Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Управление развитием территорией или муниципальным образованием, или конкретной сферой требует большого объема знаний и навыков, которые даются в процессе обучения. Их закрепление возможно только в процессе погружения в рабочие процессы и их познания на практике, что и происходит в период прохождения практики.
Работа в Администрации города в качестве специалиста позволяет получить полный спектр информации о нормативно-правовой базе, регламентах, организационной структуре и особенностях планирования развития отрасли или конкретного направления, а также реализации данных планов. При этом важно знать и уметь многое: как составлять планы, как организовывать совещания, как оценивать работу специалистов, как распределять задачи и обязанности, как вести проекты и многое другое
Цель практики – применение знаний и навыков, полученных в процессе обучения.
Задачи практики:
- провести обзор отечественной и зарубежной практики социально-экономического регулирования местного самоуправления;
- выявить направления совершенствования механизмов социально-экономического регулирования местного самоуправления;
- провести анализ деятельности учреждения;
- провести анализ численности персонала,
- выявить перспективы развития учреждения,
- определить направления совершенствования деятельности учреждения.
Период прохождения практики: с 22.06.2020 г. по 05.07.2020 г. согласно календарному учебному графику.
Место прохождения практики - Администрация муниципального образования город Краснодар Управление инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства.
Методы работы при написании научно-исследовательской части: методы анализ и синтеза, комплексный и системный подходы, анализ нормативных источников, организационно-распорядительной документации и отчетов.
1 Развитие экономических основ местного самоуправления
1.1 Обзор отечественной и зарубежной практики социально-экономического регулирования местного самоуправления
Институт местного самоуправления в России прошел стадию становления и на современном этапе уже успешно и достаточно эффективно функционирует на территории всего государства. В каждом территориальном образовании действует система организации местного самоуправления, включающая в себя совокупность органов власти и организаций, осуществляющих деятельность по решению вопросов местного значения. Население России уже в полном объеме осознает значение и функции органов местного самоуправления и участвует в процессе коммуникационного взаимодействия с ними и совместного решения проблем.
Все процессы реформирования осуществлялись и происходят в настоящее время под координацией государственной власти и при тесном взаимодействии с ней. Именно органы государственного управления формируют концептуальную, правовую и организационно-экономическую платформу для развития местного самоуправления.
Однако, последние годы обозначили широкий спектр новых для российского государства проблем, преимущественно экономического характера, которые негативно отражаются на темпах и эффективности развития местного самоуправления и требуют более активной координации со стороны государственной власти и, возможно, правовой и методологической поддержки.
В целом проблемы развития организации местного самоуправления в России на современном этапе можно сформулировать следующим образом:
- цели реформы местного самоуправления достигнуты не в полном объеме, а ФЗ №131-ФЗ не в полной мере учитывает особенности местного самоуправления;
- не в полной мере разграничены полномочия и предметы ведения между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, не созданы основы правового регулирования отношений в рамках бюджетного финансирования расходных полномочий органов местного самоуправления и отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления. Проблемой, связанной с реализацией полномочий, является отсутствие методик и критериев расчета финансовых потребностей, определяющих необходимый объем средств для исполнения расходных обязательств местных бюджетов;
- у 70% муниципальных образований отсутствует перспектива развития, поскольку доходы местных бюджетов не обеспечивают реализацию полномочий в части осуществления капитальных вложений, модернизации отраслей жилищно-коммунального хозяйства, социальной инфраструктуры образования и здравоохранения. У органов местного самоуправления отсутствует мотивация к самостоятельности управления финансовыми ресурсами, к наращиванию налоговой базы и оптимизации расходов в целях социально-экономического развития территорий. Основную долю в бюджетах сельских поселений составляют межбюджетные трансферты, что снижает ответственность органов местного самоуправления за их реализацию;
- во всех субъектах РФ не был осуществлен переход от финансирования расходов местных бюджетов к выравниванию бюджетной обеспеченности, который предполагалось осуществить в рамках бюджетной реформы.
Подобная ситуация является угрозой для реализации национальной стратегии развития и модернизации России, поскольку лишает федеральный центр естественного союзника на местах, оставляя федеральный центр единственным субъектом модернизации.
Сегодня местное самоуправление признается основой всех основ в обеспечении финансирования этой территории, адекватное объему полномочий, возложенных на эту территорию. Однако, государство неохотно передает местному уровню управления полномочия, обеспеченные финансовыми средствами, что вызывает множество споров и конфликтов. Требования выполнения задач по обеспечению развитию муниципалитета с каждым городом все увеличиваются, однако, денег на эти средства у местных властей нет, так как происходят негативные социально-экономические процессы (экономический кризис, снижение доходности предпринимательства, рост социальных проблем, износ транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры), которые усугубляют ситуацию и требуют значительных вложений.
1.2 Совершенствование механизмов социально-экономического регулирования местного самоуправления
В связи с этим можно представить основные направления развития взаимодействия государственной власти и местного самоуправления:
1. Необходимо четко определить и выстроить систему взаимоотношений, и, в первую очередь, финансовых, между федерацией, регионами и территориями субъектов. Важно четко определить, какие вопросы местного значения должно и может решать местное самоуправление в интересах населения, и которые можно закрепить за муниципалитетами, делегируя им соответствующие полномочия, а какие перевести в ранг государственных вопросов, подведомственных субъектам Российской Федерации [3, С.749].
2. Круг вопросов местного значения должен базироваться на следующих принципах:
- сущность вопросов местного значения должна быть очевидна и понятна большинству населению территории и отражать особенности и проблемы повседневной жизни;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. 2021. М.: ИНФРА-М, 213 с.
2. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию 13 декабря 2013 года // http://pryf.livejournal.com/4011544.html (Дата обращения: 17.09.2021 г.)
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Консультант Плюс
4. Устав муниципального образования город Краснодар // Консультант Плюс
5. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г. // Консультант Плюс
Учебные пособия и статьи в периодических изданиях
6. Казаченко А.Н., Хашева И.А. Современная методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Ростовский научный журнал. – 2017 - №4. – С.31
7. Лабутина И.В. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в России по социально-экономическому развитию муниципальных образований // Политика, государство и право. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2016/02/3708 (дата обращения: 11.11.2020).
8. Доева М.Д. Муниципальное управление и местное самоуправление: учебник/ под ред. И.А. Алексеева. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 353 с. - (Высшее образование: Магистратура).
9. Каменских Н.А. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнерство в системе регионального развития: учеб. пособие/ Н.А. Каменских. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 127 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
10. Кулик А.А., Токаренко А.С., Чернега А.А. Современное состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-krasnodarskom-krae (дата обращения: 03.12.2021).
11. Мельников В.В. Государственные и муниципальные закупки: в 2 ч. Часть 1: Эволюция способов закупок в Российской Федерации: учеб. пособие/ В.В. Мельников. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 165 с. - (Высшее образование: Магистратура).
12. Моттаева А.Б. Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью на современном этапе: Монография/ Моттаева А.Б., - 2-е изд., (эл.) - М.:МИСИ-МГСУ, 2017. - 162 с.
13. Моттаева А.Б. Стратегия управления государственной и муниципальной собственностью: теория и практика: Монография/ Моттаева А.Б., Лукинов В.А. - 2-е изд., (эл.) - М.:МИСИ-МГСУ, 2017. - 361 с.
14. Нарутто С.В. Территориальная организация государственной власти и местного самоуправления: учебник для магистратуры/ С.В. Нарутто, Е.С. Шугрина. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 272 с.
15. Орешин В.П. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие / В.П. Орешин. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 320 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
16. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студентов вузов/ Под ред. Поляка Г.Б., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 391 с.
17. Попов Р.А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебник/ Попов Р.А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
18. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг: теория и практика: учебник/ Т.В. Сачук. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 583 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
19. Тасеев В. Б., Янцен Е. А. Проблемы местного самоуправления // Основы ЭУП . 2013. №5 (11). С.25-28.
20. Трофимов М.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. пособие/ И.А. Алексеев, Б.Б. Адамоков, Д.С. Белявский, М.С. Трофимов.— 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 254 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
21. Угурчиева Р.О. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие/ О.Б. Угурчиев, Р.О. Угурчиева - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 378 с.
22. Чернобродова Л.А. Эффективность управления социально-экономическим развитием административно-территориальных образований: монография/ под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Терехина. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 315 с.
23. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник/ В.Е. Чиркин. - 5-e изд., пересмотр. - М.: Норма, 2018. - 432 с.
24. Уланова Н. К., Жегуло У. Л. Проблемы местного самоуправления и местных бюджетов в зарубежной практике и в России // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 748-750.
25. Фадеев В.И. Муниципальное право: Практикум для бакалавров/ Отв. ред. В.В. Комарова, В.И. Фадеев. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 160 с.
Электронные ресурсы
26. Официальный сайт Управления // https://krd.ru/upravleniya-investitsiy-i-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva/ (дата обращения: 12.09.2021)