Фрагмент для ознакомления
2
Тема 1: Массовые беспорядки
1. Определить вид спецоперации
Специальная операция – это комплекс оперативно-розыскных, разведывательных, а также контрразведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или нескольких районах с целью предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисной ситуации террористического характера, а также иного криминального характера, не связанной с терроризмом.
Подготовка и проведение таких операций охватывает большой круг разнообразных вопросов и требует высокой ответственности, твердого знания тактических приемов осуществления различных мероприятий и действий.
Виды специальных операций:
- по задержанию вооруженных преступников в различных условиях;
- по задержанию преступной группы, захватившей воздушное судно;
- по обнаружению и ликвидации диверсионно-разведывательных групп противника;
- по пресечению и ликвидации массовых беспорядков;
- по ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий.
Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых действий, в составе группировки сил и средств, в элементах ее боевого порядка, в организационной структуре группировки и т.д.
Этапы проведения специальных операций и их содержание
Вне зависимости от вида и особенностей, каждая специальная операция состоит из трех этапов:
- 1 этап – организация операции;
- 2 этап – ведение операции;
- 3 этап – завершение операции.
Содержание этапов специальной операции.
Этап 1. «Организация операции»
Получение задачи от старшего начальника включает:
- принятие решения на операцию;
- планирование операции;
- организация взаимодействия;
- организация боевого и материально-технического обеспечения;
- подготовка подразделений и сосредоточение сил и средств в районе предстоящих действий.
Этап 2. «Ведение операции»
- начинается с занятия элементами боевого порядка исходящих рубежей по установленному сигналу;
- каждый вид операции имеет свою строго определенную последовательность:
а) при захвате воздушного судна – в целях введения преступников в заблуждение и оказания на них психологического влияния – после чего преступники задерживаются или ликвидируются;
б) при нахождении преступника в укрытии – используется фактор внезапности;
в) в условиях активного сопротивления – операция осуществляется с оказанием на них психологического воздействия, т.е. с обращением к преступникам о немедленной сдаче, объявлением о применении против них оружия и спецсредств.
Этап 3. «Завершение операции»
- осмотр района операции;
- сбор подразделений;
- проверка личного состава, материальной части;
- подведение итогов;
- составление схемы боевых действий;
- подготовка донесений об окончании операции;
- разбор операции.
Для ведения боевых действий в специальной операции используются войсковые силы, в состав которых входят подразделения и части внутренних войск, специальные моторизированные части милиции, подразделения специального назначения, личный состав уголовного розыска, отделы борьбы с экономическими преступлениями (БЭП), работники исправительно-трудовых учреждений (ИТУ), подразделения противопожарной службы, сводные подразделения, временно сформированные из сотрудников различных органов и учреждений внутренних дел, а также учебных заведений.
По согласованию с местными органами власти и руководителями соответствующих министерств и ведомств, к действиям в специальных операциях могут привлекаться добровольные народные дружины, актов населения, подразделения Российской Армии, пограничных войск и Федеральная Служба Безопасности (ФСБ).
Рассмотрим спецоперацию по пресечению и ликвидации массовых беспорядков
Специальная операция по пресечению массовых беспорядков – это комплекс разведываемых, оперативных, следственных, профилактических и силовых мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел и иными привлекаемыми силами под руководством начальника оперативного штаба по единому плану в одном или нескольких местах, в целях недопущения (пресечения) со стороны бесчинствующей толпы актов насилия, организации погромов, поджогов, оказания вооруженного сопротивления представителям власти в нормализации обстановки и привлечения виновных к ответственности.
Для проведения специальной операции формируется группировка сил и средств на базе подразделений ППСП, ОМОН, ОВО, ГИБДД с привлечением личного состава оперативно-разыскных подразделений полиции, следственных подразделений, участковых уполномоченных полиции, подразделений внутренних войск МВД России, образовательных организаций МВД России.
2. Первоначальные действия сотрудников
Под организацией управления специальной деятельностью органов внутренних дел на первом (предварительном) этапе понимают комплекс действий руководителя по подготовке документов планирования и уточнения исходных данных в случае возникновения чрезвычайной обстановки, на последующих этапах – постоянное управленческое воздействие на подчиненных в ходе выполнения плана.
Организация управления начинается с планирования специальной деятельности, на основании которой проводят обучение всего рядового и начальствующего состава сил ОВД.
Перед началом планирования специальной деятельности по предотвращению и пресечению массовых беспорядков начальник УВД обязан провести определенную работу по выработке решений на предполагаемые (возможные) действия подчиненных в зависимости от условий чрезвычайной обстановки. В данном случае решение является алгоритмом возможного способа действий в определенной обстановке (какие массовые беспорядки могут произойти, какие действия необходимо предпринять для их предотвращения).
Рассмотрим в общих чертах эту работу, относящуюся к процессу выработки решения для планирования специальной деятельности УВД субъекта Российской Федерации, хотя это применимо и для любого горрайоргана. Следует учесть, что решение принимается начальником УВД, но в его выработке может принимать участие руководящий состав УВД (штаб сводного отряда УВД). В то же время окончательное решение по всем вопросам планирования деятельности сил и средств принадлежит только руководителю УВД.
Работа начальника УВД и оперативного штаба сводного отряда по выработке решения для планирования деятельности сил и средств по предотвращению и пресечению массовых беспорядков строится в следующей последовательности: уяснение задачи, производство необходимых расчетов времени и сил, оценка предполагаемой (возможной) обстановки. При необходимости для расчета сил и средств на определенных местах возможных действий органов внутренних дел проводят их рекогносцировку.
В результате данной работы принимают решение по планированию специальной деятельности сил и средств УВД в целом (в том числе и тактические действия сводного отряда УВД), для проведения специальных операций. Проводят работу по уяснению предстоящих задач при возможных действиях ОВД. Определяют возможный замысел планируемых специальных операций.
Конечной целью специальной деятельности сил и средств УВД является обеспечение общественной безопасности. Это может быть достигнуто проведением отдельных мероприятий, а при усложнении оперативной обстановки – проведением специальной операции при участии сил сводного отряда УВД, что и отражают в плане.
В этой связи ставят конкретные задачи нарядам, группам и подразделениям для их действий на любом этапе развития событий. На плане (схеме) города или на демонстрационных схемах мест, где может возникнуть необходимость применения сил и средств органов внутренних дел, определяют места сосредоточения, исходные районы, рубежи развертывания и исходные рубежи, рубежи начала действий для подразделений, групп и нарядов. Все задачи уточняют уже по ходу событий. Необходимо учитывать, что силы и средства должны быть готовы к выполнению и других задач по обеспечению общественной безопасности.
Место действий сил ОВД зависит от развития событий и возможного места возникновения массовых беспорядков. Поэтому планирование производят относительно возможных мест противоправных действий, которые классифицируют по определенным признакам и разделяют на несколько групп. Например, первую группу составляют места, имеющие большую площадь (площади, скверы, части улиц и др.), вторую группу – места на улицах, проспектах, перекрестках улиц; третью – места с массовым скоплением граждан (ж/д и речной вокзалы, автовокзал, аэропорт, рынки и др.); четвертую – места спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятий (стадионы, дворцы спорта и другие места сосредоточения зрителей); пятую – места, ограниченные различными строениями, небольшие по площади, с небольшим количеством подходов и подъездов; шестую – места возможных первоначальных сборов толпы для последующего движения к намеченным объектам (пустыри, различные площадки).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция о международной гражданской авиации. Чикаго, 1944г. (ICAO, Doc. 7300).
2. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна. Токио, 1963г. (ICAO, Doc. 8364).
3. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. Гаага, 1970г. (ICAO, Doc. 8920).
4. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Монреаль, 1971г. (ICAO, Doc. 8966).
5. Протокол к Монреальской конвенции 1971г. “О борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию”. Монреаль, 1988г. (ICAO, Doc. 9518).
6. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2001) // Консультант Плюс
7. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Консультант Плюс
8. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // Консультант Плюс
9. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 209-2023 годы (Утвержденный Президентом РФ 28.12.2018, № Пр – 2665) // Консультант Плюс
10. Воеводин Л.Д. Организация и проведение специальной операции по освобождению заложников. Меры по задержанию преступников и освобождению людей. Правила действия населения при захвате в заложники. - М.: Издательство МГУ, М-НОРМА, 2020. - 304 с.
11. Горева М.С. Штурм авиалайнера. М.: Академия, 2019. – 345 с.
12. Дятлов А.В. Э. - М.: НОРМА, 2019 - 624с.
13. Иванова М.С. Правоохранительная деятельность. - М.: 2020. - 496 с
14. Курочкина О.С. Захват вооруженных преступников преследованием – М.: ИНФРА-М, 2018. - 170 с.
15. Некрасов С.И. Правоохранительная деятельность. - М.: Юрайт-Издат, 2019. - 167 с.
16. Орлова А.В. Правоохранительная деятельность. - М.: Издательство НОРМА, 2019. - 300 стр.
17. Овсянко Д.М. Тактика действий ОВД по пресечению захвата. – М.: Дело, 2020. – 429 с.