Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях рынок образовательных услуг является тем объективным и неотъемлемым элементов экономики, без которого невозможно обеспечить конкурентоспособность на мировом рынке как страны в целом, так и продукции ее предприятий, отдельных ее субъектов. Сегодня это один из наиболее динамически развивающийся рынков, как в России, так и за рубежом. Как известно, рынок образовательных услуг способствует удовлетворению высших потребностей личности: «получение образования, духовное развитие, самореализация», что в свою очередь способствует решению «глобальных задач, связанных с социально-экономическим развитием государства, общества в целом».
Рынок образовательных услуг не стоит на месте, появляются новые форматы обучения, изменяются направления подготовки, что обусловлено вызовами нового времени.
Безусловно влияние на рынок образовательных услуг оказывает ситуация распространения COVID-19, которая ставит перед образованием новые задачи.
Тренды последних лет говорят о том, что абитуриенты – потребители образовательной услуги – стали более избирательны в выборе высших учебных заведений и образовательных программ. Абитуриенты являются полноправными потребителями, которые уделяют внимание стоимости образовательных услуг и ее обоснованности. Речь идет не только о покупателях услуги, но и о самих ее потребителях (абитуриентах).
Под воздействие всех вышеуказанных факторов перед вузами встает вопрос о более эффективной разработке политики позиционирования и продвижения своих образовательных услуг.
Как показывает анализ литературных источников, понятие рынок образовательная услуга является неоднозначным. Так, М.А. Павловская, О.А. Лыкова, И.М. Чукарина в своей статье «Рынок образовательных услуг: функции и дисфункции» под рынком образовательных услуг понимают «систему общественных отношений по передаче знаний, информации, умений и навыков, то есть некое пространство, в котором регулярно встречаются продавцы и покупатели образовательных услуг, организуется процесс торговли» .
Само понятие «образовательная услуга (ОУ)» также не является однозначным. Подробный анализ дефиниции приведен в статьях А.Н. Поздняковой «Образование и образовательные услуги: соотношение понятий» и И.Н. Красовского «Мировой рынок образовательных услуг» . Подведя итог анализа литературных источников, автором было дано следующее определение образовательной услуги: – это экономическо-социально категория, представляющая собой деятельность (действие), в процессе которой одно лицо (производитель, исполнитель, поставщик услуги) передает другому лицу (потребителю, заказчику, покупателю услуги) комплекс информации и знаний, нацеленный на развитие личности, духовный и интеллектуальный рост, овладение профессиональными умениями и навыками. Данное определение мы в своей работе принимаем за основное.
Региональный рынок образовательных услуг является одной из социально-экономических подсистем и тесно связанна с другими подсистемами (рынком труда, финансовым, потребительским рынком, рынком недвижимости и др.).
На сегодняшний день важное значение в социально-экономическом развитии регионов имеет возможность получать качественный «продукт» от деятельности высших учебных заведений и его использовать на благо территории. Следовательно, у работодателей постоянно растут требования, предъявляемые к выпускникам высшей школы, а это, в свою очередь, является сигналом к тому, чтобы высшие учебные заведения пересмотрели качество предоставляемых ими услуг.
Демографический фактор тоже не является последним среди механизмов, влияющих на развитие вузов. Так, например, в году, когда падает рождаемость, становится меньше выпускников школ, а соответственно и абитуриентов, и возникает жесткая борьба за каждого студента между вузами, рождается конкуренция. И основными критериями выбора ВУЗов становятся статус государственного высшего учебного заведения, хорошая репутация, использование современных технологий в образовательном процессе, востребованность выпускников вуза.
Сегодня сектор отечественного высшего образования достаточно уверенно растет каждый год: среднегодовой темп прироста в этом секторе с 2000 год по 2017 год составил 8,4 %. Это превышает темпы прироста в других секторах: в государственном – 5,5 %, предпринимательском – 3,1 %. В абсолютном выражении в 2017 году по сравнению с 2000 годом финансирование увеличилось в постоянных ценах в высшем образовании почти в 4 раза, в госсекторе – в 2,5 раза, в коммерческом – в 1,7 раза.
По данным Росстата для системы высшего образования в России характерна тенденция по снижению числа образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры и численности обучающихся в них.
Так число образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации за этот период снизилось на 374 ед. (на 33,5 %). Сокращение организаций высшего образования проходило практически равномерно на протяжении всего периода. Происходило сокращение числа организаций в связи с проводимой в этот период модернизацией системы высшего образования, направленной на снижение числа неэффективных организаций и укрупнения оставшихся.
Современному рынку образовательных услуг России присущ ряд тенденций. Одной из важнейших является повышение конкурентоспособности российских вузов по сравнению с зарубежными вузами и включение их в группу ведущих вузов мира. Второй тенденцией является укрупнение вузов и усиление горизонтальной интеграции путем создания так называемых «опорных» вузов (это так называемые федеральные университеты), что позволяет усовершенствовать кадровое и техническое обеспечение за счет дополнительного финансирования. Третья тенденция российского рынка образовательных услуг – увеличение финансирования за счет внебюджетных источников при одновременном снижении бюджетных ассигнований.
Названные тенденции присущи и регионам, в том числе и для вузов Тульской области. Тульская область в целом отражает общие тенденции на рынке образования, что и по всей России.
Система образования Тульской области представляет собой самый большой сегмент социальной сферы региона. Она включает в себя более 1300 образовательных организаций всех уровней. В них обучаются и воспитываются более 270 тыс. человек и занято около 25 тыс. педагогических работников.
Цель исследования - оценка современного состояния и основных направлений развития рынка образовательных услуг Тульской области, что позволит предложить научно обоснованные рекомендации, направленные на реализацию их внутренних и внешних возможностей развития рынка образовательных услуг.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. обобщить теоретические концепции развития рынка образовательных услуг и на этой основе провести анализ сущности и состояния развития рынка образовательных услуг как экономического субъекта;
2. выявить содержание образовательной услуги на рынке образовательных услуг;
3. раскрыть роль образовательных кластеров в развитии рынка образовательных услуг;
4. выработать направления активизации развития рынка образовательных услуг Тульской области.
Объектом исследования выступает современный российский рынок образовательных услуг.
Предмет исследования - совокупность социально-экономических отношений, складывающихся в процессе развития рынка образовательных услуг Тульской области.
Степень разработанности темы исследования. Различные аспекты развития рынка образовательных услуг разработаны в зарубежной экономической литературе (С. Барнет, Э. Графтон, Г.Джонсон, Б. Кларк, М. Норе и др.). Вместе с тем, интерес к проблематике исследования опирается и на обобщение трудов отечественных исследователей по различным направлениям развития рынка образования (работы И.С. Березина, О.В. Воронковой, Л.А.Захарчук, Л.H. Ивановой, О.В.Кониной, М.А.Лукашенко, A.M. Новикова, Е.В. Перминовой, Н.Н.Терещенко, О.Ю. Чернициной, Т.В. Фадиной и др.).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы состояния рынка образовательных услуг в экономике региона
1.1. Рынок образовательных услуг в системе экономической деятельности
Важнейшей составляющей человеческого капитала в целом является интеллектуальный капитал – совокупность накопленных образовательных и научно-инновационных характеристик, которые обеспечивают рост общественной производительности труд и генерируют поток доходов. Общие и профессиональные знании, навыки и умения, мастерство и опыт, т.е. то, что, составляет человеческий капитал, приобретается и увеличивается посредством инвестиций в человека. Рациональное развитие рыночных отношений и в РФ на современном этапе требует новых подходов к решению существующих сложных социально – экономических проблем, включая совершенствование высшего образования, выявления основных тенденций ее развития .
В условиях доминирования рыночных отношений одним из побудительных мотивов к получению профессионального, в том числе и высшего образования, являются экономические стимулы, поскольку образование во всех странах мира является гарантией занятости и обеспечения достойного уровня и качества жизни. Если процент безработных среди трудоспособного населения ФРГ в середине 2000 годов составляет 9% то среди лиц, не имеющих высшее образование, он достигал 19% по сравнению с 6% среди окончивших профессиональные школы и 4,8% среди обладателей дипломов высших учебных заведений. Во всем мире все более распространенным явлением становится получение молодыми людьми не одного, а нескольких дипломов, как по смежным, так и далеко отстоящим друг от друга специальностям. Коммерциализация высшего образования в нашей стране представляет собой основное средство устойчивого функционирования вузов как субъектов рыночных отношений. При этом коммерциализация следует считать лишь средством достижения главной цели - адаптации высшего образования к складывающейся новой социально – экономический среде, рационализации образования в духе рыночных принципов, включая достижение равновесия спроса и предложения, улучшение качества и обеспечение конкурентоспособности образовательных услуг в соответствии с запросами потребителей .
Реформирование системы высшей профессиональной школы РФ позволило ей вплотную подойти к осуществлению принципа непрерывности образования, который является одним из доминирующих в мировой системе. Его развитие обусловлено требованиями, предъявляемыми к специалисту ХХI века, в связи с диверсификацией научных знаний, усиливающимся синтезом технических наук, динамикой рождения новых идей, созданием новых конструкций, материалов, технологий, систем управления, их информационных средств и т.п.
В Российской Федерации в настоящее время успешно функционирует рынок образовательных услуг, сформированный под влиянием инноваций и прорывного развития информационных технологий. Необходимо отметить, что всестороннее развитие рынка образовательных услуг – мировой тренд, так как успешное развитие любой страны, ее экономики предполагает постоянное совершенствование сферы образования, как структуры формирующей интеллектуальный потенциал нации. Сегодня образование выступает мобилизационной отраслью национальной экономики, входящей в состав социальной сферы, которая содержит свою отличительную специфичность – реализацию образовательной деятельности. В эпоху поступательного развития мирового строя современное образование превращается в ключевой ресурс национальной экономики, является стержнем при формировании научного, научно-технического, кадрового и творческого потенциалов общества,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айдаргалиева Н. Г. Сущность и особенности образовательной услуги как социально-экономической категории / Н. Г. Айдаргалиева // Социально-экономические и гуманитарные науки : сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 28 октября 2019 года. – Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2019. – С. 44-49.
2. Батина О. В. Сущность и условия формирования рынка образовательных услуг / О. В. Батина // Теория и практика мировой науки. – 2019. – № 1. – С. 13-20.
3. Бондарь Е.Г. Особенности регулирования рынка образовательных услуг // Вестник научных конференций. - 2017. - № 9-2 (25). - С. 20-23.
4. Вагин Д.Ю., Яшкова Е.В., Савинова А.Д., Севастьянова А.Д. Особенности маркетинга в сфере образовательных услуг // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 3-1. С. 835-838.
5. Вершинина Я.А. Образовательные услуги: определение платности и бесплатности дополнительных образовательных услуг // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки: теория, методология, практика, инноватика. Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 185-192.
6. Демина С.П. Деформализация правил как угроза институциональной трансформации Российской экономики / С.П. Демина // Инновационная Россия: вызовы образованию и науке: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2011. - С. 148-154.
7. Демина С.П. Институциональный подход к исследованию рынка / С.П. Демина // Вестник ИНЖЕКОНА. Серия: Экономика. - 2012. - С. 331-333.
8. Демина С.П. Современное образование: тенденции и перспективы развития / С.П. Демина // Экономика и управление. - 2020. - №26 (10). - С. 1158-1163.
9. Демина С.П. Человеческий капитал: основные методологические подходы / С.П. Демина // Актуальные проблемы менеджмента, экономики и экономической безопасности: сборник материалов II Международной научной конференции. - 2020. - С. 158-161.
10. Демина С.П., Бондаренко В.С. Рынок образовательных услуг: детерминанты спроса и предложения // В сборнике: Образование и педагогика: теория и практика. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Чебоксары, 2020. С. 69-72.
11. Джураева Ш. А. Социально-экономическая сущность и ОБЩЕСТВЕННОЕ значение образовательной услуги / Ш. А. Джураева // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. – 2019. – № 1(24). – С. 52-59.
12. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. Москва, 2020
13. Жайлаубаева Г.М. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2019. С. 3971-3977.
14. Исакова В.В. Дополнительные платные образовательные услуги как способ формирования конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг // В сборнике: Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. 2019. С. 198-201.
15. Комарова О.В. Экономика образования: учебник для студентов высших учреждений, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.03 "Специальное (дефектологическое) образование", 44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)" (квалификация (степень) "бакалавр"). / О.В. Комарова, Н.И. Зырьянова. - М.: ИНФРА-М, 2016. 203 с.
16. Красовский И.Н. Мировой рынок образовательных услуг // Менеджмент предпринимательской деятельности: материалы XVII международной научно-практической конференции преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов. - Симферополь, 2019. - С. 290-292.
17. Лютых О. Ю. Рынок образовательных услуг: сущность и тенденции развития / О. Ю. Лютых, Т. А. Рудзитис // Наука и бизнес: пути развития. – 2019. – № 8(98). – С. 138-140.
18. Мескон М.Х., Альберт Майкл, Хедоури Франклин. Основы менеджмента: пер. с англ. 3-е изд. М.: ООО "ИД Вильямс", 2016. 672 с
19. Павловская М.А., Лыкова О.А., Чукарина И.М. Рынок образовательных услуг: функции и дисфункции // Современные тенденции развития системы образования: Сборник трудов Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2018. - С. 181-184.
20. Паспорт приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 мая 2017 г. № 6)) [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf
21. Потехина, Е. В. Некоторые аспекты и тенденции развития рынка образовательных услуг / Е. В. Потехина // Образование. Культура. Общество : сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 26 февраля 2021 года. – Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2021. – С. 56-58.
22. Позднякова А. Н. Образование и образовательные услуги: соотношение понятий // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2014. - Т. 1. - № 1 (11). - С. 258-265.
23. Радченко И. Н. Экономическая сущность категории "образовательная услуга" / И. Н. Радченко // Актуальные проблемы образования и науки в эпоху цифровизации экономики и пути ее решения : Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 14 ноября 2019 года. – Москва: ЧУ ВО «Институт государственного администрирования», 2020. – С. 269-277.
24. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2012 № 2006-р (ред. от 12.03.2016) "Об утверждении плана мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди мировых научно-образовательных центров" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137181/
25. Рожкова А.Ю., Васильева М.В. Имиджевые риски при переходе на цифровое образование: взгляд получателей образовательных услуг // Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. № 1 (29). С. 70-75.
26. Россия в цифрах. 2019: Крат.стат.сб./Росстат. - M., 2019. - 549 с.
27. Рустамов Н.Н.О. Роль рынка образовательных услуг в системе национальной экономики // Вопросы экономики и права. - 2018. - № 12 (126). - С. 96-100.
28. Социально-экономическое положение федеральных округов - 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/b17_20/Main.htm.
29. Тетерятников К.С., Камолов С.Г., Елисеева П.В. Россия на международном рынке образовательных услуг // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2020. № 3. С. 113-122.
30. Тетерятников К.С., Камолов С.Г., Елисеева П.В. Современные тенденции мирового рынка образовательных услуг // Международная экономика. - 2019. - № 12 [Электронный ресурс]. - URL: https://panor.ru/articles/sovremennye-tendentsii-mirovogo-rynka-obrazovatelnykh-uslug/32048.html
31. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru
32. Филиппов, В. Н. Развитие рынка образовательных услуг во взаимосвязи с потребностями экономики в квалифицированных кадрах (на примере Калининградской области) / В. Н. Филиппов, И. П. Филиппова // Проблемы межрегиональных связей. – 2021. – Т. 1. – № 15. – С. 52-54.
33. Эвиева Б.Э. Особенности поведения потребителей на рынке образовательных услуг / Б.Э. Эвиева // Финансовая экономика. - 2019. - № 1. - С. 125-128
34. Экономика образования: учебник / Н.В. Василенко, А.Я. Линьков. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 413 с.