Фрагмент для ознакомления
2
Задание № 2. Тема «Организация предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации»
Формулировка задания 2.
1. Изучите содержание предметно-пространственной среды группового помещения для подготовительной группы.
2. Составьте карту предметно-пространственной среды подготовительной группы о наличии предметов и оборудования для развития соответствующих возрасту видов деятельности (ФГОС ДО). Сформулируйте рекомендации по организации предметно-пространственной групп ДОО в соответствии с требованиям ФГОС ДО.
Рекомендации по организации предметно-развивающей среды:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Направлена на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. Организация пространства для экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Задание № 3. Тема «Изучение уровня психического развития детей 3-го года жизни»
Формулировка задания 4.
Помимо основной литературы, изучите процесс проведения диагностики детей раннего возраста, предложенный Е.О. Смирновой (Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3лет: Методическое пособие для практических психологов / Е.О.Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп.-- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с.). Выберите 2 детей с 1 до 3 лет. Отберите соответствующие диагностические методики Е.О. Смирновой для детей определенного возраста. Используя диагностические методики Е.О Смирновой изучите уровень развития общения и речи, уровень развития предметной деятельности, уровень развития процессуальной игры. Составьте протоколы, заполните заключение. Обратите внимание, что форма заключения зависит от возраста ребенка.
Фамилия, имя ребенка Алексеева Юля Возраст 3 года
Инициативность ребенка в общении (высокая, средняя, слабая, отсутствует) средняя
Чувствительность к воздействиям взрослого (высокая, средняя, слабая, отсутствует) средняя
Репертуар коммуникативных действий (разнообразный, ограниченный, обедненный) ограниченный
Фамилия, имя ребенка: Иванова Оля Возраст: 3 года Виды действий с предметами
Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные (отсутствуют, используются редко, используются часто) используются часто
Культурно-фиксированные (отсутствуют, используются редко, используются часто) используются часто
Познавательная активность
Эмоциональная вовлеченность (отсутствует, слабая, высокая) высокая
Настойчивость в деятельности (отсутствует, слабовыраженная, ярко выраженная) вырашенная
Стремление к самостоятельности в деятельности (отсутствует, низкое, среднее, выраженное) выраженное
Включенность ПД в общение со взрослым
Стремление воспроизводить образец действия (отсутствует, слабое, среднее, сильное) сильное
Ориентация на оценку взрослого (отсутствует, слабовыраженная, средневыраженная, ярко выраженная) ярко выраженная
Речевое сопровождение деятельности (отсутствует, слабое, выраженное)_выраженное
Целенаправленность у детей старше 2,5 лет (отсутствует, слабовыраженная, ярко выраженная) выраженная
Отберите 2-х детей подготовительной группы. Проведите диагностические задания на выявление умственного развития детей подготовительной группы по методике Е.А. Стребелевой. По результатам диагностики заполните протоколы и сделайте заключение.
В соответствии с этими показателями и количеством баллов можно условно отнести обследуемых детей к следующим группам:
Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к заданиям, с трудом включаются в совместную деятельность со взрослым, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная их речь характеризуется наличием отдельных слов или элементарной фразы. Анализ показателей этой группы детей говорит о глубоком недоразвитии их познавательной деятельности.
Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, включаются в совместные действия со взрослым. В процессе самостоятельного выполнения познавательных задач у них отмечаются в основном нерезультативные действия, в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к самостоятельному выполнению задания. У них не сформированы продуктивные виды деятельности и умение работать по образцу. Речь этих детей характеризуется отдельными словами, элементарной фразой, отмечаются грубые нарушения грамматического строя, слоговой структуры слова и звукопроизношения.
Третью группу (24—33 балла) составляют дети, которые заинтересованы в действиях с игрушками и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные задания. В процессе выполнения познавательных задач они применяют в основном практическую ориентировку — перебор вариантов, а после диагностического обучения используют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструирование, рисование.
Четвертую группу (34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей фразовая, грамматически правильно построенная. Они достигают хорошего уровня познавательного развития и имеют сформированные предпосылки к учебной деятельности.
Диагностика проводилась в подготовительной группе с воспитанниками Николаем (6 лет) и Ариной (7 лет). С каждым воспитанником работа проводилась индивидуально.
Проведем подробный анализ выполнения каждого задания воспитанниками Николаем и Ариной.
1. Сложи. Детям предлагалось рассмотреть части разрезной картинки, а далее необходимо было сложить картинку «Сложи картинку». В случае затруднений проводится обучение. Арина и Николай без подсказок справились самостоятельно с заданием и сложили картинку. Дополнительное обучение детям не потребовалось (4 б). Результат задания демонстрирует высокий уровень целостного восприятия предметного изображения.
2. Представления об окружающем (беседа). С каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа, детям предлагалось ответить на вопросы о себе и своей семье. Арина поняла задание и ответила на все задания самостоятельно, на некоторые вопросы Арине потребовалось время, чтобы вспомнить (номер дома, количество этажей в доме) (4 б). Николай также понял и справился с заданием, однако для ответов на некоторые вопросы ему требовались уточняющие вопросы (Назови свои домашний адрес? Расскажи о своем доме. Сколько в нем этажей? На каком этаже ваша квартира? Потребовалось уточнение, опиши что есть вокруг твоего дома, ты поднимаешься домой пешком или на лифте, ваша квартира расположена высоко или низко?) (3 б). Обо ребенка выполнив данное задание продемонстрировали достаточный уровень ориентировки в окружающем мире и запас знаний о себе и своей семье.
3. Представление о временах года. Детям предлагалось соотнести время года с изображением, а также установить логическую взаимосвязь между временами года. Арина поняла задание и самостоятельно установила взаимосвязь и отвечала развернуто на вопросы, дополняя собственными впечатлениями о временах года (4 б). Николаю потребовались уточняющие вопросы «Когда зима закончится, какое время года наступит? В это время ярко светит солнце, снег тает, появляется зеленая трава, почки на деревьях», Николаю потребовалось обучение, после которого он справился с заданием (3 б).
4. Количественные представления и счет. Детям предлагалось выполнить 3 варианта заданий. С первым вариантом справились оба ребенка и обучение не потребовалось (дети смогли посчитать до десяти и обратно и ответили «Какое число больше: 5 или 6? Какое число меньше: 6 или 7? Какое число стоит после пяти? Какое число стоит между тремя и пятью?»). Второй вариант задание – действие с счетными палочками, Арина поняла и справилась с данным заданием самостоятельно, Николаю потребовалось дополнительное обучение, в определении операции и количества палочек, ему предлагалось решить такого же рода задачу в пределах пяти. После обучения Николай смог выполнить задание. С третьим вариантом задания оба ребенка испытали затруднение, для решения задачи детям потребовалось дополнительное обучение с использованием счетных палочек и решения устных аналогичных задач. После обучения дети справились с заданием. Данное задание демонстрирует затруднение у детей выполнять счетные операции в уме.
5. Расскажи (серия сюжетных картинок «Зимой»). Ребенку предлагается рассмотреть картинки и продумать последовательность составления рассказа по данным картинкам. Арина смогла с первого раза составить последовательность рассказа по картинкам, Николаю потребовалось дополнительно предложить разложить картинки так, чтобы получился рассказ, в котором есть начало, продолжение и окончание». Далее дети составляли рассказ по серии сюжетных картинок. Арина смогла детально составить рассказ по картинкам, Николай также справился с заданием и смог построить логично последовательный рассказ.
6. Дорисуй. Ребенку предлагают рассмотреть полукруги и дорисовать их так, чтобы получилось шесть разных предметов. Арина смогла придумать 4 предмета (мяч, часы, яблоко, арбуз), Коля смог придумать 3 предмета (тарелка, колесо, солнце). Дети смогли понять задание, однако не смогли нарисовать сразу 6 предметов, в связи с этим необходимо проводить дополнительную работу по повышению уровня развития продуктивного воображения и графических навыков.
7. Расскажи (сюжетная картинка «В лесу»). Ребенку предлагалось рассмотреть сюжетную картинку, а затем составить по ней рассказ. Арина смогла самостоятельно составить подробный рассказ по картинке, Коле потребовались уточняющие вопросы «Какое время года изображено на картинке? Куда пришли дети? Зачем дети пришли в лес? Кто пришел в лес с детьми? Что здесь произошло?». Благодаря уточняющим вопросам, Коля справился с заданием.
8. Звуковой анализ слова. Детям предлагалось назвать количество звуков в слове. Предлагалось проанализировать следующие слова: кот, стол, мост, хвост и т. д. Арина приняла и поняла условия задания; самостоятельно справилась с его выполнением. Коля принял задание, но условия задания не понял; коля пытался считать количество букв в слове; в условиях обучения давал ответ на задание (взрослый называет звуки по очереди и выкладывает соответствующее количество палочек, затем вместе с ребенком проводится анализ слова кот), но после обучения самостоятельно с заданием не справился. Это говорит о низком умении у Коли анализировать звуковой состав слова и необходимости проведения работы по развитию обучению грамоте.
9. Продолжи ряд (письмо). Ребенку выдается лист бумаги, на котором представлены три образца письменных заданий: на первой строчке палочки, на второй — палочки и крючочки, а на третьей — треугольники. Ребенка просят продолжить строчку. Арина приняла и поняла условия задания, смогла проанализировать образец и работать по нему, справилась с заданием без ошибок. Коля смог самостоятельно написать некоторые образцы, однако принцип чередования элементов при написании не всегда учитывал.
10. Узнавание фигур (тест Бернштейна). Детям предложили таблицу с геометрическими фигурами, время показа 10 секунд и попросили запомнить их. После показа первой таблицы ребенку дали другую, на которой фигуры-эталоны разбросаны среди множества разных фигур. Ребенку необходимо было найти среди них те геометрические фигуры, которые он видел в первой таблице. Оба ребенка смогли назвать шесть фигур из 10, что говорит о необходимости работы по развитию памяти.
Показать больше