Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования профессионального самоопределения обучающихся, как процесса выбора личностью профессии и самореализации в ней, обусловлена практическим запросом, который сформировался в условиях перемен, происходящих в последние годы в России. Он тесно связан с переориентацией производства, исчезновением одних профессий и появлением других современных профессий. Большинство людей вынуждены менять профессии, переходить из одних профессиональных сфер в другие.
По утверждению А.Е. Голомшток, отсутствие подготовки кадров по востребованным профессиям объясняется: «невысокой престижностью необходимых профессий для промышленного региона (машиниста, электрика, газосварщика, токаря и др.), и отсутствием системной и планомерной работы в школе и в семье по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, вследствие чего выпускники школ, гимназий и лицеев затрудняются с выбором будущей профессии».
До настоящего времени психолого - педагогическое сопровождение в отечественной психологии и педагогике рассматривалось как помощь для развития личности в процессе обучения, так и социально - психологическая помощь. На сегодняшний день данное определение пользуется высоким спросом в сфере образования, по проблемам организации обучения и воспитания в контексте модернизации обучения. Появляется много исследований в данной области. Исследованиями в сфере психолого - педагогического сопровождения занимались такие авторы как:
Е. М. Дубовская, Л. А. Петровская, Р. В. Овчарова, Э. М. Александровская, М. Р. Битянова. Изучением в сфере профессионального самоопределения занимались С. Н. Чистякова, С. В. Сальцева, К. К. Платонов.
Практику я проходила в МАОУ СШ «Комплекс Покровский»
Директор: Митрохин Роман Валентинович
Место нахождения: Россия, 660043 г. Красноярск ул. Линейная, д. 99г
Телефон: 8 (391) 2220809 (доб.1001),
Е-mail: pr@153krsk.ru
Дата образования МАОУ СШ «Комплекс Покровский»: 19.03.2019 года
Учредитель: Администрация города Красноярска
Адрес: 660049, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 93
Телефон: 8 (391) 263-81-81
Сайт: http://admkrsk.ru
Е-mail: guo@admkrsk.ru
Руководитель главного управления образования администрации города Красноярска: Исполняющий обязанности руководителя Аксенова Марина Александровна
Наличие филиалов: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Комплекс Покровский» представительств и филиалов (в т.ч., находящихся за пределами РФ) - НЕ имеет.
Наименования представительств и филиалов образовательной организации, их место нахождения, режим и график работы, контактные телефоны, адреса электронной почты, адреса официальных сайтов - НЕ предусмотрены.
Режим работы: Понедельник- суббота 7.30-21.00. Воскресенье - выходной.
II. Профдиагностическое исследование
Комплексная диагностика профессионального самоопределения старшеклассников
Актуальность эмпирического исследования. Ежегодно юноши и девушки, завершившие обучение в образовательной организации, начинают искать применение своим способностям, умениям и знаниям «во взрослой жизни». Однако большая часть выпускников сталкивается с такой проблемой, которая связана с выбором профессии, профилем обучения и с выбором высших учебных заведений. Старшеклассники плохо представляют себе, как будет складываться их дальнейшая трудовая жизнь. Все мы знаем, что правильно выбранная профессия способствует реализации себя в жизни, достижению высших результатов в своей трудовой и профессиональной деятельности.
Актуальность нашей работы заключается в том, что одной работы по профориентации в учебных заведениях, это мало для профессионального самоопределения старшеклассников. Ведь современный рынок труда содержит множество новых профессий, и ежегодно эти списки пополняются новыми специальностями. Однако старшеклассники даже не имеют представления о новых профессиях, которые сейчас существуют. Одни обучающиеся твердо уверенны в своем выборе, другие же находятся в полном замешательстве. Поэтому на сегодняшний день для нынешних выпускников требуется очень серьезная работа по психолого- педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современного образования.
Цель: провести комплексную диагностику профессионального самоопределения старшеклассников
Задачи эмпирической части исследования:
Подобрать подходящие методики для диагностики;
Провести исследование на выборке испытуемых;
Проанализировать данные диагностики, определить уровень профессионального самоопределения старшеклассников;
Наше эмпирическое исследование состояло из следующих этапов:
Подбор методик для диагностики самоопределения старшеклассников;
Проведение констатирующего эксперимента посредством диагностики;
Анализ полученных результатов
Исследование проводилось: на базе МАОУ СШ, г. Красноярска, в ноябре 2021 года.
В исследовании принимало участие 50 обучающихся среди десятых классов, средний возраст которых составлял шестнадцать с половиной лет.
Для проведения исследования были подобраны следующие методики:
1.Методика профориентации личности «Карта интересов» (А. Е. Голомшток).
Методика предназначена для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. Голомшток выделяет 23 таких сферы: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника и электротехника (Приложение.1).
2.Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г. В. Резапкиной.
Методика направлена для выявления профессиональных склонностей по 6 шкалам, таким как: склонность к работе с людьми, к исследовательской деятельности, к практической деятельности, к эстетическим видам деятельности, к экстремальным видам деятельности и к планово- экономическим видам деятельности (Приложение 2).
3.Методика на определение профессионального типа личности Дж. Холланда в модификации Г. В. Резапкиной
Методика направлена на определение профессионального типа личности из 6 предложенных типов Г.В. Резапкиной: реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический.
Из каждой пары профессии нужно выбрать одну, наиболее привлекательную и отметить (Приложение 3).
Количественный и качественный анализ результатов
1.Результаты диагностики по методике «Карта интересов».
Диаграмма 1
Результаты диагностики «Карта интересов»
В диаграмме 1 представлены результаты диагностики интересов и склонностей десятых классов.
Таким образом, с помощью методики «Карта интересов» мы выявили, какие отрасли деятельности преобладают у десятого класса:
Биология, физика и техника встречается у 4 человек (7%);
Математика, педагогика, химия и иностранный язык встречается у 5 человек (8%);
Юриспруденция, экономика и общественная деятельность встречается у 3 человек (5%);
Медицина, журналистика, военная специальность, литература и строительство встречается у 5 человек (3%);
Электро и радиотехника, сценическое искусство, музыка, легкая и пищевая промышленность, изобразительное искусство и история встречается у 6 людей (2%).
2.Анализ результатов, полученных с помощью опросника «Профессиональные склонности»
Диаграмма 2
Результаты диагностики «Профессиональные склонности»
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арон, И.С. Методы психологического сопровождения профессионального самоопределения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2012/2/2925.phtml
2. Архипова, И.А. Лучшие тесты самодиагностики личности старшеклассников и студентов. Психологический практикум / И.А. Архипова – СПб.: Наука и техника, 2019. – 288 с.
3. Волкова, О. А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников / О. А. Волкова. // Молодой ученый. – 2020. – № 3 (293). – С. 407-408.
4. Воробьева, К.А. Коррекция агрессивного и девиантного поведения младших школьников в образовательных учреждениях / К.А. Воробьева // Воспитание школьников. – 2018. – № 4. – С. 45-49.
5. Гогицаева, О.У. Творчество и креативность как условие инновационного образования / О.У. Ггицаева // Инновационные технологии в системе высшего образования. - 2017. – № 4. – С. 47-49.
6. Гуревич, П.С. Психология: учебник / П.С. Гуревич. – М.: ЮнитиДана, 2018. – 319 с.
7. Денисенко, С. Ю. Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов / С. Ю. Денисенко, П. В. Косенко. // Образование и воспитание. – 2017. – № 3.1 (13.1). – С. 18-21.
8. Долгова, В.И. Исследование агрессивного поведения старших школьников / В.И. Долгова // Концепт. – 2018. – №. 31. – С. 121–125.
9. Дробот, Е.В. Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России / Е.В. Дробот, И.Н. Макаров // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 3. – С. 253-266.
10. Завражнов, В. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии / В. В. Завражнов, Г. А. Романова. // Молодой ученый. – 2016. – № 26 (130). – С. 590-592.
11. Караванова, Л.Ж. Психология: учебное пособие / Л.Ж. Караванова. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 264 с.
12. Карандашев, В.Н. Психология: введение в профессию: учебник и практикум / В.Н. Карандашев. – М.: Юрайт, 2016. – 430 с.
13. Кашапов, М.М. Профессиональное становление педагога. Психологоакмеологические основы: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М. М. Кашапов, Т. В. Огородова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 259 с.
14. Ковалева, Н. И. Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения старших школьников / Н. И. Ковалева, И. Н. Массарыгина. // Молодой ученый. – 2016. – № 11 (115). – С. 1756-1758
15. Костюнина, Е. А. Трудности профессионального самоопределения подростков / Е. А. Костюнина, Л. Г. Агеева. // Молодой ученый. – 2015. – № 20 (100). – С. 530-533.
16. Крысько, В.Г. Педагогика и психология: учебник / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2018. – 471 с.
17. Махлеева, Л. В. Профессиональное самоопределение школьников: сущность и содержание / Л. В. Махлеева. // Молодой ученый. – 2015. – № 24 (104). – С. 1088-1090.
18. Немов, Р.С. Психология: учебник в 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2016. – 641 с.
19. Петрова, Ю. И. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях / Ю. И. Петрова. // Молодой ученый. – 2016. – № 22 (126). – С. 224-227.
20. Пилюгина, Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях / Е. И. Пилюгина, М. Д. Иванова. // Молодой ученый. – 2017. – № 15 (149). – С. 619-623.
21. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/ samoopredelenie_i_professionalnaya_orientaciya_uchaschihsya/ .
22. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - М.: Педагогика, 2018. – 418 с.
23. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции / З. Фрейд. – М.: Наука, 2018. – 455 с.
24. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2018. – 575 с.