Фрагмент для ознакомления
2
В современных условиях для эффективности принимаемых руководством компании управленческих решений финансовый анализ, мониторинг и оценка финансового состояния компании должны проводиться на постоянной основе, быть системными и направленными на достижение требуемого результата.
Целью прохождения практик является разработка практических рекомендаций по улучшению деятельности ПАО «ОАК».
Данная цель требует решения следующих задач:
дать общую характеристику ПАО «ОАК»;
провести анализ внешней и внутренней среды компании, оценить ее конкурентоспособность;
провести анализ финансового состояния ПАО «ПАО «ОАК»»;
на основе проведенного анализа выявить проблемы и предложить направления улучшения деятельности ПАО «ОАК».
Объектом проводимого в работе исследования является деятельность ПАО «ОАК». Предметом исследования являются процесс принятия управленческих решений на базе результатов оценки финансового состояния ПАО «ОАК».
Теоретическую и информационную базу проводимого в работе исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области корпоративных финансов, финансового менеджмента и финансового анализа. Аналитическая часть работы выполнена на основе данных бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах ПАО «ОАК» за 2017-2020 гг.
При проведении анализа использовались методы горизонтального, вертикального и коэффициентного анализа, табличный и графический способы отображения результатов анализа.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПАО «ОАК»
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) – один из крупнейших мировых производителей самолетов, включает все крупные российские самолетостроительные предприятия и конструкторские бюро, а также авиаремонтные заводы (рис.1).
Рисунок 1 – Состав ПАО «ОАК» по состоянию на 01.01.2021 г.
ПАО «ОАК» создано 20 ноября 2006 г. в соответствии с указом Президента РФ (до апреля 2015 года ОАО «ОАК»). Позднее под управление ОАК были также переданы ряд авиационных ремонтных заводов. 20 ноября 2018 года Правительство РФ распорядилось передать госкорпорации «Ростех» 92,31% находящихся в федеральной собственности акций «Объединённой авиастроительной корпорации». Указ о передаче акций был подписан 24 октября 2018 года президентом РФ. ОАК вошла в «Ростех» в марте 2020 года.
2 декабря 2021 года было объявлено об интеграции «Объединенной авиастроительной корпорации» и двух крупнейших отечественных создателей боевой авиации — АО «Компания «Сухой» и АО «РСК «МиГ».
Приоритетными направлениями деятельности ПАО «ОАК» и входящих в Корпорацию компаний, являются: разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники гражданского и военного назначения.
ОАК выпускает воздушные суда таких всемирно известных брендов, как «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», а также новые – Superjet 100 и МС-21. Продажи военных самолетов в 2019 году «рухнули» на $1,3 млрд, или 23%. По сравнению с 2017 годом спад продаж достиг 35%.
С конца 2015 года организационная структура ОАК была обновлена (рис.2). Среди ключевых изменений – назначение руководителей двух направлений – гражданской и военной авиации, введена должность генерального конструктора – вице-президента по инновациям.
Кооперация между предприятиями, внедрение новой индустриальной модели корпорации, развитие поставщиков и внедрение лучших производственных практик, стандартизация – зона ответственности вице-президента по производству и техническому развитию.
Вице-президент по программам и стратегии обеспечивает единый подход к управлению программами в рамках всей корпорации, контроль за внедрением производственной системы, ведет разработку стратегии корпорации, отвечает за конфигурацию стратегических партнерств.
Вице-президент – руководитель аппарата выстраивает эффективную работу поддерживающих функций, таких как управление персоналом, информационные технологии, корпоративные коммуникации, и другие.
Число вице-президентов осталось тем же, что и в прежней структуре. Генеральный директор ОАК – Юрий Борисович Слюсарь.
Рисунок 2 – Организационная структура ПАО «ОАК»
17 сентября 2018 г. Совет директоров ПАО «ОАК» утвердил новую организационную структуру корпорации. Изменения направлены на централизацию управления производственными программами, развитие производственной системы ОАК и новой индустриальной модели корпорации. Блок операционного управления теперь находится в подчинении Первого Вице-президента, за ним закреплена ответственность по организации эффективного управления основными операционными процессами, включая закупки, производство, качество и продвижение продукции.
Блок административного управления работает в подчинении Исполнительного Вице-президента, который отвечает за поддерживающие бизнес-процессы.
Учитывая, что вопросы стратегического развития непосредственно связаны с экономическими вопросами, а также в целях усиления координации управления проектами во взаимосвязи с достигаемыми экономическими эффектами, введена должность Директора по развитию бизнеса в функциональном подчинении Вице-президента по экономике и финансам.
Также введена должность Вице-президента по правовому обеспечению и корпоративному развитию с исключением должности Директор по корпоративным и имущественным отношениям.
В подчинении Президенту ПАО «ОАК» введена должность Директор по внешним связям для поддержки эффективных взаимоотношений с государственными и муниципальными органами власти.
С целью выстраивания сквозной системы управления рисками ПАО «ОАК» и его дочерних обществ функции управления рисками выделены в самостоятельное структурное подразделение - Департамент управления рисками, в непосредственном подчинении Президента ПАО «ОАК». В отдельный филиал выделена работа по сервисному обслуживанию авиационной техники государственной авиации.
2. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНЦИИ И РЫНОЧНЫЕ ПОЗИЦИИ ПАО «ОАК»
OAK – один из крупнейших в мире разработчиков и производителей пассажирских, транспортных, оперативно-тактических, стратегических и специальных самолетов. Предприятия корпорации выполняют полный цикл работ – от проектирования до послепродажного обслуживания и утилизации авиационной техники. Заводы ОАК находятся в различных регионах России.
ОАК выпускает самолеты во всех основных сегментах гражданской и военной авиации.
ОАК работает на высококонкурентном глобальном рынке, где решающую роль играет применение новейших технологий. Инженерные центры и КБ ведут работу над перспективными проектами во всех сегментах авиации, применяются новейшие цифровые методы конструирования воздушных судов и моделирования их испытаний.
Исследование внешней среды начнем со сравнения показателей эффективности деятельности ОАК с ведущими мировыми авиастроительными корпорациями, такими как Boeing, Airbus и Embraer. Стоит отметить, что уже сейчас ОАК, по сути, является третьей авиастроительной компанией в мире, в несколько раз опережая Bombardier Aerospace по всем параметрам (рис.3).
Выручка Рыночная капитализация
Рисунок 3 – Отдельные показатели ведущих авиастроительных компаний, млрд $
Несомненными лидерами рынка остаются Boeing и Airbus, на третьем месте по выручке, рыночной капитализации и многим другим финансовым коэффициентам находится ОАК, по некоторым показателям ОАК занимает 4 место в мире.
В рамках маркетингового анализа ПАО «ОАК» были проведены следующие виды работ: PEST-анализ, анализ конкуренции на основе пяти рыночных сил по М. Портеру, GAP-анализ, SWOT-анализ, BCG-анализ, ABC-анализ. Результаты этих работ представлены в табл. 1.
Таблица 1
Виды и результаты маркетингового анализа [13, с.2]
Поскольку все воздушные суда, выпускаемые ОАК, прошли стадию разработки и первоначального выведения на рынок и в настоящее время находятся в фазе зрелости, предприятию следует сместить свои усилия в направлении роста продаж за счет разработки улучшенных или новых видов продукции, ориентированных на рынки, на которых уже работает компания
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. от 01.07.2021 №295-ФЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2021).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. от 29.11.2021 №382-ФЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2021).
3. Абрютина А.М. Экономический анализ товарного рынка и финансово-хозяйственной деятельности. – М.: Дело и Сервис, 2018. – 464с.
4. Балабанов Т.И. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 526 с.
5. Баскакова О.В. Экономика организаций (предприятий). – М.: Издательский дом Дашков и К, 2019. – 315с.
6. Бережная Е.В., Бережной В.И., Бигдай О.Б. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): Учебное пособие. – Инфра-М, 2020. – 336с.
7. Бланк И.А. Управление финансовыми ресурсами. – М.: Омега-Л, 2019. – 768с.
8. Большаков С.В. Основы управления финансами: Учебное пособие. – М.: ФБК-Пресс, 2019. – 365 с.
9. Борисова О.В. Информационная база и методика финансового анализа деятельности предприятий / РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2016. – № 3. – С. 289-294.
10. Васильчук О. И. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 496 с.
11. Владыкин А.А., Чурсина Ю.А. Финансовый анализ как инструмент эффективного управления бизнес-процессами в хозяйствующих субъектах / Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – № 2 (21). – С. 17.
12. Джамай Е.В., Сазонов А.А., Сазонова М.В. Механизмы комплексной оценки финансового состояния предприятия / Актуальные вопросы современной науки. – 2017. – № 44-2. – С. 6-26.
13. Добрякова К.В. Разработка рекомендаций по увеличению доли объединенной авиастроительной корпорации на международном рынке гражданской авиации // Политехнический молодежный журнал. 2017. №6. С.1-8.
14. Дрокина К.В., Зубцовская В.И. Стратегический анализ деятельности производственного предприятия // Бюллетень науки и практики. 2016. №11 (12). С.189-199.
15. Ермакова К.Л., Штоколова К.В. Инструменты стратегического анализа деятельности организации // Политика, экономика и инновации. 2018. №4 (21). С.224.
16. Жамьянова С.В. Стратегическое управление финансовыми рисками // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2017. – Т. 3. № 13. – С. 356-358.
17. Кириллова Л.Н., Нестеренко Ю.Н. Финансы организаций: Курс лекций в схемах и таблицах. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РГГУ, 2016. – 398 с.
18. Константинова Е.С., Бондарева Л.Н. Значение постоянной диагностики финансового состояния предприятия / Молодежь и наука. – 2017. – № 6. – С. 103.
19. Крутькова С.А., Чайка Н.К. Практические аспекты оценки финансового состояния предприятия / Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2017. – № 7 (166). – С. 25-36.
20. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 440с.
21. Маркарьян М. А. Экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Кнорус, 2017. – 536 с.
22. Мирошникова А.Ю. Методы управления финансово-экономическими рисками // Аллея науки. – 2017. – Т. 2. – № 15. – С. 169-171.
23. Никитушкина И.В., Макарова С.Г., Студников С.С. Корпоративные финансы: учеб. пособие – М.: Юрайт, 2017 – 580 с.
24. Плотникова М.В. Разработка моделей финансового состояния с целью управления финансовой устойчивостью // Экономика и современный менеджмент. сборник статей Международной научно-практической конференции, 2018. – С. 195-198.
25. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 336 с.
26. Сигидов Ю. И. Бухгалтерский учет и анализ: Уч. пос. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 336 с.
27. Соколкина Н.А., Кротов М.И. Методика анализа и диагностики финансово-экономического состояния организации / Молодежь и наука. – 2017. – № 6. – С. 152.
28. Соловцов А. Объединенная авиастроительная корпорация. Попытки фундаментальной оценки [Электронный ресурс]. – URL: https://essencemarkets.com/2019/02/22 (дата обращения 09.12.2021).
29. Тактаров Г., Григорьева Е. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2017. – 256 с.
30. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Под ред. Н.В. Колчиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 447 с.
31. Шевчук Д. А. Корпоративные финансы. - М.: Издательство: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017. – 143 с.
32. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: КноРус, 2018. – 480 с.
33. Шуляк П.Н. Управление финансами / Учебное пособие – М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2019.-752с.