Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Я, ФИО, проходила практику с 18.11.2021 по 15.12.2021 в МДОУ «Детский сад №11 общеразвивающего вида» г. Ухта.
Наименование образовательной организации: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 общеразвивающего вида» (МДОУ "Д/с №11")
Заведующий Муниципальным дошкольным образовательным учреждением: Мезенцева Светлана Викторовна
Почтовый адрес: 169319, Республика Коми, г.Ухта, ул.Интернациональная, д.62
Электронная почта: uhta.mdou11@yandex.ru
Телефон для справок: кабинет заведующего (8216) 75-04-55
Режим работы организации: Понедельник-пятница с 07:00 до 19:00, суббота-воскресенье выходной
График работы руководителя: пн- пт с 7:00 до 19:00
Прием граждан по личным вопросам: среда с 16:00 до 19:00
Содержание образовательной деятельности определяется основной образовательной программой «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, представлена программой «Юный эколог», автора С.Н. Николаевой.
Укомплектованность кадрами: 24 воспитателя, 2 музыкальных руководителя, 1 инструктор по физической культуре. Высшее образование имеют– 29,6%. Высшая категория у 3,7%, первая категория – 66,6%. Молодой специалист – 18,5 %.
Методические пособия содержат возрастные характеристики детей, методику и описания инструментария диагностики личностного развития детей, конспекты мероприятий с вопросами, заданиями, играми, обеспечивающими социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое и физическое развитие дошкольников.
Нормативно-правовая база, определяющая деятельность психолога.
Мы проанализировали внутренние и внешние нормативные документы, регламентирующие работу психолога. Ниже представлена нормативно-правовая база на уровне образовательного учреждения.
1) Должностная инструкция педагога-психолога ОУ;
2) Положение о социально-психологической службе ОУ;
3) Перспективный календарный план работы педагога-психолога ОУ;
4) Конституция Российской Федерации;
5) Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
6) Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Цели и задачи психолога. Правила пользования информацией.
Основная цель – обеспечение психического и психологического здоровья детей.
Основные задачи :
1. Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста.
2. Развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.
3. Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата в детском саду, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенезе ситуаций успеха в той деятельности, которая является лично для него значимой.
4. Оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям.
Особенности организации рабочего места психолога ОО
В ходе прохождения практики я описала рабочее место психолога. Работает он отдельном кабинете площадью 27 м2. Помещение оформлено в зелёный цвет. Рабочее место психолога оснащено материально-техническим обеспечением: письменный и компьютерный столы, столы для учеников в количестве 7 штук, персональный компьютер, принтер, музыкальный центр. Также шкафы для хранения психологической информации и документов конфиденциального характера.
Также в кабинете психолога находится аудиотехника, аудиокассеты. В кабинете находится палатка, пять пуфиков, четыре мягких удобных кресла с высокой спинкой и мягкий диван. Ключевая область деятельности психолога данного образовательного учреждения – коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии.
В ходе наблюдения за работой психолога в процессе оказания психологического консультирования родителей и педагогов, мы пришли к выводу, что главной спецификой работы психолога в данном направлении является оказание помощи при развитии, обучении и воспитании детей независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь.
Циклограмма деятельности педагога-психолога
Дни недели Время проведения мероприятий Мероприятия Время работы
понедельник 8:00 - 9:00
9:00 -10:00
10:00-11:00
11.00 -12.30
12:30 -15:00 Индивидуальное консультирование родителей (по запросу).
Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа.
Занятия в группах развития (средние группы №1, №2).
Работа с педагогами, помощь в самообразовании.
Подготовка к развивающим занятиям, консультациям.
Анализ и обобщение полученных результатов, заполнение отчётной документации. 8.00 – 15.00
вторник 8:00 - 9:00
9:00 - 10:00
10:00 -11:00
11:00 -12:30
12:30 -13:00
13:00 -15:00 Наблюдение за детьми в группах.
Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа.
Занятия в период адаптации (первые младшие группы №1, №2).
Психологическое просвещение педагогов (по запросу).
Обработка полученных результатов.
Работа с документацией. Подготовка к коррекционно-развивающим занятиям. Обработка результатов тестирования. 8.00 – 15.00
среда 8:00 - 9:00
9:00-10:00
10:00-11:00
11:00-11:30
11:30-12:00
12:00 -13:00
13:00 – 15:00 Наблюдение за детьми в группах.
Подготовка к коррекционно-развивающим занятиям.
Занятия в группах развития (старшая, подготовительная группы).
Психологическое просвещение педагогов (по запросу).
Обработка полученных результатов.
Самообразование, анализ психолого-педагогической литературы.
Работа с документацией. Подготовка к занятиям и консультациям. 8.00 – 15.00
четверг 8:00 - 9:00
9:00 - 10:00
10:00-11:00
11:00 - 11:30
11:30-16:00 Индивидуальное консультирование родителей (по запросу).
Занятия в период адаптации (первые младшие группы №1, №2).
Коррекционно-развивающие занятия в группах развития (Средние группы №1,№2).
Психологическое просвещение педагогов (по запросу).
Подготовка к консультациям, собраниям, педсоветам, оформление материалов и уголков для педагогов и родителей, оформление результатов мониторинга, работа с документацией. 8.00 – 16.00
пятница 8.00 – 9.00
9.00 – 10.00
10:00-12:00
12:00-15:00 Работа с документацией.
Коррекционно-развивающие занятия в группах развития (старшая, подготовительная группы).
Медико-психолого-педагогический контроль (наблюдение и анализ взаимодействия воспитателей с детьми на занятии и в игре) в группах согласно графику.
Методическая работа (семинары, метод.объединения, работа в библиотеке, работа с документацией, разработка занятий, составление картотеки игр и упражнений). 8.00 –
Наблюдение за диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной работой педагога-психолога в образовательной организации.
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Определение психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
В ходе исследования нами были определены уровни психологической готовности детей к обучению в школе в разных возрастных группах. Были использованы следующие методики: «Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека» [4], «Графический диктант» Д.Б. Эльконина [10] и тест «Стандартная беседа нежновой» [7].
1. «Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека». Автор: Керн - Йирасек. Цель: выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций. Инструкция: ребенку предлагают выполнить три задания. Время на выполнение каждого задания не ограничено.При выполнении данного теста помощь оказывать запрещается. Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.
Оценка результатов: от 3-5 баллов оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе; 6-7 баллов - средний уровень готовности к школе, так называемый «зреющий»; 8-9 баллов - уровень готовности к школе ниже среднего; 10 и более баллов - ребенок оценивается как незрелый по психомоторному развитию.
2. Тест «Графический диктант». Автор: Д.Б. Эльконин. Цель: выявить умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Суть данной методики заключается в том, чтобы ребенок внимательно слушал педагога и выполнял его вербальные указания. Воспитатель говорит, на сколько клеточек и в какую сторону ребенок должен проводить линию. Проводится только та линия, которую он скажет. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.
Обработка результатов: низкий уровень - 0-3 балла, ниже среднего — 4-6 баллов, средний — 7-10 баллов, выше среднего — 11-13 баллов, высокий — 14-16 баллов.
3. Тест «Стандартная беседа нежновой». Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность. Суть данной методики: В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
Интерпретация результатов: результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована); 8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника); 4-0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).
В ходе исследования нами были определены уровни психологической готовности детей к обучению в школе в разных возрастных группах. Были использованы следующие методики: «Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека», «Графический диктант» Д.Б. Эльконина и тест «Стандартная беседа нежновой».
Результаты диагностики по методике «Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека».
В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 6-7 лет. Проведя диагностику по методике «Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека», мы получили следующие результаты: детей по психомоторному развитию незрелых не оказалось (0%), уровень готовности к школе ниже среднего у 4 человек (20%), средний уровень готовности – 5 человек (25 %), зрелых по психомоторному развитию – 11 человек (55%). Результаты диагностики представлены в таблице 1 (приложение 1).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А.И. Баркан. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с.
3. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: Аркти. - 2007. – 64 с.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. – 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога).
5. Диагностика готовности ребенка к школе: Электронный методический кейс/ О.А.Агафонова, Т.В.Гладырева, Т.В.Глухова, Е.В.Корепанова, О.В.Ожгихина, Т.С.Тамбовцева; Под ред. Т.В.Гладыревой, Т.С.Тамбовцевой. – Ижевск: МАУ ИМЦ «Альтернатива», 2020. – 142 с.
6. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей - М.: Мозайка- Синтез, 2008. – 134 с.
7. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе как психическое новообразование младшего школьного возраста // Вестник вятского государственного гуманитарного университета. –Киров: 2009. - №. 3-1. - С. 140-144
8. Лобанова А.В. Психолого-педагогические условия и методики развития готовности детей к обучению в школе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/23058 (дата обращения: 16.12.2021).
9. Малютина С.В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 63-65.
10. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] / под редакцией Д.И. Фельдштейна. – М.: Педагогика, издание 2-е стереотипное. – 1991. – 416 с.