Фрагмент для ознакомления
2
Ключевые слова: Зрительная система, контактные линзы, коррекция зрения, аккомодация, острота зрения.
Определения:
Зрительный анализатор человека (органа зрения) является сложной нервно-рецепторной системой, предназначенной для восприятия и анализа световых раздражений.
Острота зрения – это совокупность глаза воспринимать раздельно две точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии.
Цветоощущение – способность глаза различать цвета.
Поле зрения – это пространство, которое видит человек при неподвижной голове и фиксированном взоре.
Светоощущение – это способность глаза воспринимать свет и определять различные степени его яркости.
Физическая рефракция – преломляющая сила любой оптической системы.
Клиническая рефракция – характеризует положение главного фокуса оптической системы по отношению к сетчатке.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Астигматизм, наряду с близорукостью и дальнозоркостью, относится в офтальмологии к, так называемым, аметропиям – состояниям, характеризующимся изменением преломляющей способности оптических сред и искажением заднего фокуса глаза. Среди всех видов аметропий астигматизм встречается в 10% случаев. Ранняя коррекция астигматизма является залогом успешной профилактики амблиопии и косоглазия.
При астигматизме в результате нарушения равномерной кривизны (сферичности) роговицы или хрусталика их поверхность обладает неодинаковой преломляющей силой в различных меридианах, поэтому пучок лучей не сходится в одной точке сетчатки, как это происходит в норме. В одних случаях изображение фокусируется на сетчатке, но в виде отрезка, размытого эллипса или «восьмерки»; в других - за или перед сетчаткой. Видимое человеком с астигматизмом изображение становится искаженным, расплывчатым, нечетким.
Цель: рассмотреть коррекцию астигматизма очковыми линзами.
Задачи:
– рассмотреть прохождение техники безопасности, ГО и ЧС
– изучить порядок обследования пациента при подборе средств коррекции зрения различной сложности
– показать получение опыта ведения амбулаторной, регистрационной документации, в том числе электронной регистрационной карты;
– охарактеризовать получение опыта по сбору анамнеза;
рассмотреть порядок обследования зрительных функций у детей;
– изучить коррекцию аметропии и астигматизма контактными линзами;
– дать оценку подбору контактных линз объективными и субъективными методами;
– рассмотреть получение практического опыта использования средств коррекции зрения и ухода за ними.
1. Прохождение техники безопасности, ГО и ЧС
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ, который действует в редакции от 23.06.2016, обязывает организации к следующему:
- планировать и принимать меры по защите сотрудников от чрезвычайных ситуаций;
- планировать, устраивать мероприятия для повышения устойчивости работы в случае ЧС;
- обеспечивать создание, поддержание в полной готовности сил и средств предупреждения, ликвидации чрезвычайной ситуации, а также теоретическую и практическую подготовку сотрудников (инструктажи, специальные курсы, учения, тренировочные мероприятия);
- создавать, поддерживать в постоянной готовности системы оповещения о чрезвычайной ситуации;
- обеспечивать проведение аварийно-спасательных, других работ на предприятии;
- финансировать мероприятия по защите работников от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечить создание финансовых и материальных резервов для ликвидации последствий;
- обеспечивать работников информацией о защите от ЧС, а также оповещать об угрозе их возникновения или о возникновении;
- оказывать содействие федеральным органам в деле установки средств оповещения, распространения информации и так далее.
При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации на территории организации ее руководителю вменяется в обязанность:
- ввести режим повышенной готовности;
- проинформировать о ситуации органы управления, силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий;
- принять решение об установлении уровня реагирования, других мер для защиты от чрезвычайной ситуации своих сотрудников или других лиц на территории организации.
Руководитель предприятия, а также назначенный им руководитель по ГО и ЧС несут ответственность за проведение всех мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
- Готовые решения по действующему законодательству
- Более 3 000 заполненных шаблонов
- Возможность задать вопрос в экспертную поддержку
Для обеспечения эффективной работы по гражданской обороне важную роль играют учебно-тематические стенды. Их задача – наглядно продемонстрировать сотрудникам, как вести себя в чрезвычайных условиях, как не допустить возникновения такой ситуации.
Стенды размещают в уголке по гражданской обороне в организации. Строгих требований к его оформлению нет. Тем не менее, сами стенды должны быть понятными, содержать актуальную информацию, а уголок в целом рекомендуется составлять из 8 основных разделов: оповещение; стихийные бедствия; авария; пожар; терроризм; защита; первая помощь; гражданская оборона.
Залог благоприятного исхода при ЧС – это быстрота реакции и координация действий, поэтому необходимо разработать схему оповещения. Какого-то единого образца такого документа не существует, поскольку у каждого предприятия своя структура, особенности режима работы. В Приложении 1 мы привели примерную схему оповещения сотрудников в случае чрезвычайной ситуации для предприятия.
Примерный перечень документов по гражданской обороне:
- План действий по предупреждению и ликвидации различных ЧС.
- План гражданской обороны, дополненный подробными приложениями.
- План мероприятий для обеспечения противопожарной безопасности на текущий год.
- Приказ о создании ГО на предприятии, назначении ответственных.
- Разработка перечня должностных обязанностей ответственного лица.
- Схема системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации.
- Точный расчет материального обеспечения, документы по выдачи средств защиты.
- Документы по созданию нештатных специальных аварийно-спасательных формирований.
- По вопросам обеспечения бесперебойного функционирования предприятия.
- Касающиеся проведения необходимых эвакуационных мероприятий.
- По обучению сотрудников действиям в случае ЧС.
- По противопожарным мероприятиям.
- По формированию дежурной диспетчерской службы в организации.
2. Порядок обследования пациента при подборе средств коррекции зрения различной сложности
Весь процесс подбора очков складывается из четырех этапов - обследования пациента до применения циклоплегических средств, в условиях циклоплегин, после прекращения циклоплегии и обследования пациента в изготовленных очках.
Рекомендуется следующий порядок обследования.
1. Определяют остроту зрения каждого глаза. При этом очень важно соблюдать единообразие методики и тщательно выполнять все правила исследования остроты зрения. Исследуемого просят сидеть прямо и спокойно, не прищуривая глаз, не наклоняя голову в стороны и не нагибаясь кпереди. У детей остроту зрения определяют по специальным знакам, о чем указывают в амбулаторной карте.
2. Проводят пробу с плюсовыми и минусовыми сферическими линза¬ми для ориентировочного определения вида и степени аметропии. Существенное повышение остроты зрения укажет, помимо того, на преимущественно рефракционную причину его ухудшения. При остроте зрения 1,0 или более определяют минимальную минусовую или максимальную плюсовую линзу, с которой достигается указанная острота зрения. Если острота зрения под влиянием сферических линз улучшается незначительно или вообще не улучшается, следует думать о наличии астигматизма, амблиопии или органических причин понижения зрения.
3. Назначают медикаментозные средства, расслабляющие аккомодацию. При первом исследовании рефракции у детей с целью назначения очков в качестве циклоплегического средства лучше применять 1% (детям до 6 лет 0,5%) раствор атропина сульфата. Его впускают по1 капле в оба глаза 2 раза в день утром и вечером на протяжении 3 дней и утром 4−го дня. В этот день проводят скиаскопическое исследование. При наличии косоглазия или псевдомиопии число дней инетилляций раствора атропина увеличивают до 7 и скиаскопическое исследование проводят на 4−й и 7−й дни после начала атропинизации. Если в указанные дни показатели скиаскопии совпадут, атропинизацию прекращают. При разнице в скиаскопических данных 4−го и 7−го дней 1 дптр. И больше атропинизацию продолжают до 10 дней. Если по каким-либо причинам (например, период занятий в школе) многодневная атропинизация неже¬лательна, то можно применять метод дробной инсталляции раствора атропина: 3 капли его впускают в глаз с 5−минутным интервалом и через 45 мин производят скиаскопическое исследование. Если появились признаки отравления атропином (резкое покраснение кожных покровов и слизистых оболочек, возбужденное состояние, сухость во рту), то инсталляции раствора атропина следует прекратить и произвести скиаскопию в условиях неполного его циклоплегического действия.
При повторных исследованиях рефракции целесообразно использовать 1-2% раствор циклоборина, 1% раствор гоматропина гидробромида или 0,25% раствор скополамина гидробромида. Эти растворы инсталлируют по 1 капле в оба глаза 2 раза с интервалом 10 мин. Рефракцию определяют через 45 мин. У взрослых ограничиваются применением указанных циклоплегических средств и при первом исследовании рефракции. У лиц старше 35-40 лет медикаментозное расслабление аккомодации производят лишь в крайних случаях, после предварительного измерения внутриглазного давления.
4. Производят объективное определение рефракции в условиях циклоплегии. Для этого используют главным образом скиаскопию, которую целесообразнее проводить плоским зеркалом либо электрическим скиаскопом. При расстоянии от скиаскопа до исследуемого глаза 1 м вносят поправку на 1,0 дптр, при расстоянии 67 см – на 1,5 дптр.
Для уточнения рефракции глаза при астигматизме рекомендуется теневая проба с астигматическими (цилиндрическими) линзами - так называемая цилиндроскиаскопия либо полосчатая скиаскопия («шрихскиаскопия»), которая осуществляется специальными скиаскопами, отбрасывающими на исследуемый глаз световую полоску; эта полоска может вращаться и менять свое направление. При отсутствии четкого движения тени или изменении этого движения в разных частях зрачка можно думать о неправильном астигматизме роговицы, помутнениях или смещении хрусталика.
Для объективного определения рефракции можно использовать также рефрактометр Хартингера. Нужно, однако, иметь в виду, что фикса¬ция исследуемым, близко расположенной от глаз оптической части реф¬рактометра вызывает усиленный импульс к напряжению аккомодации. Поэтому при исследовании на этом приборе даже в условиях циклоплегии обычно выявляется несколько более сильная рефракция, сдвинутая в сторону миопии.
Вместе с тем положение главных сечений глаза при астигматизме, а также степень астигматизма определяют при помощи рефрактометра достаточно точно. В качестве вспомогательного прибора используют и офтальмометр, однако не следует переоценивать его возможностей. При помощи этого прибора определяют только роговичный астигматизм, который, как правило, отличается от общего астигматизма глаза: общий прямой астигматизм бывает обычно несколько меньше, а общий обратный - несколько больше, чем роговичный астигматизм. Могут не совпадать, особенно при небольших степенях астигматизма (до 2,0-3 0 дптр), и направления главных меридианов для общего и роговичного стигматизма. Офтальмометр является ценным прибором при диагностике неправильного роговичного астигматизма и в особенности начальных стадий кератоконуса. В первом случае наблюдается искажение видимых фигур в приборе и расположение «главных сечений» не под прямым углом. Во втором, помимо того, отмечается большая величина преломляющей силы роговицы (47,0 дптр и выше).
5. В условиях циклоплегии проверяют остроту зрения каждого глаза без диафрагмы с линзами, полностью корригирующими аметропию. При этом линзодержатели пробной очковой оправы строго центрируют по зрачкам. Неисследуемый глаз прикрывают заслонкой. При отсутствии астигматизма в линзодержатель перед исследуемым глазом вводят сферическую линзу в точном соответствии с результатами скиаскопии и исследуют остроту зрения. Как
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная литература:
1. ГОСТ Р 51711-2001. «Линзы контактные мягкие окрашенные». Общие технические условия.
2. ГОСТ Р 52041-2003. «Линзы контактные». Методы определения основных параметров.
3. ГОСТ 28956-1991. «Линзы контактные». Термины и определения.
4. Давыдов В.А. Подбор очков: практические аспекты: [Текст ] / сост. В.А. Давыдов; пер. с англ. Т.А. Полуниной [и др. ]. – СПб.: ООО «РА «Веко», 2018. -252с.
5. Зикенбергер, В. Руководство по использованию щелевой лампы при подборе контактных линз(Текст) / Вольфганг Зикельбергер; перевод с немецкого Е.Катманн, Ю.В. Ратниковой.-СПб.:ООО «РИА «ВЕКО»«, 2017.-200с.
6. Кушель Т.К., Певко Д. Справочник медицинского оптика. Основы физической оптики. Физиология зрения. Контактная коррекция. Очковые линзы. Часть 1. 2017– 192 с. Типография КАРО.
7. Методическое пособие для оптика – мастера. Технологии изготовления очков. ООО «БМГ», 2017.-146с.
8. Мищенко Г.Н., Вардикова Е.А. Прекратите торговать...Для продавцов оптики. Пятигорск, 2020. - 143 с.
9. Мягков А.В., Парфенова Н.П., Демина Е.И. Руководство по медицинской оптике. Ч.1 . Основы оптометрии. – М.: Апрель, 2017.-205с.: ил.
10. Мягков А.В. Руководство по медицинской оптике. Ч.2 . Контактная коррекция зрения. – М.: Апрель, 2018.-321с.: ил.
11. Носенко И.А. Медицинская оптика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2018 .-238с.
12. Орлова Н.С., Осипов Г.И. Коррекция зрения: учебное пособие /Н.С. Орлова, Г.И. Осипов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ. 2018. – 232с.
13. Ринская Н.В. Настольная книга оптометриста. Алгоритм подбора рефракции. Учебное пособие по офтальмологии и оптометрии. Москва: FARB-IT, 2018-488с.
14. Рубан Э.Д. Сестринское дело в офтальмологии/Э.Д. Рубан, И.К. Гайнутдинов.- Ростов н/Д:Феникс, 2016.-352с. (среднее медицинское образование).
Дополнительные источники:
1. Рубан Э.Д. Глазные болезни: новейший справочник/Э.Д. Рубан.- Ростов н/Д:Феникс, 2016.-622с. (среднее медицинское образование).
2. Свердлик А.Я. Оптометрия для начинающих оптометристов. Учебное пособие. 2018г. – 364с., ил.
Интернет –ресурсы:
1. http://www.edu.ru. Российское образование. Федеральный образовательный портал.
2. «Консультант Плюс: Версия Проф», содержащей более 32 тысяч нормативных актов Российской Федерации. http://www.vadimstepanov.ru/library/special.htm
Журналы и справочники:
1. Оптика для профессионалов. Очковая и контактная коррекция зрения./Справочник. Вестник оптометрии, 2016.-65с optometry.ru.
2. Здравоохранение Российской Федерации Изд-во: Медицина. Год основания журнала:1957 Страна: Россия Город: Мосhttp://www.iprbookshop.ru/48791.html.
3. Российский медицинский журнал. Издательство: Медицина. Год основания журнала:1995Страна:Россия Город: Москва http://www.iprbookshop.ru/?&accessDenied.
4. Журнал «Современная оптометрия» ООО»РА «Веко» Санкт-Петербург http://st-petersburg.cataloxy.ru/firms/www.veko.ru.htm
5. Журнал «Вестник оптометрии». ООО «Линзпринт», М.. Год основания журнала: 2001.: http://www.optica4all.ru.