3. Подробно разработать одну из частей родительского собрания интерактивного характера (мастер-класс, тренинг, дискуссия и пр.).
4. Оформить разработку в формате Microsoft Word.
Решение:
Сценарий родительского собрания в детском саду по теме: "Хочу все знать"
Цель: раскрыть значение познавательного интереса ребенка и важность отклика взрослых на него; обозначить способы и приемы развития познавательной активности ребенка.
Форма проведения: информационно-просветительская в формате круглого стола.
Краткое описание:
Родительское собрание состоит из двух частей: первая часть родительского собрания состоит в просмотре театральных зарисовок (интерактивная форма проведения), подготовленных детьми, вторая часть проходит в формате круглого стола. Такой формат выбран с целью привлечения родителей к теме родительского собрания, а также информирования родителей о деятельности учреждения.
План проведения:
Показ детьми сценки «Почему».
Вступительная часть. Актуализация темы.
Основная часть. Дискуссия. Решение педагогических ситуаций.
Поиск способов действий родителя для осуществления процесса познавательного развития детей данной группы.
Подведение итогов собрания.
Ход проведения:
• Подготовительный этап
Подготовить совместно с детьми открытки приглашения на собрание.
Оформить памятки «Как отвечать на детские вопросы»
Подготовить буклеты для родителей по развитию любознательности.
Подготовить с детьми сценку «Почему» по произведению В. Иванова
Опросить детей, записать ответы на вопросы
Организационный этап
ДАТА 23.11.2021
Тема: Разработка паспорта совместного проекта воспитателя, детей и родителей
Цель: демонстрация умения планировать совместную проектную деятельность воспитателя, детей и родителей и презентовать продукт проектной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей.
Задание на практику:
1. Проанализировать технологию совместной проектной деятельности воспитателя, детей и родителей – ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
2. Составить паспорт совместного проекта воспитателя, детей и родителей.
3. Разработать презентацию проекта.
4. Оформить эскиз продукта проекта.
Решение:
Показать больше