Фрагмент для ознакомления
2
Задание по психологии на производственную практику
«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся»
для 5 курса бакалавриата психолого-педагогического направления
(заочной формы обучения)
1) Провести беседу с психологом образовательной организации (в случае его отсутствия – с воспитателем, учителем, родителями) с целью определения детей в группе (классе), имеющих различные психолого-педагогические проблемы с целью проведения с ними коррекционно-развивающей работы. В ходе беседы уточнить характер проблемы (в сфере индивидуально-психологических, физических, поведенческих и других особенностей личности). Основанием для выделения «коррекционной группы» могут послужить результаты диагностики, проведённой ранее. Необходимо обосновать выбор детей для коррекционно-развивающей работы, ссылаясь на подробный анализ результатов диагностики (при необходимости провести дополнительные диагностические процедуры).
2) Приступить к разработке и реализации коррекционно-развивающей программы по следующему плану:
1. подготовительный этап;
2. первичная диагностика;
3. коррекция типового плана и содержания работы;
4. реализация коррекционно-развивающих мероприятий;
5. заключительная диагностика и ее анализ;
6. оформление результатов работы.
3) Провести оценку эффективности психокоррекционных мероприятий
Оценка эффективности коррекции зависит от того, кто ее оценивает, по-скольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет ее итоговую оценку. Так, для участника группы основным кри-терием успешности прохождения программы будет ощущение удовлетворе-ния от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу поло-жительных чувств и переживаний. Для педагога-психолога, ответственного за организацию и проведение коррекционно-развивающей программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных целей. А для лиц из окружения участников группы эффективность программы опреде-ляется степенью выполнения их запроса, удовлетворения мотивов, побудив-ших обратиться за психологической помощью, а также осознанием проблем и непосредственно связанных с ними задач.
4) Разработать рекомендации, предложить дополнительные программы психокоррекционной, развивающей или профилактической работы с некоторыми участниками группы (в случае необходимости).
5) Разработать и обосновать практические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей участников группы с целью закрепления и развития достигнутых позитивных результатов у участников группы.
6) Разработать идею проекта «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ» в образовательной организации. Психологическое просвещение – это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Его основной смысл заключается в том, чтобы:
7) Оформить отчетные материалы.
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что вопрос исследо-вания детей с задержкой психического развития становится наиболее значи-тельным потому, что число детей с проблемами постоянно увеличивается.
Отметим, что результативность психолого-педагогических условий, за-ключается в установлении зоны развития, на основании которой допустимо выстраивание коррекционной работы детей дошкольного возраста с за-держкой психического развития. Следовательно, вопрос научно-методического обеспечения данного направления работы с детьми с за-держкой психического развития является одним из первостепенных в специ-альной педагогике и психологии. Поэтому, выстраивание коррекционной работы способствует развитию психтических процессов детей с задержкой психического развития.
Цель работы: овладеть технологиями просветительского и коррекци-онно-развивающего направлений работы психолога образования и анализа их эффективности.
Задачи:
1. Сформировать умение качественно анализировать результаты, полученные в результате диагностической работы.
2. Научиться формулировать возможные варианты коррекционно-развивающей и профилактической работы в связи с выявленными в ходе диагностики отклонениями.
3. Овладеть алгоритмом составления коррекционно-развивающих программ, направленных на изменение различных компетенций учащихся в познавательной, эмоциональной, коммуникативной сферах.
4. Приобрести опыт проведения /реализации разработанных коррекционно-развивающих мероприятий.
5. Приобрести опыт просветительской работы в ОО.
6. Научиться анализировать эффективность разработанных коррекционно-развивающих программ с целью их совершенствования.
Описание результатов беседы с психологом ОО и описание оснований для включения ребенка в коррекционную группу
В ходе беседы с психологом и воспитателем образовательной организации мы выяснили, что в средней группе присутствует ребенок, Карсаков Кирилл (5 лет), имеющий такую психолого-педагогическую проблему, как задержка психического развития. Нашей целью стало – проведение с ним коррекционно-развивающей работы.
Данный диагноз был поставлен ребенку на основании проведенных психологом психолого-педагогических диагностик. Мы выяснили, что у ребенка замедленный темп движений, моторная неловкость. Он не замечает неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливает ошибки, нуждается в поддержке взрослого.
Кроме того, у данного ребенка слабо развиты движения ладони и пальцев рук. Во время занятия на слова воспитателя не реагирует, не понимает, что нужно сидеть и слушать.
К занятиям проявляет равнодушное отношение, не усидчив (в течение занятия часто встаёт и передвигается по групповой комнате); внимание неустойчивое, быстро утомляем). Ребенок требует особого внимания, нуждается в помощи и постоянном контроле со стороны взрослых.
Несогласованность движений обеих рук затрудняют процесс овладения всеми видами деятельности. У Кирилла отсутствуют выраженные эмоциональные проявления.
Восприятие у мальчика замедленное, фрагментарное, малый объем, низкий уровень избирательности и константности, слабая дифференцированность и несамостоятельность. Он недостаточно активно пользуются речью в процессе деятельности и общения.
Мышление характеризуется низким уровнем развития. Кирилл не умеет решать задачи, не осознает наличия проблемной ситуации, не осуществляет поиск решения, не связывает поиски решения с необходимостью использования вспомогательных средств.
Таким образом. Карсаков Кирилл, относится к такой нозологической группе, как задержка психического развития. Ребенок нуждается в коррекционно-развивающей работе.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы в средней группе для ребенка с ЗПР является непосредственно-образовательная деятельность – одна из основных форм воспитания и обучения в дошкольных учреждениях.
В дошкольных учреждениях для данного ребенка будут проводится занятия фронтальные, с подгруппой детей, индивидуальные. Каждая из указанных форм занятий имеет большое общеразвивающее и коррекционное значение.
НОД будет включать в себя следующие виды занятий:
- Занятия по развитию речи на ознакомлении с окружающим миром, развитие лексико-грамматического строя и связной речи, развитие речевого (фонематического) восприятия.
- Занятия по формированию элементарных математических и сенсор-ных представлений.
Карсаков Кирилл Сергеевич родился 4 декабря 2016 года. Воспитыва-ется в полной семье. Мама – домохозяйка, образование среднее полное. Отец – госслужащий, образование высшее. Мальчик является единственным ребенком в семье. В процессе родов ребенок получил гипоксию плода, и кроме того, легкую родовую травму. Семья проживает в благоустроенной квартире. У ребенка есть свое место для учебы и отдыха.
Дошкольные образовательные учреждения посещает с 2019 года. В со-циальном и материальном плане семья благополучная. Родители адекватно принимают имеющееся у ребенка нарушение и это не сказывается на взаи-моотношениях в семье. Мама жалуется на то, что ребенок отказывается слушать сказки, учить стихи и песни.
Предпочитает играть в одиночку, нежели со сверстниками. Ребенок не стремится целенаправленно узнавать новое, не проявляет интерес к окру-жающему миру. Познавательный интерес ограничен программным мате-риалом, достаточно устойчивый, поверхностный. Отмечается средний уро-вень учебной мотивации.
Диагностика особенностей коммуникативных умений у детей с ЗПР
Для выявления особенности развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на базе МОУ мы провели исследование. Для подтверждения гипотезы в рамках диагно-стики были использованы методики: «Диагностика коммуникативной сферы основывалась на методике «Картинки» Е.О. Смирнвоой, методика «Рука-вички» К.Г. Цукермана, «Методика контекстного общения» Е.Е. Кравцо-вой.
1. «Диагностика коммуникативной сферы основывалась на методике «Картинки». Цель исследования: выявить коммуникативную компетент-ность ребенка в общении со сверстниками с помощью методики «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А. Калягина). Исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж. Набор картинок вы-бирается в соответствии
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехни-ки. [Текст] / И. В. Вачков. – М. : изд-во «Ось – 89», 2007. – 256 с.
2. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2011. – 352 с.
3. Винник М О. Задержка психического развития у детей [Текст] : мето-дологические принципы и технологии диагностической и коррекционной ра-боты / М. О. Винник. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 154 с.
4. Ермакова И.А. Психологические игры и упражнения / И.А. Ермакова. - Санкт- Петербург: Корона-принт, 2006. – 365 с.
5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с пробле-мами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2010. – 400с.