Фрагмент для ознакомления
2
Производственная практика проходила в коррекционной школе.
Целями производственной практики являются: подготовка обучающихся к различным видам профессиональной деятельности логопеда в различных образовательных (медицинских) организациях, совершенствование соответствующих ФГОС ВО компетенций, необходимых для выполнения качественной коррекционной работы, и приобретение опыта профессиональной деятельности.
Задачами практики являются:
-закрепление, углубление и расширение знаний, совершенствование умений и навыков выполнения психолого-педагогической и речевой диагностики детей разного возраста с различными нарушениями речи;
- закрепление, углубление и расширение знаний, овладение умениями и навыками планирования, отбора содержания и методических средств и реализации коррекционно-педагогической работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями речи;
- овладение умениями и навыками консультирования членов семей и представителей заинтересованного окружения детей с различными нарушениями речи по вопросам коррекционной работы.
1. Должностные обязанности логопеда
На должность учителя-логопеда назначается лицо:
• имеющее высшее логопедическое образование (без предъявления требований к стажу работы);
• соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической под-готовки и аттестации с допуском к работе;
• не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельно-стью, изложенных в статье 331 "Право на занятие педагогической деятельностью" Трудового кодекса Российской Федерации.
В своей трудовой деятельности учитель-логопед руководствуется:
• Конституцией Российской Федерации;
• указами Президента Российской Федерации;
• Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Декларацией прав и свобод человека;
• Законодательством РФ по вопросам образования;
• решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;
• Гражданским и Трудовым кодексами Российской Федерации;
• Конвенцией о правах ребенка.
Также, учитель-логопед руководствуется правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты, должностной инструкцией учителя-логопеда школы по ФГОС, а также Уставом и локальными правовыми актами (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора), трудовым договором (контрактом).
Учитель-логопед обязан знать:
• последние достижения в области логопедии и педагогической науки;
• основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
• возрастную и специализированную педагогику и психологию, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
• современные педагогические технологии продуктивного, диффе-ренцированного развивающего обучения, реализации правильного подхода;
• нормативные и методические документы по вопросам профессио-нальной и практической подготовки;
• методы и приёмы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей;
• программно-методическую литературу по работе с учащимися, которые имеют отклонения в развитии;
• последние достижения в социальной педагогики и психологии;
• методы убеждения, аргументации своей точки зрения, установле-ние контактов с обучающимися, воспитанниками любого возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе.
• санитарные нормы и правила, применяемые в общеобразователь-ном учреждении;
• инструкцию по охране труда для учителя-логопеда в школе;
• основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами и презентациями, электронной почтой и браузерами, мультимедийным проектором.
Педагогическому работнику запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
Основным направлением в работе учителя-логопеда являются:
1. Проведение комплекса мероприятий по психофизической и логопедической коррекции уровня развития личности в школе и по месту жительства школьника.
2. Максимальная коррекция отклонений в развитии речи учащихся, которые мешают усвоению программы обучения.
Учитель-логопед:
1. Обследует обучающихся, определяет структуру и степень сложности имеющегося у них дефекта.
2. Создает группы для занятий с учетом психофизического состояния учащихся, с учётом патологии речи.
3. Составляет план направления и содержание индивидуальной и групповой коррекционной работы, а также методической работы на учебный год.
4. Выполняет изучение индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей обучающихся с целью создания необходимых условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной категорией, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей.
5. Использует различные формы, методы, приёмы и средства обучения в рамках государственного стандарта, известные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
6. Ведет индивидуальные и групповые занятия по коррекции выявленных нарушений, исправлению отклонений в развитии речи, восстановлению нарушенных функций в соответствии с приобретениями в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
7. Работает в тесном контакте с педагогами, посещает занятия и уроки в целях выработки единой направленности работы.
8. Принимает участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
9. Консультирует педагогов школы, родителей (лиц, их заменяющих) по использованию методов и приёмов оказания помощи учащимся, по результатам коррекции.
10. Консультирует педагогических работников и родителей (или лиц их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, у которых имеются отклонения в развитии, а также по исходу коррекции.
11. Посещает методические семинары, педагогические советы, конференции и другие школьные мероприятия по проблемам оказания логопедической помощи детям и подросткам, проводит пропаганду логопедических знаний.
12. Оформляет требуемую документацию установленного образца:
• журнал учёта школьников с нарушениями речи;
• журнал посещаемости логопедических занятий;
• журнал консультаций;
• речевые карты;
• календарно-тематическое планирование;
• поурочное планирование;
• план работы на весь учебный год;
• цифровой отчет о проведенной работе за год;
• отчет о результатах коррекционной и методической работы на протяжении учебного года;
• паспорт логопедического кабинета;
• рабочие тетради по логопедии.
13. Использует в работе разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках ФГОС.
14. Реализует учебные программы.
15. Обеспечивает уровень подготовки школьников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
16. Предоставляет заместителю директора, курирующему предметы коррекционного цикла, отчёт о динамике развития речи детей, у которых имеются нарушения устной и письменной речи.
17. Оформляет требуемые документы в пределах своей компетенции для представления ребёнка на ПМПК.
18. Принимает участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
19. Общается с логопедами, психологами специальных образовательных учреждений.
20. Поддерживает связь с родителями (или лицами их заменяющими).
21. Участвует в формировании общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
22. Регулярно повышает свою профессиональную квалификацию.
23. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся на протяжении образовательной деятельности, во время коррекционных занятий.
24. Выполняет положения должностной инструкции учителя-логопеда школы, следует правилам и нормам охраны труда, санитарным правилам и нормам, правилам техники безопасности и противопожарной защиты.
25. Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога образовательного учреждения.
Показать больше