Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире. Практически каждая семья сталкивается с этой проблемой, когда приходит время отдавать ребенка в детский сад. Особенно с этим сталкиваются дети младшего дошкольного возраста. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими, очень боятся новизны. Адаптация к условиям детского сада зачастую проходит весьма болезненно. Задача педагога так организовать период адаптации, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка. Приход ребенка в детский сад, незнакомые дети, взрослые, вся обстановка вокруг вызывает у ребенка сильнейший стресс.
Актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью проблематики процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста, к условиям детского сада, социальным запросом эффективных педагогических методов, обуславливающих оптимизацию условий процесса адаптации. Анализ литературы показал, что большинством авторов в качестве переменных, влияющих на адаптацию, рассматриваются факторы физиологического характера (А.Ф. Белов, Ю.Ю. Бяловский, Л.Г Дикая, И.Г. Кумарина С.А. Шапкин) и 4 индивидуально-психологические особенности личности ребенка (Л.Г. Дикая, В.И. Ильичева, Е.Р. Калитиевская, С.А. Шапкин, Е. Шмид-Кольмер). Социальнопсихологические факторы анализируются только с позиции своеобразия новой, социальной среды, в которую вступают дети (М.М. Безруких, Е.Ю. Беликова, Н.В. Дубровинская, А.И. Захаров, Е.В. Сазонова, Д.А. Фарбер, Н.В. Чахмахчева). Вместе с тем, прямое влияние взрослого на качественные характеристики адаптации детей к детскому саду остается до конца не исследованным.
Цель исследования – разработать и внедрить в педагогический процесс проект деятельности педагога по организации адаптационного периода детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Объект исследования – процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению. Предмет исследования – деятельность педагога по организации адаптационного периода детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
База исследования. Исследование было организовано на базе второй младшей «Сибирячок» г.п. Белый Яр. В исследовании принимали участие 20 детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) из них 12 девочек и 8 мальчиков. Все дети посещают ДОУ с начала учебного года.
Результаты констатирующего этапа опытно-поискового исследования
В данном параграфе мы рассмотрим, как выдвинутый нами комплекс условий обеспечивает возможности взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации при реализации ряда выдвинутых нами условий.
Цель опытно-экспериментальной работы – определение влияния условий организации образовательного процесса в ДОО на взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Гипотетически, мы предположили, что взаимодействии педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации будет проходить более эффективно, если создать следующие педагогические условия:
1. Использовать игровых технологий для создания более комфортной и легкой адаптации у детей раннего возраста;
2. Формировать педагогическую компетентность родителей по проблеме адаптации детей раннего возраста активными методами.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап – констатирующий. Цель этого этапа эксперимента: изучение уровня адаптации детей раннего возраста. С этой целью мы провели методики на отслеживание и фиксирование начального уровня адаптации детей раннего возраста. Основные методы исследования на данном этапе: теоретический анализ литературы по проблеме, наблюдение, анкетирование родителей, опытно-экспериментальная работа.
Второй этап – формирующий, целью которого является системная работа по повышению адаптации детей раннего возраста к ДОО за счет реализации выделенных педагогических условий. Методы исследования на данном этапе: опытно-экспериментальная работа, прямое и косвенное наблюдение.
На третьем этапе – контрольном, предполагается фиксация результатов проведенной работы в виде повышения уровня сформированности адаптации детей раннего возраста. Основные методы исследования на данном этапе: прямое и косвенное наблюдение и самонаблюдение, опытно- экспериментальная работа, анкетирование родителей, наблюдение.
Важным шагом в осуществлении второй цели констатирующего этапа исследования явилось решение вопроса о критериях, позволяющих выявить первоначальный уровень адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Критерий является главным признаком измеряемого предмета или явления, а проявление основного признака выражает показатель.
Критерий (греч. kriterion – мерило для оценки чего-либо) – средство проверки утверждения, теоретического построения, практической деятельности [41].
В качестве диагностического инструментария мы выбрали методику А.В. Остроуховой. По мнению автора, успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. На основе данной диагностики нами были выделены следующие критерии: эмоциональный, поведенческий, физиологический аспект. Данные критерии представлены в таблице 1.
В качестве показателей принято считать то, что доступно восприятию, поэтому в качестве показателей адаптации детей раннего возраста к ДОО возраста мы рассматриваем глубину и объем, степень проявления качеств, частоту воспроизведения, самостоятельность умений. В качестве основного метода, используемого в диагностировании уровня адаптации, является метод наблюдения и анкетирование родителей.
Таблица 1
Критерии и показатели адаптации детей раннего возраста
Критерий Показатели
Эмоциональный компонент – Настроение ребенка;
– Наличие страхов;
– Желание ходить в детский сад.
Поведенческий компонент – Взаимоотношения со сверстниками;
– Взаимоотношения с педагогом;
– Поведение в группе.
Физиологический компонент – Характеристика сна;
– Характеристика аппетита;
– Частота заболеваемости ребенка.
Совокупность выбранных критериев позволила обеспечить проверку влияния педагогических условий на эффективность первоначального этапа адаптации детей раннего возраста к ДОО, процесс реализации которых мы рассмотрим в параграфе 2.2.
Планируя результаты первоначального этапа адаптации детей раннего возраста к ДОО, мы исходим из уровневого подхода. Это, прежде всего, обосновывается тем, что у детей раннего дошкольного возраста адаптация проходит с различной степенью сложности. В соответствии с видами адаптации к ДОО выделяем такие уровни как: легкая, средняя, тяжелая.
Все уровни взаимосвязаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий и включается в его состав. В таблице 2 содержится характеристика адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Таблица 2
Критериально-уровневая шкала адаптации детей раннего возраста к ДОО
Перейдем к описанию констатирующего этапа экспериментальной работы. Целью данного этапа являлось определение исходного уровня адаптации детей раннего возраста к ДОО. Для работы были выбраны две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы в количестве 11 человек каждой из групп. Первая группа была сформирована для проверки первого педагогического условия, вторая группа для реализации трех условий одновременно.
Результаты проведения наблюдения в контрольной и экспериментальной группе представим в таблице 3 и 4. Для обозначения уровня по каждому из критериев используем следующие обозначения: легкий уровень – «Л», средний уровень – «С», тяжелый уровень – «Т».
Таблица 3
Оценка уровня адаптации к ДОО на констатирующем этапе у детей экспериментальной группы
№ п/п Фамилия, имя ребенка Оценка уровня адаптации к ДОО Уровень адаптации к
ДОУ
1 критерий 2 критерий 3 критерий
1. Альберт Т С Т Т
2. Артём С С С С
3. Вика Т Т С Т
4. Вера С С Т С
5. Гриша Т Т Т Т
6. Галя Т С Т Т
7. Никита Т Т Т Т
8. Настя С Т Т Т
9. Оля Т С Т Т
10. Тимофей Л Л С Л
11. Юля С С С С
Таблица 4
Оценка уровня адаптации к ДОО на констатирующем этапе у детей контрольной группы
№
п/п Фамилия, имя
ребенка Оценка уровня адаптации к ДОО Уровень
адаптации к ДОО
1 критерий 2 критерий 3 критерий
1. Айдар Т С Т Т
2. Ваня Т Т Т Т
3. Вова Т Т С Т
4. Вит С С С С
5. Денис Т Т Т Т
6. Кира Т С Т Т
7. Лера С С С С
8. Маруся С Т Т Т
9. Настя Т С Т Т
10. Оля С Т Т Т
11. Платон С С Т С
На основании полученных данных дети были сгруппированы по трем уровням. Основанием такой дифференциации послужила качественная и количественная характеристика уровней. Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты констатирующего этапа эксперимента (в % отношении)
Группы Уровни
Легкий Средний Тяжелый
КГ 54,5 45,5 0
ЭГ 63,6 27,3 9,1
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал, что в экспериментальной группе к легкому уровню отнесено 1 ребенок (9,1%), а в контрольной нет таких детей. Ребенок приходит с хорошим, бодрым настроение в детский сад, у него нет страхов, связанных с посещением ДОО, с удовольствием взаимодействует со сверстниками и педагогом, правила поведения в группе соблюдаются ребенком. У ребенка хороший аппетит и сон, болеет не часто, состояние в течение дня хорошее.
К среднему уровню отнесено в экспериментальной группе 3 детей (27,3%), в контрольной – 45,5% (5 детей). Настроение ребенка колеблется, он может иногда капризничать в часы утреннего приема или днем, есть иногда проявляющийся страх, что мама за ним не придет. Ребенок взаимодействует и идет на контакт с педагогом и сверстниками по своему настроению, может замкнуться, не разговаривать, правила поведения также соблюдает по собственному настроению и желанию. Ребенок имеет переменчивый аппетит, если нет настроения, может не есть, засыпает с трудом, чаще болеет.
К тяжелому уровню к экспериментальной группе относятся 7 детей (63,6%), а к контрольной группе – 54,5% (6 детей). Ребенок с трудом ходит в детский сад, все время с плохим настроением, плачет, боится того, что мама за ним не придет. Ребенок не взаимодействует со сверстниками, тяжело идет на контакт с педагогом, проводит время один, не придерживается правил поведения в группе. Ребенок отказывается от еды в детском саду, не спит в ДОО или засыпает с большим трудом, часто и долгое время болеет.
Для большей наглядности полученные результаты на этапе констатирующего эксперимента представлены на рисунке (см. рис.1).
Рисунок 1 – Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы
Таким образом, наблюдение за деятельностью детей позволило выявить уровень адаптации детей раннего возраста. Эксперимент показал преобладание тяжелого уровня, что ниже реальных возможностей детей раннего возраста, о чём свидетельствует наличие детей, показавших достаточно высокие результаты.
Программа (проект) педагогической деятельности
Рассмотрев теоретические положения исследуемой проблемы, определив ее состояние в практике дошкольных образовательных организаций и выявив исходный уровень адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, сосредоточим свое внимание в данном параграфе на описании работы по реализации выявленных педагогических условий. В нашей работе были выделены следующие положения гипотезы:
1. Использовать игровых технологий для создания более комфортной и легкой адаптации у детей раннего возраста;
2. Формировать педагогическую компетентность родителей по проблеме адаптации детей раннего возраста активными методами.
С целью подтверждения и уточнения выдвинутой нами гипотезы мы провели экспериментальную работу, направления которой разработаны нами в соответствии с предложенными педагогическими условиями. Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 308 г. Челябинска» в ранней возрастной группе.
Второй этап нашей экспериментальной работы – формирующий имел цель: экспериментально проверить эффективность предложенных педагогических условий в повышении уровня адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
В ходе работы с детьми мы преследовали следующую цель: устранение причин дезадаптации, формирование условий для приспособления ребенка к условиям ДОО.
В свою очередь, опираясь на цель, нами были выявлены следующие задачи:
1. Формирование у детей позитивного эмоционального настроя, желания идти в детский сад.
2. Организация и проведение игр с детьми на формирование коммуникативных умений.
3. Координация работы специалистов ДОО по работе с детьми (педагог- психолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, руководитель по ИЗО).
Работа с детьми включала проведение работы по формированию позитивного эмоционального настроя, желания идти в детский сад, навыков общения.
Первоочередная задача воспитателя в работе с детьми – формирование эмоционального контакта, доверие детей к педагогу. Основная форма работы с детьми – игра. Использовались следующие виды игр:
– сюжетные;
– игры с водой;
– игры с песком;
– пальчиковые игры;
– игры с дидактическими игрушками;
– игры-забавы.
Помимо игр использовались такие формы работы с детьми, как:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В.Н. Аванесова. – М: Просвещение, 2005. – 176с.
2. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
3. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М.: Просвещение, 1991. – 228 с.
4. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
5. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. – Ярославль: Академия, 2001. – 295 с.
6. Васильева, Л.И. Эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к детскому саду / Л.И. Васильева, И.О. Маховская, Е.Ю. Яковлева // Психолог в детском саду. – 2011. – №3. – С. 102-116.
7. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Педобщество, 2003. – 240с.
8. Глебов, В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации / В. Глебов // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 11. – С. 116-120.
9. Гризин, Т. Участники адаптационного периода: ребёнок – родители
– педагоги / Т. Гризин, В. Бабаева // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 9. – С. 57-61.
10. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 25 с.
11. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы / Т. Доронова, Л. Голубева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. –№ 5.– С. 32-34.
12. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 12- 15
13. Евстратова, Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи / Е.А. Евстратова. – СПб.: Союз, 2003. – 276с.
14. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. – М.: Проспект, 2010. – 560 с.
15. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.
16. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи / О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.
17. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
18. Зубова, О.Л. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С.66-77.
19. Ильина, И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И.С. Ильина. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.
20. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении / Р. Калинина // Дошкольное воспитание. –2008. – №4. – С. 2-9
21. Карнаухова, В.К. Социальная технология адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского дома / В.К. Карнаухова, М.Д. Кушнарева // Научное обозрение. – 2007. – № 6. – С. 116-119.
22. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
23. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2005. – 176 с.
24. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Владос, 2004. – 416 с.
25. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина.
– М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112 с.
26. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / В. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. – №1. – С.34-37.
27. Кощеева, З.В. Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие / З.В. Кощеева. – Мн.: Зорныверасень, 2006. – 68с.
28. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
29. Логаш, Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста / Л. Логаш, Л. Опаловская // Дошкольное воспитание. –2007. – №9. – С. 42-44
30. Мингалева, Л.А. Обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к условиям детского сада / Л.А. Мингалева // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 10. – С. 56-60.
31. Мокрогузова, Т.В. Адаптация ребенка к ДОО / Т.В. Мокрогузова // Логопед. – 2013. – № 10. – С. 78-84.
32. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 688 с.
33. Новейший психолого-педагогический словарь / Под ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 928 с.
34. Островская, Т.В. Игровая методика введения детей в условия детского сада / Т.В. Островская // Психологическая наука и образование. – 2008. – №3. – С. 99-106.
35. Остроухова, А.В. Успешная адаптация / А.В. Остроухова // Обруч. – 2000. – №3. – С.16-18.
36. Павлова, Л. Второй год жизни: Мамина школа / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №8. – С. 104-110
37. Павлова, Л. О современной проблеме раннего возраста / Л. Павлова
// Дошкольное воспитание. – 2003. – №8. – С. 9-12
38. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
39. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.
40. Прохорова, С.Ю. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду / С.Ю. Прохорова. – М.: Скрипторий, 2011. – 104 с.
41. Психологический словарь / Под ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов на/Д: Феникс, 2003. – 640 с.
42. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Л. Пыжьянова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 14-16.
43. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина. – М.: Книголюб, 2000.
– 72с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
45. Рындак, В.Г. Педагогическое просвещение родителей: Педагогический всеобуч / В.Г. Рындак, М.Б. Насырова, Н.М. Михайлова, Н.М. Науменко; под ред. проф. В.А. Лабузова. – Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009 – 205 с.
46. Серова, И.Н. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ясельной группы массового детского сада / И.Н. Серова // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 68-74.
47. Сиротюк, А. Плоды просвещения / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. – 2006. – №1. – С. 70-78
48. Смирнова, Е.О Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2008. –
№3. – С. 85-98
49. Смирнова, Е.О. Социализация детей раннего возраста / Е.О. Смирнова // Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада: сб. – СПб.: Речь, 2003. – 221с.
50. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
51. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов на/Д: Юнити, 2003. – 382 с.
52. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2007. – 254 с.
53. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. – С. 46-51.
54. Тимофеева, Л.Л. Проблема адаптации к ДОУ детей раннего возраста / Л.Л. Тимофеева, О.В. Бережнова // Дошкольная педагогика. – 2013. –
№ 7. – С. 6-10.
55. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение: Владос, 2005. – 291 с.
56. Фалькович, Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Т.А. Фалькович. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г.
№ 1155. [Электронный ресурс]http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart- dok.html
58. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/179146/
59. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
60. Шакина, Н.В. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды первой младшей группы детского сада / Н.В. Шакина, И.А. Степанова // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 2. – С. 47-54.