Фрагмент для ознакомления
2
Диагностика социально – психологических характеристик классного коллектива
За время прохождения практики мной была проведена диагностика социально – психологических характеристик классного коллектива:
• сплоченности;
• психологического климата;
• структуры (наличие одного или нескольких лидеров, аутсайде-ров, изгоев);
• уровня развития класса как коллектива (высокий, средний или низкий).
Для выполнения этого задания необходимо использовать методику исследования социометрии.
Список класса:
1. Буранова Е.
2. Марищенко Е.
3. Плюта О.
4. Лепик Я.
5. Бобинов И.
6. Павлов С.
7. Мезянова А.
8. Гусева А.
9. Петухов К.
10. Петрова А.
11. Никитина П.
12. Туник А.
13. Драгунов Е.
14. Сивков А.
15. Сальников А.
16. Соколов И.
17. Голичаев Д.
18. Гинзбург Е.
19. Ситина С.
20. Романенко О.
Цель: изучение социально-психологического климата характера от-ношений и структуры коллектива.
Анкета.
Убедительно просим ответить на вопросы, которые перечислены ни-же. Будем признательны, если ваши ответы будут искренними. Ваши отве-ты помогут нам лучше познакомиться, дадут интересную и полезную ин-формацию о классе. Вписывая фамилии своих одноклассников, не исполь-зуйте, пожалуйста, слова «все» или «никого».
Фамилия__________________Имя__________________Класс
Вопросы:
1а. С кем из одноклассников Вы хотели бы отдыхать?
1б. С кем из одноклассников Вы бы хотели отдыхать в последнюю очередь?
2а. С кем из одноклассников Вы бы хотели делиться своими пробле-мами и переживаниями?
2б. С кем из одноклассников Вы бы не хотели делиться своими про-блемами и переживаниями?
3а. С кем из одноклассников Вы бы хотели советоваться по поводу выполнения учебных заданий?
3б. С кем из одноклассников Вы не стали бы советоваться по поводу учебных заданий?
4а. С кем из одноклассников Вы бы хотели выполнять какую-нибудь совместную работу?
4б. С кем из одноклассников Вы бы не хотели работать вместе?
Обработка результатов.
Вопрос 1
Таблица
На основе суммарной матрицы подсчитываются:
А. Социометрический статус каждого ученика
C(i) = p(i)/N-1, где C(i) – социометрический статус i – го ученика; N – количе-ство учеников в классе; P (i) – количество полученных i – м членом выборов
1 – 0,47
2 - 0,52
3 – 0,15
4 - 0,42
5 - 0,15
6 - 0,63
7 - 0,36
8 - 0,36
9 - 0,26
10 - 0,73
11 - 0,52
12 - 0,42
13 - 0,36
14 - 0,15
15 - 0,05
16 - 0,15
17 - 0,97
18 - 0,36
19 - 0,05
20 - 0,31
Шкала для определения статуса (высокий, средний, низкий):
Низкий от -1 до -0,33
Средний от - 0,33 до +0,33
Высокий от +0,33 до 1
Б. Степень сплоченности класса
Ис.= p(+)+p(-)/N(N-1), где P(+) – сумма положительных выборов в классе; P(-) – сумма отрицательных выборов в классе; N – количество учеников в классе.
Ис.= 133/380=0,35 Высокий уровень групповой сплоченности.
Низкий от -1 до -0,33;
Средн. от - 0,33 до +0,33;
Высокий от+0,33 до 1.
В. Индекс взаимности
Ивв.= К(+)/0.5N(N-1), где К(+)общее число взаимных положительных выбо-ров, сделанными учениками класса; N – количество учеников в классе.
Низкий от 0 до 0,33;
Средн. от 0,33 до 0,66;
Высокий – более 0,66.
Ивв= 14/10 *(19)= 0,07 низкий уровень взаимности.
Анализ плана воспитательной работы учителя
С учетом результатов диагностики мной был проведен анализ плана воспитательной работы учителя, были рассмотрены проблемы формиро-вания коллектива учащихся класса и развития их индивидуальных особен-ностей и предложены способы разрешения этих проблем.
Задачи классного руководителя в рамках организации деятельности по сплочению коллектива:
• выявление интересов, склонностей, способностей в различных видах деятельности;
• создание условий для индивидуального развития каждого ре-бенка;
• формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности;
• развитие опыта творческой деятельности;
• создание условий для реализации полученных знаний, умений, навыков;
• развитие опыта неформального общения, взаимодействия и со-трудничества;
• расширение рамок общения ребенка с социумом;
• коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности;
• работа с одаренными детьми [4, с. 57-61].
Можно выделить три уровня достигнутых воспитательных результа-тов [5, с. 200-235]:
При первом уровне результатов школьники приобретают минималь-но необходимые социальные знания и навыки. У них формируются опре-деленные представления об общественных нормах, об устройстве обще-ства, о различных нормах поведения (одобряемых обществом, неодобряе-мых). У ребенка должно быть сформировано базовое понимание окружа-ющей реальности, повседневной жизни. Важным условием, при котором удается достичь этого уровня, является взаимодействие учащегося и учи-теля, в первую очередь, классного руководителя [5, с.200-235].
Второй уровень подразумевает, что у учащегося сформировано свое, устойчивое отношения к основным ценностям, традициям общества, к культурным ценностям. На этом этапе формируется основа мировоззре-ния, у ребенка формируется также четкое представление относительно то-го, что представляет собой человек, семья, Отечество, родина, друзья, природа, животный, растительный мир, окружающая среда.
Формируется определенное ценностное, чувственное отношение к этим базовым понятиям. Для того чтобы достичь данного уровня воспита-тельных результатов, уже недостаточно только общения учащегося с учи-телем, или другой авторитетной личностью. Необходимо тщательно спла-нированное и организованное общение с другими членами коллектива, с классом, со сверстниками. При этом среда должна быть тщательно проду-манной пи организованной: она должна соответствовать принципам раз-вивающей среды, быть дружелюбной, каждый участник коммуникации должен ощущать психологическую защищенность, должен чувствовать се-бя полноценной частью коллектива.
Третий уровень представляет собой комплексное устойчивое миро-воззрение, которое сформировано учащимся на основе собственных выво-дов, ценностных ориентацией, устойчивых взглядов, системы взаимоотно-шений с обществом, коллективом. Учащийся ощущает себя человеком, гражданином, чувствует свою ответственность перед Родиной, обществом, коллективом, семьей, природой. Для достижения этого уровня требуется специальная организация окружающей среды, социально-культурная сре-да.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Общая психология [Текст] / Г. С. Абрамова: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2002. - 496 с.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / пер. с нем. / А. Адлер; пер. А. Боковиков. – СПб.; М.; Х.; Минск: Питер, 2003. –248 с.
3. Афанасьев, С.П. Методика организации интеллектуально-познавательных игр [Текст] / С.П. Афанасьев // Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова. - 1995.-№ 3.-С. 72-76.
4. Афанасьев, С.П. Методика организации конкурсных программ [Текст] / С.П. Афанасьев // Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№ 1.-С. 57-61.
5. Байбородова, Л.В. Воспитательный процесс в современной школе [Текст] / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков: учебное пособие. - Яро-славль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997. – 256 с.
6. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст] / В.С. Безрукова: учебное пособие для инженерно-педагогических институ-тов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 185 с.
7. Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст] / Т.В. Бендас: учеб-ное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
8. Бланков, А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] / А.С. Бендер // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. - М., Просвещение, 2002. – 564 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб: Питер, 2008. - 400 с.
10. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты [Текст] / А.Л. Венгер: иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 160 с.
11. Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы [Текст] Б.С. Волков: учеб. пособие для студен-тов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 — Психоло-гия). - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 511 с.
12. Выгодский, Л.С. Детская психология (собрание сочинений) [Текст]: в 6 т. / В.С. Выгодский. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
13. Иванов, И.П. Воспитание общим делом. Из опыта Коммуны им. Макаренко [Текст] / И.П. Иванов // Ленинградская правда. - 1978. - №1.
14. Иванов, И. П. Два подхода к воспитанию [Текст] / И. П. Ива-нов // Вожатый. — 1980. — № 1, 2.
15. Иванов, И. П. Коллективное творческое воспитание [Текст] / И. П. Иванов // Семья и школа. — 1989. — № 8.
16. Иванов, И.П. Коллективные творческие дела как средство ком-мунистического воспитания младших школьников [Текст] / И. П. Иванов. - Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. – 235 с.
17. Иванов, И. П. На радость и пользу людям [Текст] / И. П. Ива-нов // Вожатый. — 1983. — № 2.
18. Иванов, И. П. Первоначальный период воспитательной работы с младшими школьниками [Текст] / И. П. Иванов // Начальная школа. — 1982. — № 8.
19. Иванов, И. П. Формирование юных общественников и органи-заторов [Текст] / И. П. Иванов: Очерки методики воспитательной работы школы. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1969. – 345 с.
20. Масленникова, О. М. Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности [Текст] / О. М. Маслен-никова // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 581-583.
21. Минюрова, С. М. Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений [Текст] / С.М. Минюрова, С.В. Духновский // Ма-териалы Всероссийской научно-практической конференции. - Екатерин-бург. УГПУ. 24-27 мая 2010. - 260 с.
22. Мухина, В. С. Детская психология [Текст]: учебник для студен-тов пед. институтов / под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
23. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. - 640 c.
24. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива [Текст] / Л. И. Новикова. М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
25. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М., Российское педагогическое агентство, 2014. - 374 с.