Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Учебная практики проходила в учреждении: МБДОУ детский сад «Сибирячок» в период с 25.10. 2021г. по 9.11. 2021г.
Полное наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сибирячок». Месторасположение: Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, п.г.т. Белый Яр, ул. Некрасова, 23-А. Основано 14 сентября 1990 года.
Заведующий: Ольга Петровна Василюк.
Адрес электронной почты: ds-sibirachok@mail.ru
Телефон: 74-78-98
Режим и график работы МБДОУ д/с «Сибирячок»: пятидневная рабочая неделя, выходные дни: суббота, воскресенье. Общая продолжительность рабочего дня (12 часов) с 7.00 до 19.00
Посещает дошкольное образовательное учреждение 406 воспитанников в возрасте от 2 до 7 лет. Группы сформированы по возрастному принципу. Всего в саду 15 групп, 2группы раннего возраста с 2 до 3 лет и 13 дошкольных групп. Из них:
2 первых младших группы – 44 ребенка;
4 вторых младших группы – 104 ребенка;
2 средней группы – 61 ребенок;
3 старших группы – 88 детей;
4 подготовительных к школе групп – 109 детей.
В ходе прохождения практики мы изучили понятие «тренинг» на основе анализа психолого-педагогической литературы, а также и специфику тренинговой формы работы.
Н. Ю. Хрящева [5] и С. И. Макшанов [11] в своих исследованиях дают следующее определение понятию «тренинг» - метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы или организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.
Тренинг способствует преодолению ограничений, которые накладываются на деятельность человека, посредством традиционных методов обучения. Безусловно, в тренинге создаются условия соотнесения полученной информации и деятельности, эмоционального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов. Все вышеперечисленное обеспечивается действием путем обратной связи [1].
Психологический тренинг позволяет осуществлять работу с личностью, затрагивая его внутренние структуры, которые проблематично поддаются коррекции иными психологическими методами.
Следовательно, одной из задач тренинга является развитие личности и ее активизации. То есть, тренинг формирует мотивации личности к самосознанию, осмыслению и оценке своей личности. Как правило, после участия в нескольких тренингах человек меняет себя сам, реагирует на ситуации собственной успешности или неуспешности в них. Ведущий тренинга, при этом, создает необходимые условия и помогает участнику [9].
Психологический тренинг способствует выработке и анализу нового опыта личности, ориентирует человека на познание своего «Я», дает обширные возможности осознать в себе то, чего раньше не было так очевидно.
Ученые доказали, что воздействие на человека в групповой форме работы гораздо эффективнее. В группе человек более внушаем. Именно работая в группе, происходит взаимное обучение ее членов. Люди обмениваются личным опытом, применяют новые приемы.
Кроме того, с помощью тренинга развиваются способности человека к обучению и овладению любыми видами деятельности, связанными с общением.
Рассмотрим основные правила проведения тренинга.
1) Не использовать мобильные устройства и прочие гаджеты.
2) Общаться с собеседником в форме «ты».
3) Обращаться к собеседнику исключительно по имени, которое он называл на этапе знакомства или имени, написанном на бейджике.
4) Вести диалог от своего имени, употребляя местоимения «Я», «Мое», «Себя».
5) Не интерпретировать другого участника тренинга. Не давать оценку его действиям.
6) Не перебивать и не прерывать речь собеседника.
7) Вся информация, полученная в ходе тренинга, должна оставаться исключительно конфиденциальной.
8) Каждый участник тренинга имеет полное право на молчание.
9) Уважать других участников процесса.
10) Каждый участник тренинга имеет полное право на слово.
11) Участники тренинга имеют возможность выражать свои мысли открыто, включая происходящее в тренинге.
12) Говорить можно только о своих чувствах. При этом, они должны быть абсолютно справедливы и искренни. Высказанные чувства не должны возвышать тебя по отношении к другим участникам процесса.
13) Говорить о конкретных моральных принципах или случаях, не отвлекаться на посторонние темы.
14) Приемы наказаний за нарушение правил тренинга участники придумывают сами.
15) Говорить исключительно по принципу «здесь и теперь».
16) Пользоваться можно информацией друг о друге исключительно той, которую участники предоставляют сами о себе.
17) Прошлые события не обсуждаются.
18) Отлучаться без уважительной причины нельзя, также запрещается выходить из помещения во время занятий.
19) Каждый может отказаться от выражения своих мыслей и чувств.
20) Запрещено давать советы другим участникам тренинга.
21) Каждый участник тренинга несет ответственность за сказанные слова.
22) Обсуждается любая тема по желанию членов группы.
23) Запрещается пропускать занятия [6,19].
Рассмотрим основные функции ведущего тренинга.
Часть 2. Основная часть.
1) Упражнение «Гусеница». Цель: создание доброжелательной обстановки для сплочения коллектива.
Ход проведения: дети становиться в колонну, соседа впереди держат за талию. После этого ведущий дает установку, что команда – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать своим длинным телом, как она спит, как ест, как умывается, как делает зарядку и т.д.
2) Игра «Превращение». Цель: создание доброжелательной обстановки для сплочения коллектива.
Ход игры: педагог называет людей, животных, явления природы, предметы в которых вы должны «превратиться». Давайте попробуем. Сейчас вы все «превращаетесь» в кошку. Вы можете издавать звуки, которые характерны для кошки, то есть мяукать, мурлыкать, можете потягиваться, как это делают кошки и т.д. [17].
Итак, вы…
• Волк
• Уставший человек
• Лиса
• Мышку
• Человек, который очень доволен
• Грустный человек
• Ураган
• Солнышко
• Дождик
• Удивленный ребенок
• Петушок
• Землетрясение
3) Упражнение «Титаник». Цель: сплочение детского коллектива.
Ход игры: я хочу предложить вам прогулку на корабле. Но для начала нужно выбрать капитана. Кто желает им быть? Быть капитаном не так - то просто, так как он несет ответственность за корабль, за пассажиров, за команду. И в случае несчастья, капитан должен прийти на помощь людям. Все понятно, капитан?
Тогда попрошу всех подняться на палубу. Наше путешествие начинается! Мы плывем на нашем маленьком корабле, любуемся морем, наблюдаем за дельфинами.
Но вдруг поднялся ветер, небо затянулось тучами, пошел дождь, сверкает молния. И, о, несчастье, наш корабль начал тонут. (Педагог убирает по одному стулу, пока не останется три стула, дети садятся на оставшиеся стулья). На наше счастье, о крушении корабля узнали на берег и выслали нам на помощь спасательный отряд. И сейчас вы уже можете покинуть палубу тонущего корабля, доложите, всех ли людей довелось спасти?
4) Игра «Слепой и поводырь». Цель: создание благоприятного психологического микроклимата в классе, обучение детей понимаю чувств одноклассников.
Ход игры: слепому завязывают глаза, задача «поводыря» провести «слепого» из пункта А в пункт Б. Задача всех остальных ребят – усложнять путь, придумывать препятствия (поставить стул на пути и т.д.).
5) Игра «Вот я, какой!». Цель развивает навыки коммуникативного общения:
Ход игры: игроки встают в круг, каждый участник должен громко и чётко назвать своё имя и одно из качеств человека, присущее данному игроку, которое начинается на ту же букву, что и имя. Например, «Вова – вежливый», «Олеся – ответственная», «Макар – мужественный» и т.д.
6) «Воссоединение». Цель: способствовать развитию навыков межличностного взаимодействия.
Ход игры: каждый участник получает заранее подготовленную карточку с названием литературного произведения и именами их главных героев. По знаку ведущего все дважды громко читают то, что написано на карточках. Задача заключается в том, чтобы как можно скорее объединить героев с произведением (событие с участниками).
7) «Прогулка с компасом». Цель: развитие личностных качеств детей, а также формирование доверительного отношения друг к другу.
Ход игры: участники разбиваются на пары, где есть «турист» и «компас». Каждый турист стоит впереди, а компас сзади, положив партнеру руки на плечи, ему завязывают глаза.
Необходимо пройти все игровое поле вперед и назад, при этом «турист» не может общаться с «компасом». Компас движением помогает туристу с помощью своих рук держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами[13].
8) «Гусеница». Цель: учить детей добиваться успеха совместными усилиями.
Часть 3. Заключение.
Сейчас я буду задавать вам вопросы, и передавать этот клубочек по кругу. Например, я передаю клубочек Грише, он должен ответить на вопрос и передать его соседу. Но, прежде чем передать клубочек, Гриша должен намотать ниточку на пальчик. Игра продолжается до тех пор, пока клубочек не вернется к педагогу. Далее, он говорит, что распутываться мы будем не совсем обычно...
Сначала ответьте на мой вопрос: у вас появлялось когда-нибудь желание сказать друг другу спасибо за проведенный вместе день? Сейчас у вас будет такая возможность. А заодно мы сможем освободиться. Я сейчас передаю клубочек и говорю ему: «Спасибо за прекрасный день». …. разматывает ниточку с пальца, передает клубочек …. И говорит ей «спасибо за прекрасный день» и т.д. до тех пор, пока мы все не распутаемся, и клубочек не окажется снова у меня.
9) Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...». Цель: узнать друг друга, как можно лучше для того, что бы уже найти приятелей по интересам. Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу [16].
Заключение
Таким образом, в процессе прохождения практики я познакомилась с деятельностью МБДОУ детский сад «Сибирячок», составила общее описания данного образовательного учреждения, проанализировала его организационную структуру.
Также мною были изучен теоретический аспект проблемы организации тренинга. Я рассмотрела специфику и особенности организации тренинга, основные правила организации данной формы работы. Выписала принципы организации тренинга. Также, я проанализировала и описала основные функции ведущего тренинга.
В ходе прохождения практики мною была изучена психолого-педагогическая и методическая литература, на основе которой я разработала программу тренинговой работы по сплочению детского коллектива в детском саду.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Беме К. Из опыта социально-психологического тренинга в ГДР / К. Беме // Актуальные проблемы современной психологии / под ред. Г. М. Андреева, А. А. Бодалева. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2003. С. 183–185
2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие / И. В. Вачков. Москва: Ось-89, 2011. – 224 с.
3. Гладышев, С. Как вести себя на тренинге? [Текст] / С. Гладышев. - Журнал «Обучение & карьера», 2015 – № 35.
4. Гримак Л. П. Общение с собой. Начала психологии активности / Л. П. Гримак. Москва: Диброком, 2001. – 233 с.
5. Захаров А. И. Игровой способ управления групповой динамикой / А. И. Захаров // Психология и управление / под ред. В. А. Ганзена [и др.] Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. С. 144–154.
6. Кипнис М. Тренинг лидерства / М. Кипнис. Москва: Ось-89, 2004. – 144 с.
7. Киркпатрик Д.Четыре ступеньки к эффективному тренингу.[Текст] / Д. Киркпатрик. – Эйч Ар Медиа, 2012. – 412 с.
8. Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. – Екатеринбург, 1998.
9. Косаревская Т.Е., Р.Р. Кутькина Психологические проблемы адаптации студентов первокурсников к вузу //Методические рекомендации. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2006. 42 – с.
10. Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 145 с.
11. Макартычева Г.И.Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. / Г. Макартычева.- Санкт-Петербург : Речь, 2007.- 192 с.
12. Монина Г. Б. Тренинг взаимодействия с неуспевающими учениками / Г. Б. Монина, Е. В. Панасюк. Санкт-Петербург: Речь, 2005. 208 с.
13. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Л. А. Петровская. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2012. – 168 с.
14. Реньш М. А. Психологический тренинг: учебно-методическое пособие / М. А. Реньш, Е. Г. Лопес. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2016. – 235 с.
15. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату [Текст]/ Е.В. Сидоренко. - СПб: «Речь»; «Сидоренко и Ко», 2016. – 287 с.
16. Суник Т.А. Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума [Текст] /Т. А. Суник. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - 51-58С.
17. Тарабрина Н. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. Тарабрина. Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 240 с.
18. Торп С., Клиффорд, Дж. Коучинг: руководство для тренера и менеджера [Текст] /С. Торп, Дж. Клиффорд. -СПб.: Питер, 2014. – 387 с.
19. Фопель К. Технология ведения тренинга [Текст] /К. Фопель. – М.: Генезис, 2013. – 272с.
20. Чуркина, М. А. Тренинг для тренеров на 100%: Секреты интенсивного обучения[Текст] / М. А. Чуркина, Н. В. Жадько. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2016.- 246 с.