Фрагмент для ознакомления
2
Многие педагоги и психологи, которые придерживаются в исследованиях деятельностного подхода (М.И. Юсупов, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Я.З. Неверович) утверждают, что уровень и возраст эмоционального развития производится путем новообразований [5, с 46]. Такое утверждение помогает исследователям понять индивидуальность эмоционального развития как процесса последовательного и естественного возникновения и функционирования новообразований, необходимых для данного возрастного периода [4, с 134].
В работах Я.З. Неверович и А.В. Запорожца показано, что в процессе развития ребенка меняется место эмоций в общей структуре поведения. Появляются новые формы сочувствия, сопереживания другому человеку, такие необходимые для совместной деятельности [11, с. 132].
Форму эмоции определяют особенности сигнального раздражителя, который вызывает эмоциональный процесс. Все сигналы будут специфически адресованными, они связаны с определенными потребностями (дыхание, питание и т.д.). При слишком сильном воздействии раздражителя возникает, отвращение, пресыщение, боль.
Эмоциональные процессы – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека. Многие психологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения к явлениям действительности и предметам, выделяют следующие аспекты этих процессов:
Аспект отношения (П.М. Якобсон [30, с. 367])
Аспект переживания (С.Л. Рубинштейн [24, с. 128], Г.Ш. Шингаров [28, с. 480])
Аспект отражения (Я.М. Веккер [5], Г.А. Фортунатов [27, с. 34]). Взгляд С.Л. Рубинштейна исходит из того, что специфичность эмоций заключается в переживании событий и отношений. Советский психолог считал, что «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познает и делает» [24, с. 167]. Состояние субъекта и отношение к объекту выражают чувства. «Психические процессы, взятые в конкретной целостности, - это процессы не только познавательные, но и эффективные, эмоционально-волевые. Они выражают знания о явлениях и отношения к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение для окружающего их субъекта, для его жизни и деятельности» [24, с. 179].
Согласно точке зрения П.М. Якобсона, эмоции — это форма активного отношения человека к окружающему миру. Павел Максимович утверждает, что «…человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Человек активно воздействует на внешнюю среду и познает ее, в то же время субъективно переживает отношение к предметам и явлениям реального мира» [30, с. 307].
Эмоции – это специфическая форма отражения значения объекта для субъекта, так предполагает аспект отражения. П.М. Якобсон и Г.А. Фортунатов характеризуют эмоциональные процессы, как «отражение в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности к значимым для него объектам» [30, с. 298].
Как утверждает Г.И. Батурина, эмоции, отражая окружающую действительность, выполняют оценочную функцию познания. «В процессе познания субъект с одной стороны отражает предметы и явления такими, какие они есть в естественных условиях, а с другой стороны, он оценивает эти явления с точки зрения своих потребностей и установок» [17, с. 184].
По мнению Л.М. Веккер, рассматриваемые определения эмоций совершенно недостаточны. Как считает психолог, эмоциональные процессы
это непосредственное отражение человека к действительности. Л.М. Веккер предлагает двухкомпонентную формулу эмоций, которая будет содержать когнитивный и субъективные компоненты. Субъективный компонент – отображение состояния субъекта-носителя психики, когнитивный компонент – психическое отображение объекта эмоции, которое осуществляется интеллектом. Следовательно, по Л.М. Веккеру
«…во-первых, эмоция, как отражение отношения субъекта к объекту… Во- вторых, эмоция, как непосредственное психическое отображение отношение субъекта к объекту…» [5, с. 46].
Данную точку зрения разделяет и другой отечественный психолог В.К. Вилюнас. Психолог выявляет целостность эмоционального явления, которая
«всегда представляет собой единство двух моментов с одной стороны,
некоторого отражаемого содержания, с другой стороны – собственно эмоциональные переживания, то есть той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом» [6, с. 69].
Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и многие другие отечественные психологи, выводили ряд принципиально важных положений зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о роли, регулирующей их в этой деятельности и о развитии в процессе усвоения человеком социального опыта. А.Н. Леонтьев утверждал, что эмоции соответствуют той деятельности, в которой они возникают. Подчиняются этой деятельности и ее мотивам. Как подчеркивают в своих исследованиях Я.З. Неверович и А.В. Запорожец, в реализации мотивов важную роль играют эмоции. Они утверждают, что «… эмоции представляют собой не сам процесс активизации, а особую форму отражения субъектом действительности, при котором производится психическое управление активизацией или происходит психическая регуляция общей направленности и динамики поведения» [12, с. 70].
Кроме того, существует информационная теория эмоций. Данную теорию выдвинул П.В. Симонов. Согласно этой теории, источник эмоции – это расхождение между количеством имеющейся информации и информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи. П.В. Симонов разработал формулу эмоций (Э=-П/Н-С) – где П – потребность, Н – необходимость, С – существующее отдельное эмоциональное явление. Данная формула выражает факторы, которые ведут к возникновению эмоции. Вероятность и потребность ее удовлетворения на данный промежуток времени, именно сегодня, именно сейчас [22, с. 112].
С данной формулой не согласен Б.И. Додонов, который утверждает, что «…мы не видим сейчас возможности охватить все эмоции единой измерительной формулой» [10, с. 47]. Б.И. Додонов подчеркивает, что психология должна изучать целостную психическую деятельность, а не отдельный эмоциональный процесс. Также Б.И. Додонов замечает, что с одной стороны эмоция – это оценка необходимая «…для существования организма и личности, для организации их поведения» [10, с. 40]. С другой стороны, эмоция – это положительная самостоятельная ценность, то есть ценность цели деятельности.
Отечественными психологами отмечается и значение трех физиологических механизмов, являющихся условием возникновения эмоциональных процессов. Академик П.К. Анохин, который создал биологическую теорию эмоций, являлся крупнейшим специалистом в этой области. П.К. Анохин отмечал, что «…физиологическая характеристика эмоций связана, прежде всего, с распространением возбуждения из области гипоталамуса на все эффекторные органы. Область гипоталамуса определяет первичное биологическое качество эмоционального состояния человека, а также его характерное внешнее выражение» [2, с. 107].
Работы отечественных исследователей А.И. Пуни, А.Г. Ковалёва и других, обнаруживают место психических состояний. В том числе и эмоциональных состояний в психической структуре человека, их связь с психическими процессами личности и свойствами [12, с. 235].
Так представлены основные направления исследования эмоций в отечественной психологии.
Таким образом, эмоции являются важными в жизни человека. Благополучное эмоциональное развитие гарантирует успешное развитие всех сфер жизни ребенка. Очень важно развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, так как это гарантия того, что к младшему школьному возрасту, ребенок сможет адекватно реагировать на проблемы, с которыми будет сталкиваться. А воспитание в ребенке способности сопереживать, сочувствовать, выражать свои эмоции, распознавать эмоции других, поможет ему стать успешным, достойным членом общества.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013). Ст. 2
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013). Ст. 6
Книги, статьи, материалы конференций и семинаров
1. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М.: Издательство «Институт практической психологии»,Воронеж: «МОДЭК», 2005. – 64с.
2. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. Под ред. Проф. Т. Б. Филичевой. – М.: «Гном-Пресс»; 2006. – 64с.
3. утия).
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.
5. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб., 2001
6. Киселева Э.Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста // Проблемы педагогики, 2014. – №. 1.
7. Магомедов Р.Р. Азбука физической культуры для детей старшегодошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. – 90 с. 3. Медведева С.А. Здоровьеформирующие технологии обучения и воспитания в системе дошкольного образования. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т.», 2008, 250 с.
8. Психология эмоций. Тесты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1993.
9. Стародубцева И.В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания: дисс. канд. пед. наук / И. В. Стародубцева. – Тюмень, 2004. – 141 c.
10. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова.–2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
11. Федоровская О.М., Бабенкова Е.А. Здоровьесберегающие аспекты использования образовательных технологий в системе физического воспитания дошкольников // UDK 377, 2014. – С. 162.
12. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды // Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Моск. психол.-соц. инс-т. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 416 с.
13. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1985.
Иностранная литература:
1. Kiseleva E. R. the Intellectual development of children of preschool age // Problems of pedagogy, 2014. - no. 1. .
2. Magomedov R. R. ABC of physical culture for children of preschool age: educational-methodical manual. – Stavropol: publishing house of Saratov state pedagogical University, 2011. - 90 p. 655
3. Medvedeva S. A. health-Forming technologies of education in the system of pre-school education. Ekaterinburg: GOU VPO "ROS. state prof. - Pedr. UN-T.", 2008, 250 p.
Интернет источники:
1.https://kpfu.ru/staff_files/F_26988035/Sbornik_tezisov_Abstract_book_ECCE_2018.pdf