Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Преддипломная практика была пройдена мною на базе государственного бюджетного профессионального учреждения «Тверской политехнический колледж». По типу это государственная бюджетная профессиональная образовательная организация, финансируемая субъектом Российской Федерации.
Учредитель – Министерство промышленности и торговли Тверской области.
Формы обучения – Очная (дневная), заочная (бюджетная и платная).
Число учащихся – 848 чел.
Лицензия бессрочная. Есть аккредитация.
Главное здание расположено по адресу: 170100, Тверь, Индустриальная ул., 9.
Официальный сайт – http://tpk-tver.ru/
Контактный e-mail – tver@tpk-tver.ru
Директор – Томашевич Елена Александровна.
Основная часть
Объектом эмпирического исследования выступила профессиональная самореализация. Предметом стали психологические факторы успешности профессиональной самореализации педагогов колледжа.
В качестве цели эмпирического исследования было определено: исследовать психологические факторы профессиональной самореализации на примере педагогов колледжа.
В роли общей гипотезы выступило предположение о том, что успешность профессиональной самореализации у педагогов колледжа определяется такими факторами как: интегральная удовлетворенность трудом, характер смысложизненных ориентаций, общая самоэффективность и степень удовлетворения основных потребностей.
Также были сформулированы следующие частные предположения:
- для опытных педагогов колледжа самым важным является целевая направленность жизни;
- ощущение продуктивности жизни и самореализации влияют на эффективность деятельности;
- для выборки опытных педагогов колледжа потребность в самовыражении важнее, чем высокий заработок;
- для выборки молодых педагогов колледжа важнее удовлетворенность рабочими условиями.
В рамках эмпирического исследования для достижения указанной цели и доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:
- разработать программу эмпирического исследования психологических факторов успешности профессиональной самореализации;
- выполнить диагностику особенностей профессиональной самореализации и факторов ее успешности;
- сформулировать практические рекомендации для служб персонала по психологическому сопровождению профессиональной самореализации сотрудников.
Эмпирическое исследование психологических факторов профессиональной самореализации было проведено на базе государственного бюджетного профессионального учреждения «Тверской политехнический колледж». Для проведения эмпирического исследования нами была сформирована выборка из 40 человек (12 мужчин и 28 женщин) с возрастным диапазоном от 22 до 56 лет. Образование у всех испытуемых – высшее. В выборку вошли педагоги колледжа. 32 человека состоят в браке, 5 находятся в разводе, 3 холосты. Дети есть у 30 испытуемых (у 24 человек дети еще несовершеннолетние, у 14 – совершеннолетние).
К тестированию педагоги были готовы в достаточной степени, потому что все принимали участие в исследовании при соблюдении принципов добровольности и конфиденциальности. В отношении участия в тестировании педагоги не искушенные, т.к. большинство сообщило, что не помнят, чтобы принимали участие в психологических исследованиях.
Основная группа – это опытные педагоги колледжа со стажем более 15 лет (в составе 19 человек). Контрольная группа – это молодые педагоги колледжа со стажем менее 5 лет (в составе 21 человека).
Для диагностики психологических факторов профессиональной самореализации педагогов колледжа были подобраны следующие методики:
1. Интегральная удовлетворенность трудом (автор: А.В. Батаршев)
2. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (авторы: Д. Крамбо, Л. Махолик; адаптация: Д.А Леонтьев)
3. Шкала общей само – эффективности. Шварцера-Ерусалема-Ромека
4. Иерархия потребностей. Диагностика степени удовлетворения основных потребностей. Метод парных сравнений В.В. Скворцова.
Дадим краткую характеристику данным методикам исследования.
Интегральная удовлетворенность трудом (автор: А.В. Батаршев)
Цель методики: данная методика позволяет оценить общую удовлетворенность своим трудом и ее составляющие.
Интегративным показателем, отражающим благополучие/неблагополучие личности в трудовом коллективе, является удовлетворенность трудом, которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др.
Шкалы: интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, удовлетворенность взаимоотношениями с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, предпочтение выполняемой работы высокому заработку, удовлетворенность условиями труда, профессиональная ответственность, общая удовлетворенность трудом
Интерпретация: Суждение об общей и парциальной удовлетворенности трудом (УТ) производится на основе сопоставления полученных баллов с максимальными показателями, приведенными в ключе обработки.
Методика СЖО
Цель методики: диагностика ведущих смысложизненных ориентаций респондентов.
Шкалы: Данная методика представляет собой 20 симметричных шкал-вопросов, состоящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля: цели в жизни, процесс жизни, результативность жизни или удовлетворенность самореализацией, локус контроля Я, локус контроля жизнь.
Шкала общей самоэффективности Шварцера-Ерусалема-Ромека
Цель методики: определение самооценки общей эффективности труда респондента.
Шкала: общая самоэффективность. В соответствии с теорией А. Бандуры, самоэффективность проявляется в том, как люди чувствуют, думают и действуют.
Иерархия потребностей. Диагностика степени удовлетворения основных потребностей. Метод парных сравнений В.В. Скворцова (модификация И.А. Акиндиновой).
Цель методики: методика предназначена для выявления актуальности базовых потребностей: материальных, потребности в безопасности, в самовыражении (самоактуализации).
Шкалы: материальное положение, потребность в безопасности, потребность в межличностных связях, потребность в уважении со стороны, потребность в самореализации.
Для статистической обработки данных был использован критерий Манна-Уитни и критерий Спирмена.
Первой проведенной в ходе тестирования испытуемых методикой выступила методика А.В. Батаршева «Интегральная удовлетворенность трудом».
У основной группы испытуемых (опытные педагоги) был обнаружен высокий уровень удовлетворенности по следующим параметрам: интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, удовлетворенность взаимоотношениями с руководством, профессиональная ответственность, общая удовлетворенность трудом. Средний уровень удовлетворенности в основной группе диагностирован по таким критериям как: уровень притязаний в профессиональной деятельности, предпочтение выполняемой работы высокому заработку, удовлетворенность условиями труда.
Рис. 1. Среднегрупповые результаты диагностики интегральной удовлетворенности трудом в основной и контрольной группе испытуемых
У контрольной группы испытуемых (молодые педагоги) был обнаружен высокий уровень удовлетворенности по следующим параметрам: интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, удовлетворенность взаимоотношениями с руководством, удовлетворенность условиями труда, профессиональная ответственность, общая удовлетворенность трудом.
Средний уровень удовлетворенности в контрольной группе диагностирован по таким критериям как: уровень притязаний в профессиональной деятельности, предпочтение выполняемой работы высокому заработку.
Следующей проведенной в ходе тестирования испытуемых методикой выступила методика Д. Крамбо и Л. Махолик в адаптации Т.А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентаций».
Смысложизненные ориентации основной группы испытуемых развиты чуть ниже нормативного уровня по всем параметрам: цели в жизни, процесс жизни, результативность жизни и самореализации, локус контроля Я, локус контроля жизнь, осмысленность жизни.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азарян, Н.А. Самореализация личности в профессиональной деятельности : затруднения и пути их преодоления / Н.А. Азарян // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 27. – С. 67–70.
2. Багирова, Г.Р.Г. Проблема профессиональной самореализации / Г.Р.Г. Багирова, Т.В. Юдеева // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 62–19. – С. 8–11.
3. Ишмухаметов, Р.Р. Проблемы самореализации личности / Р.Р. Ишмухаметов ; Забайкальский гос. гуманитарно-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. – М. : URSS, 2020. – 100 с.
4. Казанцева, Д.Б. Самореализация потенциала личности: социально-философский аспект : монограф. / Д.Б. Казанцева ; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Пензенский гос. ун-т» (ПГУ). – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 232 с.
5. Кебина, Н.А. Философия смысла и самореализация личности / Н.А. Кебина. – М. : Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2013. – 276 с.
6. Кораблева, Е.В. Продуктивная самореализация личности: философские аспекты : монограф. / Е.В. Кораблева ; Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Всероссийская гос. налоговая акад. М-ва финансов Российской Федерации». – М. : ВГНА Минфина России, 2019. – 177 с.
7. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности / Л.А. Коростылева. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2020. – 292 с.
8. Кудинов, С.И. Ценностно-смысловые предикторы самореализации личности / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов, С.Р. Айбазова. – М. : Российский ун-т дружбы народов, 2016. – 229 с.
9. Слободчиков, В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. – М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. – 395 с.
10. Ценностно-смысловой аспект профессиональной самореализации личности / А.В. Корнеева, Т.А. Косачева, О.А. Крюкова, Ю.А. Бахмутская // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 7. – С. 121–123.