Фрагмент для ознакомления
1
Индивидуальное задание по практике
Задание 1. Изучите направления деятельности специалистов организаций, осуществляющих психологическую помощь клиентам, посредством очного посещения или анализа интернет ресурсов. Охарактеризуйте основные цели и задачи профессиональной деятельности психолога в зависимости от запросов клиентов.
Задание 2. Проанализируйте интернет-ресурсы психологической направленности, сайты организаций, осуществляющих помощь различным категориям граждан, с выделением следующих компонентов:
Удобный и доступный для восприятия информации интерфейс сайта (привести описание положительных и отрицательных компонентов с обоснованием). Типовые запросы клиентов. Количество сотрудников, осуществляющих работу с психологическими проблемами клиентов, их квалификация, направленность работы. Особенности профессионального взаимодействия с различными категориями клиентов, профессионально-этические нормы и границы профессиональной компетентности психолога. Случай из практики профильного специалиста психологической помощи клиенту (специфика запроса, характеристика клиента (клиентов), цель работы психолога, примерное описание работы, достигнутый результат). Результаты представьте в форме таблицы.
Задание 3. Разработайте и проведите мини-интервью с психологом о специфики его деятельности на базе практики с учетом возможностей организации. Представьте содержание вопросов интервью, ответов психолога, по результатам проведения интервью сформулируйте выводы об особенностях деятельности психологов в разных организациях.
Задание 4. Проведите сравнительный анализ деятельности психологов с различными клиентскими группами. По результатам изучения опыта деятельности психологов проведите самоанализ профессиональных интересов к конкретной области практической работы в сфере психологической помощи.
Фрагмент для ознакомления
2
Основные направления работы специалистов
Центра детской психологии Сергея Короткова
Работа практического психолога в системе образования осуществляется по следующим основным направлениям: психологическое просвещение, психопрофилактическое, психодиагностическое, психокоррекционное и консультативное.
Психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям. Просветительская деятельность психолога может осуществляться в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.).
Психопрофилактическая работа — формирование педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.
Психодиагностическая работа - психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода жизни, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.
Развивающая и психокоррекционная работа — активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка.
Консультативная работа психолога направлена на оказание помощи при решении человеком определенных проблем [1].
Цели и задачи работы детского психолога
Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
• Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования.
• Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ.
• Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации.
• Психологическое сопровождение детей [7].
Цели и задачи работы педагога-дефектолога
Цель: создание условий для развития и адаптации ребёнка в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Задачи:
1. Изучать особенности психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
2. Формировать общие способности к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;
3. Формировать позитивную мотивацию к учебной деятельности, развивать функции самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся [6].
Цели и задачи работы клинического психолога
Цель: оказание помощи людям с соматическими и психосоматическими заболеваниями, изучение различных проблем медицины в психологическом аспекте и методами психологии.
Задачи: коррекция риска суицида, возобновления заболевания и коррекция тревожности; восстановление нарушенных высших психических функций; восстановление и нормализация отношений в среде [8].
Цели и задачи работы семейного психолога
Цель: оптимизация ролевой структуры семьи, повышение уровня ее сплоченности и удовлетворенности браком, улучшение межличностной коммуникации, оказание помощи при разрешении конфликтов, кризисов, проблем семьи.
Задачи:
• выбор брачного партнера и заключение брака;
• консультирование супружеских отношений;
• психологическая помощь семье при разводах;
• психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания приемных детей;
• психологическое сопровождение беременности и родов;
• психологическое консультирование по вопросам супружеской измены;
• психологическое консультирование в случаях насилия в семье.
Цели и задачи работы психотерапевта
Цель: оказание помощи при психических и личностных расстройствах легкой и средней степени тяжести.
Задачи:
1. поиск наиболее подходящих способов воздействия на человека.
2. эмоциональная поддержка
3. развитие коммуникативных способностей
4. поиск причин появления проблем, связанных с психикой.
5. обучение адекватному отношению к стрессам и проблемам в положительную сторону.
6. обучение построению гармоничных межличностных коммуникаций и межличностных отношений.
7. выработка навыков психологического преодоления жизненных трудностей.
8. формирование способности самостоятельно принимать важные решения.
Сайт организации «Центр детской психологии» обладает удобным и доступным для восприятия информации интерфейсом.
Анализируя сайт, хочется выделить следующие положительные моменты: реализация принципа «все в одном месте», что очень удобно для посетителей сайта, которые интересуются информацией об оказании психологической помощи. Сайт максимально прост в использовании. Удобный дизайн сайта. Основным преимуществом данного сайта является его видимость в поисковых выдачах.
Среди минусов сайта: на мой взгляд, он обладает несложной структурой. Представлено мало разделов. Также, излишняя информация в разделе «Главное».
На данном сайте представлены следующие разделы:
1. Главная страница. Здесь можно ознакомиться с адресом центра, с опытом работы, с направлениями деятельности, осуществить запись на консультацию в режиме онлайн, обоснованность выбора именного данного центра.
2. Наша помощь. В данном разделе можно подробно ознакомиться с проблемами, которые помогают решить специалисты:
Проблемное поведение: непослушание, упрямство, капризы, агрессия
Проблемы в общении со сверстниками: агрессия, травля
Падение школьной успеваемости
Нарушение развития: плохая память, неловкость, медлительность
Невротические реакции: Детский энурез, заикание, нервный тик
Последствия насилия
Кожные реакции (Психосоматозы): аллергия, сыпь, атопический дерматит
Нарушение сна у ребенка
Расстройства пищевого поведения: детская анорексия, булимия, вомитинг
Проблемы сексуального насилия
Переживание смерти близкого родственника
Развод родителей
3. Нейропсихолог. В данном разделе представлены особенности работы нейропсихолога, специфика деятельности, статистика о потребности к обращению данному специалисту, список проблем, с которыми люди обращаются за помощью к данному специалисту. Также представлены ошибки родителей при воспитании ребенка.
4. Специалисты. В данном разделе можно ознакомиться с коллективом, их образованием, квалификацией, опытом работы, направлением деятельности, с данными о повышении квалификации.
5. Услуги и цены. В данном разделе можно ознакомиться с прейскурантом цен для обращения к специалистам, о количестве требуемых консультаций, об алгоритме работы с ними.
6. Контакты. В данном разделе представлены информация о местонахождении центра, контактных данных (номера телефона и телефон для связи в соцсетях).
Специалисты центра по оказанию психологической помощи детям и подросткам представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алешина Ю.Е. «Специфика психологического консультирования». Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы”, №1, 2004. - С.4-6.
2. Андреев П.В. Психолог в образовании: теория и практика: Учебное пособие / П.В. Андреев, Е.М. Кравцова, Е.В. Пятницкая – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2015. – 236 с.
3. Гаврилушкина О.П. Подготовка педагога-психолога к профессиональной деятельности /О.П. Гаврилушкина, М.А. Егорова, 53 А.В. Захарова, Ю.А. Костенкова // Психологическая наука и образование. – 2015. – № 4. – С. 12–21.
4. Герцог Г.А. Основы научного исследования: методология, методика, практика: учебное пособие. - Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2013. – 208 с
5. Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. - 2011. – № 3. – С. 8–16.
6. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя; Рос. акад. образования, Моск. психол-соц. ин-т. – М.: МПСИ; Воронеж; НПО «МОДЭК», 2001. – 428с.
7. Кондратьева О.А., Соколова В.Е. Модель психологопедагогической коррекции самооценки старшеклассников // Научнометодический электронный журнал «Концепт», 2016. – Т. 7. – С. 16–20
8. Пантелеева Т.В. Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности / Т.В. Пантелеева // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - Москва: Буки-Веди, 2015. - С. 11-14.