Фрагмент для ознакомления
2
Определить место и роль психолога в дошкольной организации, его взаимодействие с другими специалистами.
В настоящее время, в связи с переходом на личностноориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора. Необходимость организовать взаимодействие педагога-психолога с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. В должностной инструкции определено, что педагог-психолог ДОУ: • Должен знать: методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими)… педагог-психолог оказывает консультативную помощь воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), … в решении конкретных проблем. • Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития воспитанников. • Участвует в формировании психологической культуры родителей (лиц, их заменяющих). • Участвует … в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). 12 Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2011 г.) содержат информацию о требованиях к психологопедагогическому обеспечению образовательного процесса, включающих построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, создания равных условий образования детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. В том же документе сказано, что «Воспитатели и педагог-психолог находятся в постоянном контакте с родителями воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013 г.) сделан акцент на психологопедагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс». Перечисленные документы определяют роль психолога в образовательном процессе и обеспечении психологического благополучия каждого ребенка, создании благоприятных условий для участия семьи в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении строится по следующим направлениям:
• Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей осуществляется в следующих формах: тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительский клуб, информирование о возрастных особенностях детей, о проблемах в развитии детей дошкольного возраста, психологической готовности к ДОУ, к обучению в школе и др.
• Психологическая профилактика – целенаправленная систематическая совместная работа психолога и педагогов по предупреждению возможных социально-психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата.
• Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей.
• Психологическая коррекция – систематическая целенаправленная работа психолога с детьми осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а так же в форме психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.
• Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций. Основная идея организации работы с родителями заключается в следующем: помочь развитию личности ребенка и родителей путем снятия ограничений и освобождения потенциала. Эта идея изменения выражается в различных терминах: развитие, рост, актуализация, интеграция и в целом представляет собой «некий общепризнанный ценностный конструкт, отражающий реинтеграцию личностного "Я" на основе нового опыта и готовности к восприятию нового опыта» (А. Ф. Бондаренко).
Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ
Направления деятельности педагога-психолога с руководителем ДОУ
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее до-стичь поставленной педагогическим коллективом цели.
2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного про-цесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
4. Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совме-стимости сотрудников).
5. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
6. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
7. Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ.
8. Предоставляет отчетную документацию.
9. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
10. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
11. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями раз-вития на ПМПК.
12. Участвует в комплектовании групп.
13. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образова-тельного процесса.
14. Участвует в городской экспериментальной площадке, научных работах, курсах повышения квалификации.
15. Участвует в учредительном совете новой системы оплаты труда.
16. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.
Со старшим воспитателем
1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ.
2. Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образо-вательные маршруты.
3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учрежде-нии и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педаго-гическим вопросам.
5. Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
6. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников об-разовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
7. Участвует в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.
8. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном уч-реждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
10. Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК (если на базе ДОУ есть ПМПК).
11. Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.
12. Участвует в психологическом сопровождении инновационной деятельности, городской экс-периментальной площадке.
13. Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
14. Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
15. Проводит психологическое сопровождение конкурсов ("Знай-ка!", "Веселые старты", "Воспитатель года" и т. д.).
16. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные техно-логии, ИКТ-технологии).
17. Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.
18. Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой.
19. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.
С воспитателем
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности УУД у до-школьников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образова-тельной траектории развития ребенка (в конце учебного года).
4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим на-правлениям их профессиональной деятельности.
5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблем-ные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
10. Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
11. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреж-дения у них эмоционального выгорания.
12. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
13. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
14. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные техно-логии, ИКТ-технологии).
15. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоцио-нального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
16. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, пра-вильная осанка и т. д.).
17. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация вни-мания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
2. Осуществляет психологическое сопровождение детей, особенно заикающихся, на музыкаль-ных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.
3. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для комбинированных и компенсирующих садов).
4. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упраж-нений на музыкальных занятиях.
5. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
6. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
7. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развле-чений и досуга, распределении ролей.
8. Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.
9. Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации дви-жений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
10. Участвует в проведении музыкальной терапии.
11. Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных заня-тиях.
12. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
13. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
С воспитателем по физическому воспитанию и инструктором по физической культуре
1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физиче-скому развитию в рамках ФГТ.
2. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
3. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия "здоровье" и влияния образа жизни на состояние здоровья.
4. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологи-ческих особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
5. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
6. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
7. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя соревнования между возрастными группами: старшей и подготовительной).
8. Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
9. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
10. Участвует в организации взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями и центрами (при наличии договора с ними).
11. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
12. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
13. Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне дет-ского сада).
14. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоцио-нального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
С социальным педагогом
1. Изучает психолого-медико-педагогические особенности и условия жизни детей.
2. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и свое-временно оказывает психолого-педагогическую помощь и поддержку.
3. Выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей и средой, специалистами разных социальных служб, ведомств и административных органов.
4. Определяет задачи, формы, методы социально-психологической работы с детьми "группы риска".
5. Способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде.
6. Обеспечивает психологическую безопасность ребенка.
7. Взаимодействует с педагогами, родителями или лицами, их заменяющими, специалистами социальных служб.
8. Разрабатывает и на практике применяет для внутреннего пользования систему тестовых заданий для определения уровня социально-психологической адаптации ребенка для разных возрастных групп.
9. Оказывает психологическую помощь детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
С учителем-логопедом
Показать больше