Фрагмент для ознакомления
2
ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗОВОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Общие сведения:
Практика проходила на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, на факультете физической культуры, реабилитации и спорта.
Юридический адрес: 644077, г. Омск, проспект Мира, д. 55-А.
Кафедра физического воспитания в ОмГУ была создана в 1974 году. На протяжении 36 лет она существовала как самостоятельное подразделение и осуществляла реализацию общеуниверситетской дисциплины «Физическая культура» для студентов всех направлений подготовки ОмГУ.
Реализация обучения по дисциплине «Физическая культура» содействует гармоничному физическому развитию студентов, их приобщению к занятиям физической культурой. Решение этих задач способствует общему оздоровлению студентов, улучшению качества их жизни и последующей трудовой деятельности после завершения обучения в ВУЗе.
Также, в своей практической работе кафедра физического воспитания использовала новейшие достижения ведущих ученых в области физического воспитания, а также осуществляла собственные разработки. Преподавателями кафедры проводились научные исследования, направленные на совершенствование тренировочного процесса групп отделения спортивного совершенствования. Полученные результаты использовались в практической работе со студентами.
В 2005 году состоялось открытие спортивно-оздоровительного комплекса ОмГУ. Материально- техническая база которого включает: 3 игровых зала , 2 фитнесс-зала, , 1 тренажерный зал, 1 плавательный бассейн.
В настоящее время отделение спортивного совершенствования включает занятия по двадцати шести видам спорта, по 20 видам спорта ежегодно проводится спартакиада ВУЗов Омской области. Участники соревнований - студенты ОмГУ побеждают и занимают призовые места на соревнованиях не только регионального, но и всероссийского и международного уровней.
С 2010 года по инициативе В.Г. Турманидзе на кафедре физического воспитания впервые организованы занятия в специальных медицинских группах для студентов с ослабленным здоровьем.
В 2011 году по инициативе В.Г. Турманидзе на кафедре физического воспитания впервые открыто направление подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)». Кафедра стала выпускающей.
В марте 2016 г. по инициативе В.Г. Турманидзе, решением учёного совета университета создан факультет «Физической культуры, реабилитации и спорта».
В 2020 году в рамках изменения организационно-штатной структуры ОмГУ, инициированной Вр. и. о. ректора Смеликом Р.Г., кафедра безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны была выведена из состава факультета Физической культуры, реабилитации и спорта, а кафедры физической культуры и адаптивной физической культуры были объединены в кафедру адаптивной и физической культуры.
В настоящий момент в состав факультета входит 2 подразделения:
1) Кафедра адаптивной и физической культуры и спорта
2) Спортивно-оздоровительный комплекс.
На факультете работают 49 сотрудников. Профессорско - преподавательский состав факультета включает 23 сотрудника:
3 штатных профессора, 1 доктор наук; 9 кандидатов наук; 11 сотрудников имеют ученое звание доцента; 5 старших преподавателей; 4 преподавателя.
В настоящее время на факультете реализуется:
1) Направление подготовки бакалавров 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)». Профиль: «Лечебная физическая культура»;
2) Направление подготовки магистров 49.04.02 «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)». Профиль: «Адаптивная физическая культура в учреждениях образования и социальной защиты»;
3) Направление подготовки аспирантов 03.03.01. «Физиология», «Биологические науки».
ИНСТРУКТАЖ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТРЕБОВАНИЯМИ ОХРАНЫ ТРУДА, ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРАВИЛАМ ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА
Инструктаж проведен Ознакомлен
по требованиям
охраны труда
______________________________
(подпись руководителя практики от профильной организации)
«__» ___________ 2021 г. _______________________
(подпись обучающегося)
«___» _________ 2021 г.
по технике
безопасности
______________________________
(подпись руководителя практики от профильной организации)
«__» ____________ 2021 г. _______________________
(подпись обучающегося)
«__» ___________ 2021 г.
по пожарной
безопасности
___________________________
(подпись руководителя практики от профильной организации)
«__» __________2021 г. _______________________
(подпись обучающегося)
«__»___________ 2021 г.
по правилам
внутреннего
трудового распорядка
____________________________
(подпись руководителя практики от профильной организации)
«__» ___________ 2021 г. _______________________
(подпись обучающегося)
«__» __________ 2021 г.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
На учебную практику:
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
(наименование практики)
Студента: _____________________________ группа ____________
Направление подготовки: 49.03.02. «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
1. Участие в проведении организационных собраний, инструктаж о технике безопасности.
2. Изучить программу практики и требования группового руководителя по организации учебной практики.
3. Ознакомиться с производственной базой организации и документами планирования.
4. Просмотреть проведение уроков/занятий у лиц с ограниченными возможностями здоровья.
5. Разработать и провести уроки/занятия в качестве помощника учителя/инструктора ЛФК у лиц с отклонениями в состоянии здоровья
6. Разработать и провести оценку физического состояния лиц с отклонением в состоянии здоровья.
7. Провести хронометраж и пульсометрию урока/занятия АФК
8. Провести анализ полученных результатов исследования. Оформить отчетную документацию.
9. Подготовить отчет по учебной практике.
Руководитель практики от ОмГУ __________________________________ (ФИО)
подпись
Согласовано:
Руководитель практики
от профильной организации ________________________________________
подпись
Ознакомление и просмотр проведения уроков/занятий у студентов с различной патологией
В ходе практики мы посетили занятия по ЛФК, проведенные инструктором по ЛФК для студентов. Мы посетили занятия:
- для лиц с вегетососудистой дистонией;
- для лиц с гастритом;
- для лиц с при правостороннем сколиозе 2 степени.
Нами было установлено, что все занятия для студентов, вне зависимости от вида патологии, имеют некоторые общие принципы и характеристики.
Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, рыбалка), индивидуальными (в условиях стационара или дома), массовыми (фестивали, праздники), соревновательными (от групповых до международных), игровыми (в летнем оздоровительном лагере).
Цель всех форм организации - расширение двигательной активности за счет систематических занятий физическими упражнениями, приобщения к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развития собственной активности и творчества, формирования здорового образа жизни. Основной формой занятий во всех видах адаптивной физической культуры является урочная форма.
По поручению инструктора, нами был проведен детальный анализ занятий для лиц с вегетососудистой дистонией, выделена специфика таких занятий, проанализированы цели и задачи, средства воздействия.
Выбор был обусловлен тем, что в современном мире те или иные симптомы вегетососудистой дистонии имеют до 80 % взрослых людей. Чаще всего симптомы вегетососудистой дистонии (ВСД) проявляются во время сильных нагрузок и стрессов. Многие люди впервые сталкиваются с этим заболеванием во время учебы. Вот почему проблема распространенности вегетососудистой дистонии среди современной молодежи невероятно актуальна на сегодняшний день.
В комплексное лечение вегетососудистой дистонии должны входить занятия ЛФК и рациональная регламентация двигательного режима. Лечебное действие физических упражнений при ВСД обусловлено их благоприятным тонизирующим влиянием на центральную нервную систему. Правильно выбранные упражнения при регулярном выполнении по данным врачом инструкциям приводят к таким результатам: Устранение последствий развившегося синдрома. Уже после нескольких занятий улучшается самочувствие, проходят приступы аритмии, изменений АД. Приступы нехватки дыхания становятся реже, нервное напряжение снижается. Увеличение выносливости. Человек реже испытывает ощущение физической усталости, противостоит стрессам. Нормализация процессов жизнедеятельности организма: ритма сердцебиения, артериального давления, работы ЖКТ.
Анализ занятий для лиц с вегето-сосудистой дистонии
Целью лечебной физкультуры при ВСД является:
− нормализация тонуса сосудов и функций головного мозга;
− снятие стрессового напряжения;
− повышение выносливости дыхательной, сердечно-сосудистой систем;
− оказание общеукрепляющего воздействия на организм, повышение адаптационных возможностей и работоспособности.
В ходе занятий инструктор использовал богатый арсенал физических упражнений:
− общеукрепляющие упражнения, в том числе и комплекс упражнений при остеохондрозе позвоночника, в который входит тренировка осанки, укрепление мышц брюшного пресса, бедер, голеней и стоп, плечевого пояса, мышц шеи.
− упражнения на растяжку, равновесие, координацию;
− дыхательные упражнения: диафрагмальное дыхание, акцент на вдохе и выдохе во время общеукрепляющих упражнений, выдох во время растяжки и во время расслабления;
− упражнения на тренажерах в спокойном ритмичном темпе с контролем АД и пульса; занятия, как правило, проводятся 2 раза в неделю по 90 мин, однако с физиологической точки зрения лучше проводить 3-5 занятий в неделю по 35-45 мин.;
− велосипед, велотренажер — это универсальное средство для поддержания своего организма в тонусе, регулярная езда на велотренажерах полезна в любом возрасте, она оказывает комплексное воздействие на организм. Велотренажер улучшает состояние здоровья сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
− спортивная ходьба;
− медленный бег на свежем воздухе, беговая дорожка. На беговой дорожке не нужно стремиться увеличивать скорость до предела, от этого организм только быстрее устанет и результат будет хуже, лучше увеличить угол наклона (не более 7–8 градусов во избежание повышения нагрузки на коленные суставы), а скорость оставить на уровне 6–8 км/ч; можно чередовать периоды интенсивной и слабой нагрузки, например, 5 минут на беговой дорожке со скоростью 9–12 км/ч, 5 минут — 5–6 км/ч;
− командно-игровые виды спорта: волейбол, баскетбол по 15–20 мин., не на результат, с возможностью выхода из игры при ухудшении состояния.
Не рекомендуются: спортивная гимнастика, легкая, тяжелая атлетика, прыжки, теннис, бокс, различные виды борьбы: каратэ, самбо.
Разработка и проведение уроков/занятий в качестве помощника учителя/инструктора АФК для лиц с вегетососудистой дистонией
В ходе практики нами было проведено 3 занятия в качестве помощника учителя/инструктора АФК у лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Конспекты проведенных занятий будут предоставлены в дополнение к отчету.
Разработка и проведение оценки физического состояния лиц с отклонением в состоянии здоровья
Нами было проведено исследование состояния лиц с вегето-сосудистой дистонией. В исследовании принимали участие 20 человек с диагнозов ВСД (студенты 18-19 лет). При сборе анамнеза мы выделили наиболее встречаемые жалобы:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Н.Ю. Круговая тренировка в тренажёрном зале для новичков / Н.Ю. Абрамова, В.И. Дубинин // Атлетизм на рубеже веков [Текст]: сб. научных трудов / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2016. - С.91-98.
2. Акрабов А.А. Модель и программа обучения технике соревновательных упражнений / Тяжелая атлетика: Ежегодник – 2015. – С. 51-59.
3. Алексеев С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. М.: Теор. и практ. физ. культ., 2017. - 780 c.
4. Баранов В.Н. Основные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта [Текст] / В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 2 (18). – С. 89-91
5. Гришина Ю.И Общая физическая подготовка: Знать и уметь. Учебное пособие. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2016. – 192 с.
6. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте. – М.: Академия, 2018. -265 с.
7. Зайцева В.В. Методология индивидуального подходы в оздоровительной физической культуре на основе современных оздоровительных технологий/Автореф. док. пед. Наук- М.: 2015. – 47 с.
8. Замятина, М. Р. Проблемы и перспективы развития физической культуры в России [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 108-110.
9. Кожевникова Л.К. Физическое воспитание как средство формирования здорового образа жизни и культуры досуга студенческой молодежи // Физическое воспитание студентов. – 2015. – №3. – С. 34-38.
10. Саяпина С.Г. Актуальные проблемы исследований в области физической культуры и спорта [Текст] / С.Г. Саяпина // РЭУ имени Г.В. Плеханова Кемеровский институт (филиал). Форум молодых ученных. – 2017. — С. 162-167.
11. Хазова С.А. Актуальные проблемы и современное состояние научных исследований в сфере физической культуры и спорта [Текст] / С.А. Хазова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-3. – С. 637-641.
12. Чернов И.В., Ревунов Р.В. Организация учебно-тренировочного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении (на примере тяжёлой атлетики). М.: Лань, 2019. - 104 с.
13. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка / под ред. Зайцев А. А. М.: Юрайт, 2020. - 228 с.