Фрагмент для ознакомления
2
Методический комментарий к прослушанному уроку по литературе. Конспект урока №1.
Учитель: __________________
Дата проведения урока: 6 октября 2021
Класс: 5 «А»
Предмет: Литература
Тема: Ф.И. Тютчев. Противопоставление судеб человека и коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…».
Цели:
произвести анализ стихотворений Ф.И. Тютчева; познакомить обучающихся с новыми средствами художественной выразительности;
развивать умения анализировать лирическое произведение; устную речь; закреплять основные качества чтения (беглость, правильность, выразительность);
воспитывать уважение и любовь к родной природе.
Тип урока: урок-практикум с элементами исследования.
Оборудование урока: тетради, учебник.
В процессе урока происходит формирование следующих УУД:
Умение планировать и реализовывать учебную деятельность;
Целеполагание, умение формулировать и ставить себе учебную задачу и реализовывать ее;
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности (работа в паре, в группе, ведение конструктивного диалога, презентация результатов деятельности);
Умение работать с текстом;
Развитие гармоничной личности ученика.
Методы обучения: элементы метода критического мышления, метод творческого чтения, репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский в их сочетании.
Формы работы учащихся:
Работа в парах;
Работа в малых группах;
Презентация результатов, выполненных группой, обсуждение результатов;
Интерпретация (художественное чтение) текстов стихотворений Тютчева Ф.И. как результат выполненного группой задания, индивидуальная работа, рефлексия
Ход урока.
Орг. момент.
Проверка д/з
Сообщение темы и целей урока.
Перед вами два слова (ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК). Что они означают? Запишите свои ответы.
Используйте существительные, глаголы и прилагательные-эпитеты, характеризующие как природу, так и человека. А теперь запишите, как связаны и как взаимодействуют человек и природа.
-О чём же мы будем сегодня говорить?
Актуализация знаний
Учащиеся 5 класса пришли на второй по расписанию урок литературы, заняли свои места и приготовили на парте всё необходимое для урока. Консультанты в перемену обсудили с учителем результаты домашнего задания, выполненного в группах. Кабинет к уроку был оборудован проектором, ноутбуком и экраном. На окнах жалюзи были закрыты для демонстрации презентаций к уроку. Урок начался с приветствия учителя и учеников. Учитель обратил внимание на организацию рабочего места, выяснил, кто из учеников отсутствует и по каким причинам. Тему и основную цель своей деятельности учащиеся обозначили сами под умелым руководством учителя. Учитель задаёт вопрос, какими словами рассказ. Ребята быстро находят эти слова в тексте и записывают тему. Далее учитель организует мыслительную деятельность, связанную с формулировкой основной цели работы на уроке. Ребята определяют, что на уроке речь пойдёт.
Содержание и методика проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся была организована на каждом этапе урока. Была организована работа по проверке домашнего задания. Ребята оценивали пересказы и комментировали оценки. Была организована фронтальная работа с отдельными эпизодами, связанными с описанием. Ребята определяли ключевые, опорные слова, затем была организована самопроверка по опорам, использованным в компьютерной презентации. Затем была организована самостоятельная работа, ребятам было дано задание найти доказательства. Итогом работы стало коллективное составление таблицы с характеристикой. Ребята показали умение свободно ориентироваться в содержании произведения, чётко и полно отвечать на вопросы учителя, работать самостоятельно и комментировать ответы одноклассников, оценивать свои знания по критериям оценки.
Содержание и методика изучения новых знаний.
Новый материал учитель изложил устно с помощью компьютерной презентации, что позволило ему оформить содержание наглядно, образно и ярко. В ходе сообщения учитель прибегал к методам эвристической беседы. Темой и целью самостоятельного изучения на уроке были отличия главной героини то других героев. Ребята искали примеры из текста, а также нахождение противоположных качеств. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке учитель использовал различные способы и формы работы: проблемные вопросы на осмысление и восприятие содержания произведения, использование демонстрационного материала в виде компьютерной презентации, составление таблицы противоположных качеств главной героини. В процессе изучения нового материала проверка знаний и умений проводилась по опорным записям, таблицам и ключевым словам. Таким образом, у учащихся была возможность оценить самим свои знания.
Содержание и методика закрепления изученного материала.
В ходе закрепления изученного материала ребята приводили примеры, доказательства и аргументы, связанные с характеристикой главной героини и её роли в произведении. В ходе закрепления был использован метод фронтальной беседы, ученики активно включились в обсуждение вопросов. Затем была организована работа в группах. Каждая группа демонстрировала материал, который ученики подготовили в данному уроку, используя дополнительную литературу и справочный материал. Было задание
Содержание и методика домашнего задания.
Домашнее задание было спланировано на два варианта с общей для всех установкой – подготовиться к уроку внеклассного чтения
Учитель побуждал учащихся к формулировке темы, целей и задач урока, создавал проблемные ситуации, связанные с образом. Была продумана система вопросов с опорой на коллективное мышление учащихся. В ходе урока учитель привлекает внимание к ответам одноклассников. Умело и тонко учитель подводил учащихся к выводам и заключениям, необходимых для восприятия образа
Ответы одноклассников учащиеся комментировали объективно и доброжелательно. Ни у кого из учеников не проявились чувства обиды или неудовлетворения. Ребята сами отмечали свои недочёты. Манера поведения учителя, его отношение к учебному предмету способствовало формированию интереса учеников к художественной литературе. Учитель имеет стаж работы – 2 года преподавательской деятельности, в общении с учениками доброжелателен и тактичен, речь чёткая, эмоциональная и выразительная.
Рекомендации: Создавать на уроках нестандартные ситуации при использовании знаний;
Чаще обращаться к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.;
Учитывать дополнительные ответы по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала
Методический комментарий к прослушанному уроку по литературе. Конспект урока №2.
Учитель: __________________
Дата проведения урока: 7 октября 2021
Класс: 5 «А»
Предмет: Литература
Тема урока: Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева, или Уроки мудрости и доброты
Цель урока – создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий, развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, групповой работы.
Целеполагание – совместно с учащимися через систему проблемных вопросов:
• Природа – друг или враг?
• Спасение Васютки – чудо или закономерность?
• Какие уроки дает природа герою и читателю?
Совместный с учителем поиск ответа на эти вопросы привёл уч-ся к выводу: человек и природа находятся в неразрывной связи.
Цель урока диагностична, измеряема.
Создание мотивационного поля присутствовало как на стадии целеполагания, так и на отдельных этапах урока.
В содержании урока прослеживалась связь с жизнью, практической деятельностью. Имелась интеграция содержания (связь с искусством, природоведением). Содержание урока способствовало достижению учащимися как предметных результатов (научиться давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы; научиться выявлять художественную идею рассказа, состоящую в утверждении необходимости содружества человека и природы, умения быть настойчивым и действенным в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы сложных ситуациях; сформировать навык лексической и исследовательской работы с текстом), так и формированию метапредметных УУД: познавательных – уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков;
регулятивных – уметь соотносить свои знания с оставленной целью, комментировать полученную информацию, уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;
коммуникативных – уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе, оценивать действия партнёра;
личностных – формирование личностных ценностей на основе оценки содержания художественного произведения, поступков литературного героя.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная (самостоятельная).
Использование методов, приемов обучения:
- эвристический (поиск уч-ся ответов на проблемные вопросы)
- частично-поисковый (поиск необходимой информации в тексте)
- исследовательский (групповая работа, самостоятельная умственная активность уч-ся)
- диалогический (беседа);
- наглядный (знакомство с картинами выдающихся художников)
Этапы урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний, пробуждение интереса к теме
3. Работа по теме урока:
- исследовательская работа в группах;
- беседа
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
6. Заключительное слово учителя
Структура урока содействовала конечному результату урока. Наиболее удачными считаю этап актуализации знаний и исследовательскую работу в группах, так как в них особенно ярка была взаимообусловленность содержательной, методической и организационной сторон. На протяжении всего урока каждый ученик был включен в поиски решения проблемы, а значит в активную познавательную деятельность. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.
На уроке осуществлялась смена видов деятельности, прослеживалась их сочетаемость (чтение отрывков художественного произведения, письмо (запись выводов урока), пересказ с элементами анализа текста, поиск цитат в тексте)
Задачи воспитания (помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; воспитывать любовь к родному краю, природе) осуществлялись через создание дружеской, творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и учеников, через организацию групповых форм работы и создание в этих микроколлективах рабочей дружеской обстановки.
На уроке использовались три вида общения: учебное сотрудничество детей между собой, учебное сотрудничество со мной и сотрудничество школьника с самим собой, изменяющимся в процессе обучения.
Методический комментарий к прослушанному уроку по литературе. Конспект урока №3.
Учитель: __________________
Дата проведения урока: 8 октября 2021
Класс: 5 «А»
Предмет: Литература
Тема урока: Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Баллада «Кубок»
урок литературы был проведён в 5 «А» классе по теме «Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Баллада «Кубок»».
Это был урок изучения нового материала. В начале урока была поставлена цель: познакомить учащихся с началом жизненной и творческой биографии В. А. Жуковского, переводной балладой поэта «Кубок».
Задачи:
Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.
Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;
Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.
Были использованы такие средства обучения, как учебник, тетрадь, карточки, слайды для мультимедийной презентации.
Планируемые результаты:
– предметные – создание условия для интерпретации баллад Жуковского, научить выявлять драматический и исторический смысл баллад, приемы анализа литературного произведения;
– метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции,
выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;
– личностные – формирование духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений,
воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.
Основные понятия: жанр, баллада, эпитет, звукопись, историческое событие.
Межпредметные связи: литература, русский язык, история, ИЗО
Методы и педагогические технологии:
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов – работа по карточкам, которые дети сами выбирали.
(В.В. Фирсов),
компьютерные (новые информационные) технологии обучения-компьютер был использован (презентация)
технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова- на уроке был задан проблемный вопрос «Соответствует ли «Кубок» жанру баллады?»
групповые технологии
(В.К. Дьяченко)- задание по группам.
Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой)
объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод,
На уроке использовались виды работы: прослушивание и восприятие материала, беседа, практическая деятельность, ответы учащихся.
УУД (Универсальные учебные действия):
Коммуникативные УУД:
Целью УУД было научить детей
1.Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
2. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
3. Уметь оформлять свои мысли в письменной форме
Познавательные УУД:
1.Уметь проводить сравнение по заданным критериям
2. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
3. Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
Регулятивные УУД:
1.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
2. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленными целями и задачами. Время, отведённое на урок, было использовано рационально.
Содержание урока полностью соответствовало требованиям программы. Методы и приемы, используемые мною, полностью соответствовали задачам урока. Методы соответствовали содержанию урока, возрасту и уровню подготовки учащихся.
Методический комментарий к прослушанному уроку по литературе. Конспект урока №4.
Учитель: __________________
Дата проведения урока: 10 октября 2021
Класс: 5 «А»
Предмет: Литература
Тема урока: Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь».
Цель: знакомство творчеством А. А. Фета; показать необычность, красоту, яркость его поэзии.
Задачи:
Развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;
Учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;
Воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда.
Планируемые результаты урока:
Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Ориентируются в своей системе знаний.
Находят способ представления информации.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
Ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте)
Строить устное речевое высказывание;
Объяснять смысл слов и выражений с опорой на текст;
Определять чувства, мысли, переживания;
Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний.
Личностные:
Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Способствовать проявлению познавательной инициативы.
Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Создать условия для совместного решения учебной задачи.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка в группе: распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы.
Регулятивные:
Развивать умение с помощью учителя определять и формулировать тему, цель на уроке;
Проговаривать предполагаемые действия на уроке;
Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Метапредметные: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы).
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Формы работы: работа в группах, в парах, беседа.
Используемые методы по способу передачи информации: словесные: репродуктивный, частично-поисковый. Методы были ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом.
Приёмы: ассоциации, кластер, чтение с остановками, тонкие и толстые вопросы, верно- неверно, радуга, общая дискуссия.
Тема, цель, план урока были согласованы в обсуждении с учениками.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную деятельность. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. На уроке были разнообразные виды учебной деятельности.
Показать больше