Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования
Обучение детей предъявляет большие требования к произвольной памяти. В процессе онтогенеза дошкольникам необходимо запоминать большее количество информации. Трудности запоминания сказываются на деятельности детей и могут привести к проблемам и негативному отношению к обучению.
Память играет важную роль при обучении детей. В дошкольном возрасте память является сензитивным периодом в системе межфункциональных связей. В дошкольном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для развития образной памяти.
Благодаря деятельности образной памяти дети приобретают различные умения, навыки, усваивают знания. Развитие памяти дошкольников, по мнению Л. С. Выготского, постепенно переходит от непроизвольных форм запоминания к произвольным целенаправленным умственным действиям.
Необходимость развития зрительной памяти дошкольников вызвана тем, что осмысленность и осознанность ребенком воспринятой информации рассматривается как центральная сторона развития психики [25]. Кроме того, у детей формируется произвольность, что в дальнейшем позволит проходить обучение в школе.
На основе вышеприведенных фактов, возникает проблема выбора формы и приемов, в которых наиболее благоприятно будет протекать процесс развития зрительной памяти. Одной их таких форм и приемов является дидактическая игра.
Такой вид игровой деятельности, в первую очередь, носит обучающую функцию, то есть у детей формируются способы умственной деятельности. Однако именно психологическим аспектом дидактических игр современные психологи уделяют мало внимания.
Следовательно, сделаем вывод, что проблема практической значимости дидактических игр, является недостаточно разработанным. Изучение и развитие зрительной памяти детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр может существенно оптимизировать их мнемическую деятельность и создать предпосылки для последующего обучения в школе, адаптации детей, поскольку развитие памяти является необходимым условием психологической готовности к школьному обучению.
Этим обусловлена актуальность исследуемой нами темы: развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Доклад по теме
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Память – это способность к сохранению, накоплению и воспроизведению информации. Данный процесс представляет собой запечатление, сохранение и воспроизведение моментов предыдущего опыта, который дает человеку возможность накапливать информацию об окружающем мире [3].
Память, как мы сказали выше, является одним из важных психических процессов у человека. Она обладает определенными характеристиками, такими как: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.
06ъем памяти — это важнейшая характеристика памяти, характеризующаяся в возможности запоминания определенного количества информации, а также ее последующего сохранения.
Быстрота воспроизведения - способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек использует информацию, которая хранится в памяти [22].
Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию[2]. Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.
Существует несколько подходов в классификации памяти. Классификация видов памяти по характеру психологической активности впервые была предложена Павлом Петровичем Блонским.
По характеру психической активности он выделяют:
• Двигательную память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений.
• Эмоциональную память. Данный вид памяти заключается в способности ребенка запомнить и воспроизводить эмоции. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром [22]
• Образную память – это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений.
В свою очередь, образную память подразделяют:
- на зрительную память (образ мамы, образ картины);
- на слуховую память (текст песни, голос отца);
- на вкусовую память (кислота лимона, сладость сока);
- на обонятельную память(запах дыма, запах весны);
Выделяют словесно - логическую память. Данный вид памяти характеризуется способностью воспроизводить мысли и слова окружающих. В словесно–логической памяти условно выделяют механическую и логическую память. Механическая память – вид словесно–логической памяти, в котором запоминание и сохранение информации осуществляется за счет многократного повторения без осмысления содержания [8].
По характеру целей деятельности выделяют:
• Произвольную память - намеренное запоминание информации, связанное с какой – то целью. Абитуриент перечитывает список необходимых документов для поступления в вуз (его цель – запомнить этот список).
• Непроизвольную память. Непроизвольную память – неосознанное запоминание и воспроизведение информации, в котором отсутствует цель [20].
По продолжительности сохранения информации выделяют:
• Долговременную память – память, обеспечивающая хранение информации на протяжении длительного времени.
• Кратковременную память – это вид памяти на образы после однократного, непродолжительного восприятия с мгновенным воспроизведением.
• Оперативную память - вид памяти, рассчитанный на хранение информации в течение определенного времени для достижения цели данного конкретного действия.
Также выделяют вербальную память – это вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию.
Процессы памяти
Выделяют четыре основных процесса памяти: запоминание, сохранение воспроизведение (узнавание) и забывание.
1. Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Выделяют запоминание непроизвольное – это нецеленаправленное запечатление информации [12]..
По характеру связей выделяют механическое запоминание и запоминание осмысленное. Механическое запоминание происходит без осознания человеком, каких – либо логических связей между объектами воспринимаемого материала. Осмысленное запоминание, напротив, основано на понимании логических связей между отдельными частями воспринимаемого материала. [11]
2. Сохранение — это процесс, в котором активно перерабатывается, систематизируется и обобщается материал. А также в процессе сохранения человек овладевает полученным материалом.
3. Воспроизведение и узнавание. Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, материала, воспринимаемого субъектом ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Физиологическая основа воспроизведения, отметим, это возобновление нервных связей, которые образовались ранее при восприятии.
Отметим, что воспроизведение может быть непреднамеренным (или же непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). Произвольное воспроизведение – это ответ человека на конкретную задачу без осуществления когнитивных операций. Подчеркнем, что данный вид воспроизведения является волевым процессом, связанный с мышлением [10]. Непроизвольное воспроизведение – это извлечение информации из долговременной памяти без поставленной цели. Сильными стимулами, активизирующими данный вид воспроизведения, могут быть: запах, вкус, негативные эмоции [26].
Узнавание – форма воспроизведения, которая возникает при повторном восприятии или опознании каких-либо объектов уже известных по прошлому опыту [21].
4. Забывание – это процесс памяти, который проявляется в затруднении человека восстановить или узнать ранее известную информацию. Забывание бывает произвольным и непроизвольным. Одним из признаков произвольного забывания является наличие у человека мотивации к забыванию [7].
Возрастные особенности памяти детей дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение, являются единственной формой работы памяти. Данные процессы памяти проходят независимо от воли и сознания ребенка. То есть, дошкольник не ставит перед собой цель запомнить тот или иной материал. Конкретные образы предметов, людей, свойств и явлений, которые, в свою очередь, служат основой для формирования понятий, являются основным содержанием памяти [13]. В дошкольном возрасте у детей развивается познавательный интерес. На данном этапе развития у ребенка значительно накапливается опыт, который постепенно обогащается и преобразовывается. У детей развиваются представления об окружающем мире, первичные понятия, дети приобретают знания, умения и навыки. Вся полученная информация сохраняется у детей на длительное время.
Произвольные формы запоминания начинают складываться в среднем дошкольном возрасте. Наиболее эффективным условием для развития произвольного запоминания является игра. В игре запоминание является успешным условием для выполнения взятой на себя роли. Дошкольнику, играющего роль врача, будет легче запомнить набор слов и действий в игре, нежели по прямому требованию взрослого. На наш взгляд, смысл слов и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2008. – 398 с.
2. Блонский П.П. Педология: учеб. для высш. пед. заведений. – Изд. 2-е. М.: Гос. учеб - пед. изд–во, 2016. – 336 с.
3. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: учебное пособие. – М.: Московский психолого – социальный институт/Флинта, 2017. - 96 с.
4. Венгер Л. А. По ступеням детства // Дошкольное воспитание. 2014. –№11
5. Венгер Л.А. Старший дошкольник // Дошкольное воспитание. – М.: Знание, 2017. – 80 с.
6. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 2009. 127 с.: ил.
7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений/Cост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 464 с.
8. Волков Б. С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов/ Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Изд. 5-е, перераб. И доп. – М.: Академический Проект, 2007. – 287 с.
9. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 –ти т.Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 2004. – 432 с., ил.
10. Выготский Л. С.В Психология развития человека. – М.: Изд.-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2015. – 1136 с.
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3.Проблемы развития психики/ Под. Ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 2014. – 488 с, ил.
12. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд. – во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
13. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О.О. Гонина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 465с. – Серия: Бакалавр. Прикладной курс.
14. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология – СПб: Издательство «Питер», 2011. – 320 с.
15. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. 2-е изд., исп. М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2013. – 336 с.
16. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Науч. Ред. А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. М., 2007. – 125 с.
17. Запорожец А. В., Леонтьев А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 2005. – 144 с.: ил.
18. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы симпозиума / под ред. А. В. Запорожца. – М: Просвещение, 2016. – 96 с.
19. Зяблицева М. А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2015 . – 189 с.
20. Истомина З.М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Псих ология дошкольника: Хрестоматия: Для студ. сред. пед. учеб. заведений; Сост. Г. А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 408с.
21. Клацки Р. Забывание и естественный язык. Хрестоматия по психологии памяти – М., 2018. с. 304
22. Козубовский В. М.К59 Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В. М. Козубовский . – 3-е изд. – Минск: Амалфея, 2008. – 368с.
23. Короткова И. А. Современные исследования детской игры // Вопросы психологии. 2005. №2 С. 163-167.
24. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 464с.
25. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. М. – Л.: Учпедгиз, 2013. – 278 с.
26. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания // Избр. психологические произведения М., 2013. С. 31-64
27. Леонтьев А. Н. Психологические основы детской игры // Проблемы развития психики. М., 2016. с. 481 – 509.
28. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 2011. - 145с.
29. Менжницкая Д. В. Воспитателю о детской игре – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
30. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ/Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение,2015. – 239с.