Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Познакомиться с образовательной организацией, базой практики.
Содержание задания
Изучить содержание деятельности образовательной организации, тему и направления научно-методической работы (исследовательской работы) в начальной школе, проблемы и темы, которые выносятся на заседание методического объедения учителей начальных классов, научную деятельность и достижения педагогического коллектива и учащихся школы.
Рекомендации по выполнению задания
Беседа с директором школы (завучем) включает следующие вопросы для обсуждения:
1. Общее знакомство с учреждением.
2. Характеристика базового образовательного учреждения.
3. Ознакомительная беседа с администрацией.
4. Экскурсия по образовательному учреждению.
Основные вопросы для наблюдения и анализа
Паспорт образовательного учреждения.
Материально-техническая база.
Кадровый состав педагогического коллектива.
Учебные программы и планы (учебные и воспитательные).
Комплектование классов.
Специфические особенности данного учреждения.
Научно-исследовательская работа в школе: тематика, направление научных изысканий и научно-методических разработок, достижения педагогов в области инновационной деятельности.
Беседа с заместителем директора может включать следующие вопросы:
1. Краткая история школы и ее современное состояние.
2. Характеристика педагогического и детского коллективов школы и микроокружения (социальные партнеры образовательной организации, шефы, производственные объединения, культурные учреждения, другие учреждения, предприятия).
3. Основные задачи и направления в работе начальной школы на учебный год. Пути решения выдвинутых задач.
4. Учебно-воспитательный процесс.
5. Профориентационная работа в школе.
6. Школа и семья. Ученическое самоуправление.
Сведения о базе практики
1. Паспорт образовательной организации
Таблица
3. Кадровый состав педагогического коллектива
В школе работает 59 педагогов, из них 18 учителей начальной школы. Учителей первой квалификационной категории – 24 человека, высшей квалификационной категории – 13 человек. Все педагоги регулярно проходят повышение квалификации, участвуют в профессиональных конкурсах.
4. Учебные программы и планы (учебные и воспитательные). Начального образования.
Образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы и Концепцией УМК «Перспектива» и УМК «Школа России».
Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.о. Тольятти "Школа №82" разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования детей с задержкой психического развития.
Количество часов, отведённое на изучение Русского языка:
• для 1 классов_- по 4 часа в неделю,
• для 2 классов – по 3,5 часа в неделю,
• для 3-4 классов – 4 часа в неделю.
Количество часов, отведенное на изучение Литературного чтения:
• для 1 классов - 4 часа в неделю,
• для 2 классов – 3,5 часа в неделю,
• для 3 классов – 4 часа в неделю,
• для 4 классов – 3 часа в неделю.
Количество часов, отведённое на изучение предмета Иностранный язык:
• для 2-4 классов – по 2 часа в неделю.
Количество часов, отведенное на изучение предмета Математика:
• для 1 классов – по 4 часа в неделю,
• для 2-4 классов – по 4 часа в неделю
Количество часов, отведенное на изучение предмета Окружающий мир:
• для 1 - 4 классов - по 2 часа в неделю.
Количество часов, отведенное на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики»:
• для 4–ых классов – по 1 часу в неделю.
Количество часов, отведенное на изучение предмета «Музыка»:
• для 1 - 4 классов – по 1 часу в неделю.
Количество часов, отведенное на изучение предмета «Изобразительное искусство»:
• для 1- 4 классов - по 1 часу в неделю.
Количество часов, отведенное на изучение предмета Технология:
• для 1 - 4 классов - по 1 часу в неделю.
Количество часов, отведенное на изучение предмета «Физическая культура».
• для 1-ых классов - 3 часа в неделю, 99 часов в год;
• для 2-4 классов – 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Из части, формируемой участниками образовательных отношений, отведено по 1 часу на изучение предмета «Русский язык» в 1-3-х классах, 0,5 часа на предмет «Русский язык» в 4-х классах и 0,5 часа на предмет «Литературное чтение» в 4-х классах.
С целью реализации учебного плана используется учебно-методическая система «Школа России» - 1а, 1б, 1в, 1г, 1д, 2а, 2б, 2в, 2г, 2д, 3а, 3б, 3в, 3г, 3д, 4а, 4б, 4в, 4г, 4д.
Комплектование классов
Таблица
Научно-исследовательская работа в школе: Внедрение системы «блочно-событийных погружений» для повышения образовательных результатов с целью формирования функциональной грамотности обучающихся
Задание 2. Изучить нормативные документы по научно-исследовательской работе в образовательной организации, в том числе и в вузе, изучить ГОСТы по оформлению и представлению результатов научного исследования.
Рекомендации по выполнению задания
Изучить Положения и инструкции по выполнению научно-исследовательской работы:
– «Положение о научно-исследовательской работе студентов ТГУ»;
– Инструкция по оформлению цитат и ссылок на первоисточники (ТГУ, 2018);
– ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»;
– ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» .
В отчете представить общую характеристику документов, оформить ссылки на документы в Интернет-ресурсах.
Задание 3. Составить библиографический список литературы (не менее 10 источников) по вопросам адаптации детей к школьному обучению, в том числе с особыми образовательными потребностями, а также по проблемам обучения и развития детей младшего школьного возраста и методик организации обучения в начальной школе.
Содержание задания
Составить список используемой литературы для осуществления исследования процессов адаптации учеников к школьному обучению, особенностей психического и личностного развития младших школьников, включить в список литературы учебники, учебные пособия, словари, научно-методические статьи за последние 2–3 года, разработки, методические рекомендации, документы, электронные ресурсы и ресурсы интернет-источников, в которых отражаются основные идеи по обозначенной проблеме.
Рекомендации по выполнению задания 4
При составлении списка используемой литературы по теме исследования и теме курсовой работы следует руководствоваться требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Список используемой в работе литературы должен включать современные издания за последние 3–5 лет.
Библиографический список литературы по теме «Адаптация учеников к школьному обучению, особенности психического и личностного развития младших школьников»
1. Васюк С.Н. Адаптация первоклассников к школе // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 23 (35). – С. 137 – Электронная копия доступна на сайте журнала. URL: https://scientificpublication.ru/images/PDF/2018/35/Questions-of-science-and-education-23-35.pdf (дата обращения: 05.12.2021).
2. Вахрамеева О.А. Значение мотивационной сферы в адаптации дошкольника к обучению в условиях массовой школы // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. – № 2 (38). – С. 2-5. – Электрон. копия доступна на сайте журнала. URL: http://vestnik.shgpi.edu.ru/journal/issue/view/5 (дата обращения: 05.12.2021).
3. Галушко И.Г. Успешная адаптация первоклассников к обучению в школе как следствие взаимодействия учителя и родителей / И. Г. Галушко, Г.Г. Микерова, А.Г. Чебелко // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. – 2017. – Т. 34. – С. 47-54. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771149.htm (дата обращения: 05.12.2021).
4. Гусова А.Д. Адаптация детей в пространстве начальной школы как условие успешного обучения / А.Д. Гусова, И.М. Слободчиков // Социальная педагогика в России : науч.-метод. журнал. – 2018. – № 5. – С. 55-61.
5. Корнеева Е.Н. Ваш ребёнок идет в школу. Проверяем готовность ребёнка к школе. Советы родителям первоклашек. Под редакцией О.А. Богатырева. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Мир и образование, 2013
6. Недоступова А.Т. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников как фактор успешной адаптации к обучению в школе / А.Т. Недоступова, М.В. Мигачева // Студенческий форум. – 2017. – № 5-1(5). – С. 24-27.
7. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010. - 120 с.
8. Сычева Т.Д. Актуальные проблемы предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста // Современная образовательная практика и духовные ценности общества. – 2016. – № 3. – С. 114-117.
9. Троицкая И.Ю. Влияние психологической готовности к школе на процесс адаптации первоклассников к новым социальным условиям / И.Ю. Троицкая, Ю.В. Макарова // Молодой ученый. – 2016. – № 4 (108). – С. 715-718. – Электрон. копия доступна на сайте изд-ва "Молодой ученый". URL: https://moluch.ru/archive/108/26230/ (дата обращения: 05.12.2021).
10. Шлыкова Д.В. Проблемы школьной адаптации детей // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2015. – №4 (40). – С. 111-121. – Электрон. копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-shkolnoy-adaptatsii-detey (дата обращения: 05.12.2021).
11. Хохлова В.А. Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань : Бук, 2016. – С. 72-75. – Электрон. копия доступна на сайте изд-ва "Молодой ученый". URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10159/ (дата обращения: 05.12.2021).
Задание 4. Познакомиться с учебно-воспитательной работой учителя начальных классов.
Содержание задания
Посетить несколько уроков учителя начальных классов и осуществить методический анализ изучаемой темы или раздела школьного курса (русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира и др.).
1. Представить «фотографию» одного урока («фотография» урока – это подробное пошаговое описание содержания и хода урока).
2. Осуществить анализ содержания урока (не менее 5 уроков) по предлагаемым схемам.
Рекомендации по выполнению задания 4
1. Представьте «фотографию» урока по следующей схеме:
1) общие сведения: дата, ОУ, класс, место урока в расписании учебного дня, Ф. И. О. учителя, количество учащихся;
2) тема урока, его место в общей системе уроков по данной теме;
3) цель и задачи урока (выясните у учителя перед уроком);
4) готовность к уроку: санитарно-гигиеническое состояние, наглядные пособия, ТСО, состояние рабочих мест учащихся, психологическая готовность учащихся к уроку;
5) протокол урока по схеме, предложенной в таблице.
Дата: 15.11.2021
Предмет: русский язык
Класс: 2 А
Учитель: Иванова Елена Юрьевна
Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова».
Цель урока: Актуализировать знания о понятии «родственные слова»; Ввести понятия «однокоренные слова», «корень».
Задачи урока:
Обучающие:
1. познакомить с признаками родственных однокоренных слов;
2. формировать умение определять в словах корень;
Показать больше