Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью Практики является овладение необходимыми компетенциями, систематизация, обобщение и углубление теоретических знаний, а также сбор материалов для выполнения выпускной квалификационной работы.
1. База практики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2073» СП ДО детский сад «Колокольчик» открыт с 1980 года.
Осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ " Об Образовании", Типовым положением о дошкольном учреждении, , Уставом школы.
СП ДО «Колокольчик» реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой.
Наряду с ней используются программы, обеспечивающие максимальное развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников: «Юный эколог» - С.Н.Николаева, «Народная культура» - Т.А.Пигилова, «Музыкальные шедевры» - О.П.Радынова, «Развитие речи детей дошкольного возраста» - О.Ушакова, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева и нетрадиционные технологии. Методическая база учреждения полностью обеспечивает реализацию базисной программы, парциальных программ и технологий.
Учреждение функционирует в 12 часовом режиме с 7.00 до 19.00. Выходные дни: суббота, воскресенье.
В детском саду работает 5 групп дошкольного возраста( с 3 лет до 7 лет).
Основные направления деятельности:
1. Обеспечение доступности и качества образования.
2. Совершенствование воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.
3. Создание оптимальных условий для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, федеральных государственных требований образования.
Детский сад является следующим после семьи институтом социализации ребенка, а группа детского сада часто выступает как первая ступень его членства. Для личностного и социального развития ребенка очень важны сложившиеся отношения с первой в его жизни общественной формацией – группой детского сада – от этого во многом зависит его последующий путь, его дальнейшая судьба.
Психолого-педагогические условия реализации учебно-воспитательного процесса. Одним из важнейших требований являются именно психолого-педагогические. Ведь, действительно, очень важно, чтобы в образовательном учреждении между детьми, между детьми и педагогами, между педагогами и родителями детей поддерживались очень теплые отношения, основанные на взаимном уважении. Только в условиях взаимопонимания между всеми звеньями этой цепочки можно добиться искомой цели – вырастить и воспитать достойного культурного человека.
Педагогический состав в данном учреждении составляет 18 педагогов, из них – 1 старший воспитатель, 1 – учитель-логопед, 1 – музыкальный руководитель.
Педагоги обучают детей взаимодействовать друг с другом, развивают их как личность, формируют социально-приемлемые качества и стереотипы поведения. Роль педагогов в этом процессе неоценима.
К основным функциям современного педагога относятся: образовательная, информационная, координирующая, развивающая, коммуникативная, диагностическая, нормативная, рефлексивная, воспитательная.
Таким образом, педагоги ДОУ выполняют ряд важнейших функций, которые направлены на личностное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка.
Педагог должен обладать также определенными личностными качествами, которые смогут направить развитие детей в нужное русло. В зависимости от того, как педагог построит свое взаимодействие с детьми, будет зависеть полноценное развитие личности в более позднем возрасте.
2. Исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
2.1 Организация и методы исследования
Объектом данного исследования стал процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, а предметом исследования - дидактические игры и упражнения как средство развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи. Гипотезу выдвинули как эффективность работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была проведена экспериментальная работа. В исследовании решались следующие задачи:
1. Постановка проблемы и выбор методов исследования.
2. Сформировать экспериментальную группу.
3. Провести констатирующий эксперимент.
4. Выявить и систематизировать преобладающие нарушения в связной речи детей экспериментальной группы.
5. Проанализировать и оформить результаты произведенного исследования.
6. Сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
• Теоретические (анализ литературы по теме исследования).
• Организационные (организация эксперимента, отбор детей, выбор базы исследования).
• Биографические (сбор анкетных и анамнестических данных, представленных в медицинских картах детей).
• Эмпирические (наблюдение, беседа с педагогами, констатирующий эксперимент).
• Сравнительные (сравнение полученных результатов у детей экспериментальной группы).
• Количественные (количественная обработка данных эксперимента).
• Интерпретационные (качественный анализ результатов).
Экспериментальной базой являлось государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа № 2073", образовательная площадка "Колокольчик".
В исследовании приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием в возрасте 5-6 лет, в количестве 23 ребенка.
В исследовании была использована методика В.П. Глухова, направленная на изучение связной повествовательной речи.
2.2 Проведение трех этапов эксперимента
На первом констатирующем этапе была отобрана группа детей, у которых определялся актуальный уровень развития речи. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, стоит выделить следующие критерии: звуковая культура речи, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
Таким образом, можно сказать следующее – у детей дошкольного возраста отмечается небольшое отставание в формировании навыков связной речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.
Второй этап нашей экспериментальной работы – формирующий. Имеет цель - повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок.
В плане представлены темы недели, задачи по развитию звуковой культуры речи, словаря, грамматики, связной речи. План составлен на основе программ и методических пособий: «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» В.В. Гербова, «Занятия по развитию речи в детском саду» О.С. Ушакова.
3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекционным мероприятиям с применением игровой деятельности
3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам (психологам)
ОНР представляет собой специфические проявления речевой аномалии, при которой нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонематический строй.
Целью занятий с этими детьми является коррекция имеющихся у них речевых недостатков и подготовка к обучению в школе.
Лексические темы занятий спланированы так, что на протяжении двух лет обучения они изучаются дважды. Обусловлено это тем, что, несмотря на значительное продвижение в речевом развитии, дети подготовительной группы обнаруживают заметное отставание, как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении.
Это даёт возможность сформировать устойчивые грамматические навыки, расширить объём активного словаря, при этом при повторении на втором году обучения предусматривается постепенное усложнение совокупности лексического и грамматического материала.
Одновременно с развитием мышления у ребёнка совершенствуется способность связно выражать свои мысли.
Что мы понимаем под связной речью?
Под связной речью мы понимаем словесное выражение собственных мыслей, передачу содержания другим людям.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Игра – одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность не только детей дошкольного возраста, но и одна из основных – младшего школьного. Существует трёхступенчатая мотивация игры:
Назовите эти мотивации.
«Хочу!», «Надо!», «Могу!».
Именно это является основным механизмом её влияния на личность, секретом самовоспитания.
Отсюда легко вывести направления педагогического руководства игровой деятельностью:
Какие это направления?
• вовлекать детей в игру, использовать особые приёмы, побуждающие желание играть («Хочу играть!»);
• помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («Так надо!»);
• развивать творческий потенциал ребёнка в процессе игры, способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «Могу!».
Особая роль в обучении и воспитании детей отводится дидактическим играм.
Что такое дидактическая игра?
Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения.
Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность:
Что это за особенность?
Это цель.
Какая цель дидактических игр?
Цель дидактических игр – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.
Что такое содержание дидактической игры?
Содержание дидактической игры – это всегда осуществление какой-либо умственной задачи.
Именно дидактические игры помогают достичь желаемого результата в обучении детей, выступая своеобразной формой учебной деятельности.
Какое основное назначение дидактических игр?
Основное назначение дидактических игр – обеспечить упражняемость ребёнка в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
В дидактических играх есть возможность формировать новые знания. Каждая из игр решает конкретную задачу.
Подготовка ребёнка к школе – работа сложная, требующая терпения, системности в проведении занятий, а также совместной заинтересованности в её результате ребёнка и педагога.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет дидактическая игра. В ней содержится комплекс разнообразной деятельности ребёнка: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения ребёнка в игре.
3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям
Каждому из родителей, безусловно, хочется, чтобы их ребенок с желанием пошел в школу и успешно обучался. Часто родители думают, что главное – научить ребенка читать, а еще лучше – писать, и успех обеспечен.
На самом деле очень важно, чтобы ребенок был коммуникабельным, здоровым и познавательно активным. Для того чтобы этого достичь, ребенку необходимо овладеть связной, понятной для всех речью.
Ребенку необходимо внимание и регулярное общение со взрослым, так как это непосредственно влияет на развитие речи ребенка.
Несформированность связной речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности и познавательные возможности детей дошкольного возраста. Поэтому активное участие родителей в развитии связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеет важное значение для всего процесса обучения и воспитания.
Заключение
На основании проделанной работы можно сделать соответствующие выводы:
1. Речь связана со всей жизнью человека. Без сформированной речи и сформированных коммуникативных навыков человек не может полноценно общаться. Именно в овладении связной речью ребёнок учится реализовать основную функцию языка и речи – коммуникативную. Связная речь служит высшей формой мыслительной деятельности и является показателем уровня речевого и умственного развития ребёнка. Освоение связной речью считается главным условием благополучной подготовки детей к обучению в школе.
2. Сложно переоценить социальную значимость развития связной речи в формировании гармоничной личности. Развитие связной речи влияет и на воспитание, и на развитие интеллекта. Самым важным периодом развития речевой деятельности является период дошкольного детства, когда ребёнок впитывает и воспроизводит огромное количество информации.
3. В старшем дошкольном возрасте ребёнок учится владеть речью как средством общения, продолжает обогащать активный словарь, овладевает грамматически правильной диалогической и монологической речью, развивает интонационную и звуковую культуру. Все эти навыки особенно актуальны для следующей ступени образования.
4. Дидактические игры и упражнения является важным средством в обучении и развитии детей старшего дошкольного возраста и может быть использована для наиболее успешной организации развития речи.
5. На основании результатов первоначального этапа исследования была подобрана тематика и разработан комплекс игровых упражнений, которые направлены на развитие фразовой речи у детей старшей группы.
6. В ходе диагностики сформированности фразовой речи детей старшего дошкольного возраста мы обнаружили низкие показатели развития связной речи, что не соответствует современным повешенным требованиям к речевой компетентности дошкольников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.
2. Азарьева, В. В., Разработка комплексного подхода к оценке качества образования / В .В. Азарьева, А. Б. Звездова, Е.С. Мартюкова // Качество. Инновации. Образование. – 2016. – № 8-10 (135-137). – С. 5-10
3. Ананьева, Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс] / Т Ананьева. – URL: http://www.tananyeva.com/single-post/
4. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 c.
5. Базылевич, Т.Ф. Психология высших достижений личности.: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: Инфра-М, 2018. - 251 c.
6. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2017. - 624 c.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Академия, 2011. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 2012. - 255 с.
8. Бугайчук, Т. В. Концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования / Т. В. Бугайчук, О. А. Коряковцева, А. Ю. Куликов, 307 И. Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. 2016. – № 1. – С. 131-135.
9. Визель Т.Г. Нарушения приобретения речевых навыков и их распад (теоретический аспект) / Т.Г. Визель // Вестник угроведения. – 2015. – № 2 (21). – С. 149-163.
10. Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи, Изд. В. Секачев, 2016 г. – 16с.
11. Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Аст, 2021. — 576 с.
12. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада : планы занятий /. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010. - 130 с.
13. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд. - М.: Academia, 2018. - 224 c.
14. Глуханюк, Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2017. - 272 c.
15. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-7 лет. / Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Просвещение. 2011. - 324 с.
16. Гризик Т.И. Занимательная грамматика. - М.:Просвещение. 2012. - 170с.
17. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 c.
18. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М, 2018. - 448 c.
19. Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. - 160 c
20. Ильина, Т. А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования / Т. А. Ильина, Е. А. Сергеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 175-177.
21. Казакова, Е. И. Об измерении сформированности универсальных компетенций студентов вузов / Е. И. Казакова, И. Ю. Тарханова // Педагогика. – 2018. – № 9. – С. 79-83.
22. Караваева, Е. В. Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением» / Е. В. Караваева // Высшее образование в России. – 2017. – № 12 (218). – С. 5-12.
23. Кисляков, П.А. Психология развития человека как субъекта деятельности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова. - М.: Русайнс, 2018. - 184 c.
24. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
25. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2018. - 290 c.
26. Куликова, Т.А. Семейная педагогика: Учебник / Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2018. - 208 c.
27. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 336 c.
28. Леонтьев А.А.: Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. Издательство: Смысл, 2019 г. – 334с
29. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика на примере дисциплины.: Уч.-метод.пос. / Д.В. Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
30. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2019. - 583 c.
31. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. - М.: Academia, 2017. - 319 c.
32. Минюрова, С.А. Психология самопознания и саморазвития: Учебник / С.А. Минюрова. - М.: Флинта, 2016. - 480 c
33. Немов, Р.С. Общая психология в 3 т. том 2 в 4 кн.. книга 1. ощущения и восприятие: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 302 c.
34. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 192 c.
35. Павелко, Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров) / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2019. - 48 c.
36. Пикулева, О.А. Психология самопрезентации личности: Монография / О.А. Пикулева. - М.: Инфра-М, 2017. - 400 c.
37. Пономарева О. С. Менеджмент организации: к вопросу формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. — 2016. — № 4. — С. 481–483
38. Пономарева, О. С. Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития / О. С. Пономарева. / Педагогика высшей школы. — 2016. — № 2 (5). — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/32/931/ (дата обращения: 06.11.2021).
39. Программа «Мозаика» ,/ авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В Гребёнкина, И.А.Кильдышева .- 3-е изд. 2018 г. – 223с.
40. Резепов, И.Ш. Шпаргалки: общая психология / И.Ш. Резепов. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.
41. Речь в общении: норма, отклонения, коррекция. Памяти Н.И. Жинкина и Ю.Б. Некрасовой: Материалы Круглого стола ПИ РАО 7 ноября 2014 г. / Ред. Н.Л. Карпова, А.А. Голзицкая, копм. ред. Е.С. Семенюкова. – м.: Пи Рао, 2014. – 148 с.
42. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл.ред. В.В.Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – С. 555.
43. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2017. - 512 с.
44. Сковородкина, И.З. Педагогика: Учебник / И.З. Сковородкина. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
45. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2018. - 320 c.
46. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 228 c.
47. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева. - М.: Academia, 2017. - 576 c.
48. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина. М.: Юнити, 2016. - 224 c.
49. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Талызина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 190 с.
50. Творогова, Н.Д. Психология : Учебник / Н.Д. Творогова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2020. — 664 с.
51. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 161 с.
52. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе / Е.И. Тихомирова. - М.: Academia, 2018. - 206 c.
53. Утлик, Э.П. Психология личности: Учебник / Э.П. Утлик. - М.: Academia, 2018. - 448 c.
54. Ушинский, К. Д. Детский мир и хрестоматия в 2 ч. Часть 2 / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 300 с.
55. Ушакова, О.С. Занятия по развитию речи в детском саду : Кн. для воспитателей дет. сада / О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, А. И. Максаков и др.; Под ред. О. С. Ушаковой. - М. : Совершенство, 1999. - 362
56. Франкл В. Воля к смыслу/Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2019. — 368 с.
57. Харьков, Е.И., Филимонова Л.А., Балашова Н.А., Цибульская Н.Ю., Борисенко Н.А., Яскевич Р.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17304
58. Цветкова Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб. пособие / JI. С. Цветкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007 – 184с.
59. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
60. Штейнмец, А.Э. Общая психология: Учебное пособие / А.Э. Штейнмец. - М.: Академия, 2018. - 496 c.
61. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.
62. Эльконин Д.Б. Детская психология – М.: Просвещение, 2017. – 386 с.
63. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2018. – 445с.