Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
1. Цель, задачи практики, индивидуальные задания 3
2. Отчет по практике 4
2.1. Теоретико- методологические основы исследования проблемы 4
2.2. Методики исследования социометрического статуса в студенческой группе вуза/группе коллектива 13
2.3. Результаты проведенного исследования уровня социометрического статуса в студенческой группе вуза/группе коллектива 20
Заключение 27
Список используемых источников 29
Фрагмент для ознакомления
2
Взаимодействие человека и группы имеет большое значение в любой возрастной период. Развитие личности, включенной в социальные группы, отходит соответственно характера, требований и целей общества. Опыт социального взаимодействия личности приобретает в группе сверстников своеобразной модели общества. Этот процесс может протекать с разной степенью успешности. Социализация личности в группе как процесс освоения и реализации социальных норм и отношений составляет одну часть двуединого процесса социализации-индивидуализации, результатом которого является становление субъекта активного творческого действия. Лицо не просто адаптируется в группе сверстников, принятых в ее среде социальных нормах поведения, духовных ценностей, но и пропускает это через себя, вырабатывая индивидуальный путь реализации собственных социальных ценностей. Социализация представляется фактором личностного развития личности, определяет уровень и динамику становления индивида как личности с определенным социометричным статусом.
Социометрический статус является одним из важнейших параметров положения личности в группе сверстников. Наличие в группе (коллективе) лиц, которые занимают разные положения, неизбежно ставит вопрос о детерминации этих разниц, которые являются более важной междисциплинарной проблемой.
Изучением социометричного статуса занимались многие зарубежные и отечественные ученых (В. Бронфенбреннер, Н. Есть. Гронланд, Я. Л. Коломинський, С. А. Котик, Х. Лийметс, Г. Манн, У. С. Мерлин, Дж.Морено, М. М. Обозов, Л. С. Славина). Их исследования в основном направлены на установление взаивзаимосвязи между социометричним статусом и такими индивидуально-типологическими хахарактеристикам, как интровертивнисть-экстравертность (Г. В. Акопов), темперамент (С. А. Котик), эмоциональная экспансивность (Г. М. Обозов) и т.д. Доказано влияние уровня развития группы на структуру межличностных отношений (Я. Л. Коломинский, В. С. Мерлин и др.) [2].
Однако, на наш взгляд, мало изученным остается вопрос о том, каким образом происходит изменение социометричного статуса студентов.
Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, которые оказывают на человека различное по силе и по характеру влияние. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других. Непосредственное воздействие социальных факторов микросреды, малых групп имеет большое значение, поскольку оно опосредует действие факторов макроуровня, меняя их через свою призму. В малой группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально - психологическая совместимость и т.д.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов [Текст] / Галина Абрамова. — Москва: Академический Проект, 2002. — 359 с.: ил.
2. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений / У. Сек. Агеев. - М. : МГУ, 1989. - 239 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 376 с.
4. Андреенко Т.А., Ткачева Е.Г., Павленко Е.П., Аров В.С., Евтеева Т.Г. Социометрические измерения для управления структурой межличностных отношений в спортивной команде // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. №2 (180). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiometricheskie-izmereniya-dlya-upravleniya-strukturoy-mezhlichnostnyh-otnosheniy-v-sportivnoy-komande (дата обращения: 20.01.2022).
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]: Избр. психол. тр. / Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 3-е изд. — Москва: МПСИ; 2001. — 349 с.: ил.
6. Волков, И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях [Текст] / Игорь Волков, 1970. — 356 с.: ил. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Лев Выготский. — Москва: Педагогика, 1991. — 289 с.: ил.
7. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие [Текст] // Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Вохмянина — Москва: «Академия», 2018. — 98 с.
8. Жильцова, А.Д. Исследование эмоциональной стороны межличностных отношений в студенческой группе посредством социально-психологического метода социометрических измерений или социометрии / А. Д. Жильцова, В.А. Кочерова, Л.А. Лучникова // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. компетентностный подход : материалы конференции. - Пермь, 2017. - Т. 1. - С. 202-208.
9. Коваленко А. Б., Корнев Н. Н. Социальная психология : [учебник] /А. Б. Коваленко, Н. Н. Корнев. - К. : Микрос-СВС, 2006. - 400 с.
10. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Яков Коломинский– Минск, 1982. — 423 с.:
11. Сборник психологических тестов : пособие / сост. Е.Е.Миронова. - Минск : Женский институт ЭНВИЛА, 2005. - 155 с.