Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в РФ насчитывается более 120 тысяч библиотек. Библиотека - это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Деятельность библиотек имеет огромное значение для жизни общества. Существуя многие сотни лет, сохраняя для человечества книги и другие документы, в которых зафиксировано все то, что человечество открыло за многие тысячелетия: человеческие знания, научные открытия, истина веры. Поэтому библиотека является самоценным, самодостаточным учреждением, выполняя свою особую роль в обществе. Ее принято называть фундаментом человеческой культуры, то есть той основой, базой, на которой развивается человечество. Это хранительницы документальной памяти всех людей. Библиотеки содействуют реализации прав каждого человека на образование пользования достижениями культуры, на отдых, досуг, на получение информации. Они способствуют развитию науки, прогрессу всего общества и каждого отдельного человека.
1. История развития МБУК Арбажской центральной библиотеки им. А.П. Батуева
Арбажская центральная библиотека имени бывшего председателя губернской управы А. П. Батуева (1863-1896 г.г.) открылась 12 мая 1902 г. в селе Арбаж, располагая книжным фондом в 561 экземпляр. Где находилась библиотека-читальня неизвестно. Скорее всего, она размещалась при волостном правлении. Небольшой фонд был при Арбажской церкви, которым ведала просвирня Юферева. Читателями в то время были духовенство, учителя. Библиотеку посещали только мужчины, так как женщинам ходить в правление было не положено.
Заведующим бесплатной народной библиотекой-читальней был выбран земский начальник Алексей Николаевич Росницкий. 2 октября 1902 г. в помощь библиотекарю был создан библиотечный совет, членами которого были крестьяне Тимофей Тимофеевич Гагаринов, Яков Никитич Сысуев, священник отец Михаил Ермолин. Законоучители, учителя вели для крестьян чтения брошюр «О царе Давиде», «Святой Стефан Пермский», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Куликовская битва» и др.
В 1911 г. библиотекарем назначается женщина – Екатерина Бурдина. Библиотеку переводят из правления в дом Бурдиной, освободив для этого большую комнату. Помещение это было конечно непригодно для библиотеки-читальни, тем более, что фонд Батуевской библиотеки комплектовался неплохо, был полный, разнообразный. На год для библиотеки отпускалось 25 рублей для приобретения книг и 60 рублей на жалованье библиотекарю. В библиотеку стали чаще заходить женщины, девушки, интересоваться чтением и через год абонентов – женщин насчитывалось 44. Проработав немного, Бурдина уволилась. При передаче библиотеки был проверен книжный фонд, где имелись случаи утери книг из-за частых смен библиотекарей. Сроки чтения на дому книг не устанавливались и библиотекари затруднялись, когда требовать с читателя литературу. В 1913 году на каждого жителя Арбажа приходилось по 1/6 книги.
Сегодня, МБУК Арбажская центральная библиотека им. А.П. Батуева (МБУК Арбажская ЦБС) – это информационно-методический центр для библиотек района. Комплектует литературой сельские библиотеки и ведёт методическую работу: проводит семинары и производственные совещания.
2. Цель, задачи и основные функции библиотеки
Основная цель библиотеки МБУК Арбажская ЦБС: Создание единого информационно-образовательного пространства и организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей через библиотечные мероприятия, выставочную деятельность, индивидуальную и массовую работу с пользователями библиотеки.
Главная задача МБУК Арбажская ЦБС – формирование, сохранение и предоставление пользователям наиболее полного фонда учебной, учебно-методической, справочной и научно-популярной литературы в соответствии с профилем учебного заведения.
Основные задачи библиотеки
- содействие нравственному и эстетическому развитию читателей;
- обеспечение многообразия содержания образовательного процесса путем оперативного и качественного комплектования библиотечного и информационно-библиотечного обслуживания читателей;
- воспитание у учащихся информационной культуры чтения, умения пользоваться библиотекой;
- всемерное содействие повышению методического, педагогического мастерства учителей путем пропаганды педагогической литературы;
- систематическое повышение своего профессионального уровня;
- координация работы библиотеки с задачами школы, с преподавателями-предметниками, классными воспитателями, организаторами внеклассной работы;
- оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации
Основные функции библиотеки
1.Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели.
2. Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
3. Культурная – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
3. Направления и формы работы с читателями
Основное направление деятельности библиотеки МБУК Арбажская ЦБС:
- Патриотическое воспитание и формирование гражданской активности;
- правовое просвещение, профилактика правонарушений;
- популяризация здорового образа жизни;
- экологическое просвещение;
- краеведение;
- патриотическое воспитание;
- экологическое воспитание;
- профориентация;
- духовно –нравственное воспитание и др.
Патриотическое воспитание
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности школьника.
Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Краеведение: история, традиции, культура
В настоящее время краеведческая работа становится одним из важнейших направлений деятельности муниципальных библиотек. Краеведческая деятельность библиотек – часть профессиональной краеведческой деятельности, направленной на выявление, собирание и распространение знаний об истории своего края.
Краеведческая деятельность осуществляется в формах, свойственных библиотечной деятельности в целом. Целью краеведческой деятельности муниципальных библиотек является содействие политическому, экономическому, культурному развитию края, всестороннему исследованию края, выявлению и распространению ценного местного опыта в различных областях производственно-практической и общественной деятельности, краеведческому движению в крае.
Библиотечное краеведение как составная часть общего краеведения имеет цель выявить, собрать, сохранить и предоставить в пользование материалы, связанные по содержанию с определенной местностью, которая является родным краем для населения.
4. Внешняя деятельность библиотеки
В течение года в МБУК Арбажская ЦБС поддерживает тесную связь с различными организациями: Совет ветеранов, КЦСОН (центр социальной защиты населения), отдел по делам молодежи, школа искусств, музей, учебные заведения: средняя школа, колледж и т.д. Совместно проводит различные массовые мероприятия, участвовать в акциях, конкурсах, фестивалях.
5. Справочно-библиографическая и информационная деятельность
Информационно-библиографическая работа – основа деятельности библиотеки в МБУК Арбажской ЦБС. Основной задачей её остаётся – максимально полное удовлетворение информационных потребностей пользователей как с помощью обычных СБА, так и посредством использования новых информационных технологий.
На современном этапе развития общества огромное значение придается решению задач экологического воспитания. Универсальные фонды библиотек позволяют расширить представление читателей о многообразии форм живой и неживой природы, об отношении человека и природы, о мерах по ее охране.
Основная цель работы – формирование экологического сознания и мышления, экологической культуры личности и общества, воспитания бережного отношения каждого человека к природе.
Наша задача раскрыть для пользователей все ресурсы экологических знаний имеющихся в библиотеке, включая Интернет. В работе по воспитанию экологической культуры упор делать на молодых читателей, которые находятся в стадии формирования жизненных ценностей. Необходимо активизировать пропаганду духовно-нравственных ценностей, способствующей формированию экологической культуры, бережному отношению населения к окружающей среде, повышению личной ответственности граждан за сохранение и преумножение уникальностей природы.
6. Работа с каталогами и картотеками
Справочно-библиографический аппарат библиотек района обширен. В текущем году продолжится работа с алфавитным и систематическим каталогами. Регулярно будут пополняться картотеки СКС, краеведческая, стихов, цитат, сценариев, ряд тематических картотек и др. В течение года будет продолжена работа с накопительными тематическими папками: «люди нашего района», «Экология нашего района», «Культурная жизнь края», «Спортивная жизнь» и др.
Справочно-библиографическое обслуживание
Справочно-библиографическое обслуживание библиотеками района заключается в основном в выполнении библиографических справок. Для выполнения справок библиотекарями подбирается значительное количество литературы, по интересующим вопросам читателей.
Для учёта выданных справок в каждой библиотеке района ведётся «Тетрадь учёта справок».
Ежедневно вести учет библиографических справок и отказов, контролировать ведение этой работы в центральной районной библиотеке и в сельских библиотеках филиалах. По мере поступления новой литературы проводить обзоры и давать информацию в районную газету.
Основные направления и задачи работы в 2022 году:
- изучение состояния библиотечного дела в районе и его дальнейшее прогнозирование на основе анализа деятельности, как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом;
- координация работы всех библиотек, направленная на совершенствование библиотечного обслуживания, повышение квалификации библиотекарей;
- информирование и консультирование специалистов библиотек по всему спектру
Во время прохождения производственной практики я познакомилась с алфавитным каталогом.
7. Организация, технология и методика библиографической деятельности библиотеки
Во время прохождения практики изучалась также организация, технология и методика библиографической деятельности библиотеки базы-практики по следующим направлениям:
1. Подготовка и проведение устных обзоров литературы:
- обзор новых поступлений;
- рекомендационный обзор;
- информационный обзор;
-обзор библиографических пособий;
2. Подготавливала и проводила библиографические обзоры.
Рассмотрела основные этапы подготовки обзора:
-Выбор темы;
-Отбор Литературы;
- Группировка произведений печати;
- Предисловие (вступление);
- Основная часть;
- Составление конспекта обзора;
- Библиографическая характеристика произведений печати;
-Литературная обработка текста;
- заключение.
3. Познакомилась с планированием, учетом и отчетностью в библиографической деятельности библиотеки (отдельные разделы годового плана и отчета);
4. Выполняла разнообразные справки, которые поступали от читателей библиотеки (в большинстве случаев – тематические, фактографические, адресные, библиографические, тоже часть справок выполнено с помощью сети Интернет); Справочно- библиографический аппарат является обязательной структурой любой библиотеки. Он предназначен для удовлетворения разнообразных запросов пользователей. Справочно- библиографический аппарат раскрывает фонд библиотеки в различных аспектах.
5. Познакомилась с новыми информационными технологиями, которые могут использоваться в библиографической работе (электронные каталоги, информационные ресурсы библиотеки , банк данных правовой информации «Гарантн»).
8. Изучение и анализ работы комплектования, обработки и организации единого фонда
Библиотека осуществляет оперативное и качественное пополнение универсальных фондов библиотеки всеми видами отечественных и зарубежных изданий.
Познакомилась с задачами и организацией работы комплектования, обработки единого фонда библиотеки.
Основные задачи библиотеки:
- Приобретение социально значимой литературы;
- Приобретение новой литературы;
- Поиск новых источников комплектования;
- Пополнение фондов библиотеки изданиями, изданными на территории РФ, всех видах носителей информации в соответствии с профилем и информационными потребностями читателей;
- Мной выполнялась работа как:
- Заполнения учёта документов библиотеки;
- Приобретение новой литературы;
- Заполняла акты и списки;
- Поэтапно проводила заполнение всех документов.
9. Отчет о проведении Всероссийской акции «Библионочь»
9 библиотек МБУК Арбажская ЦБС приняли участие во Всероссийской акции «Библионочь», проходившей в восьмой раз. Официальная тема акции «Весь мир – театр».
В Арбажской центральной библиотеке им. А.П. Батуева посетителей заранее информировали о проведении акции «Библионочь». В фойе библиотеки была оформлена театральная тумба с программами мероприятий центральной и детской библиотек. Для участников Библионочи в центральной библиотеке работали три площадки. Мероприятия были посвящены театральному искусству и 210-летию со дня рождения Н.В. Гоголя.
Гоголь – личность неординарная, талант его многогранен, в этом убедились все, кто присутствовал на библиотечных посиделках «В гостях у Солохи». На вечере гости совершили увлекательное путешествие в мир Николая Васильевича Гоголя. Мир загадок и тайн, удивительных открытий и замечательных историй. Подача материала состояла из трёх частей: «Гоголь и театр», «Гоголь – гурман», «Гоголь и искусство». В первой части ведущие Л.В.Цыганкова и Л.А. Зевахина напомнили слушателям биографию Николая Васильевича и рассказали о его увлечении театром. Все драматические произведения писателя написаны в жанре комедии. Зрителям был показан отрывок из комедии «Женитьба», который исполнили библиотекари Т.Ю. Семёновых и О.Н. Пайгозина. Небольшой тест позволил выяснить, что гости знают литературных героев Гоголя, а так же известных артистов, игравших их. Далее присутствующие с интересом слушали материал о Гоголе-кулинаре и узнали много нового: Гоголь прекрасно готовил украинские кушанья, был гостеприимным хозяином и неисправимым сладкоежкой. Описание обедов и ужинов в произведениях Николая Васильевича детально колоритно, а как аппетитно и необычно ел вареники Пацюк гости увидели, посмотрев видеоролик. Далее ведущие пригласили гостей посетить хату Солохи (С.И.Токарева), которая не только провела кулинарную викторину по творчеству писателя, но и угостила всех варениками с картошкой.
В заключительной части ведущие рассказали о картине Иванова «Явление Христа народу», где есть персонаж, для которого позировал Гоголь. Присутствующие узнали о любви писателя к русским и украинским песням и слушали их в исполнении Л.А. Зевахиной. В заключении ведущие обратились к гостям со словами: «Читайте Гоголя больше. Его хоть всю жизнь читать можно, а всё что-то новое узнаешь». Участники мероприятия посетили выставку-инсталляцию «Гоголь и театр», которая была оформлена в виде фотозоны и сделали фотографии на память.
Продолжило акцию мероприятие под названием Театральная бессонница: «Царство театра, волшебное, дивное». Видео экскурсию в мир театра совершили школьники.
Гостям вечера была показана презентация, рассказывающая об истории развития театра, театральных жанрах, видах театра. Далее ведущая предложила совершить виртуально экскурсию по молодежному театру «Общество Свободных Актеров», г. Рига, панорамную прогулку по Большому театру оперы и балета, г. Москва. Чтобы поход в театр прошел без приключений, старшеклассники познакомились с театральным этикетом.
Продолжилось мероприятие просмотром видео сюжетов из спектаклей театров нового поколения: «Урок» Театр абсурда Эжену Ионеску; Ледовое шоу под руководством Ильи Авербуха «Ромео и Джульетта» по пьесе Уильяма Шекспира (665 лет исполняется 23 апреля); Дворец спорта в Лужниках, г. Москва; Конно-драматический театр «Велесо» под Санкт-Петербургом; Театр роботов в Городе роботов. И в заключение вечера гости познакомились с одним из древнейших видов театрального искусства – пантомимой.
Заключение
Сейчас наступил критический момент, когда необходимо по-новому взглянуть на библиотеки, определить функции, задачи, приоритет, в том числе приоритет в обслуживании читателей, а самое главное - постоянно доказывать обществу и налогоплательщикам важность для них библиотек, потенциал которых до сего дня использован далеко не полностью. Нужна новая философия, новое мышление в области библиотечного дела. Необходимо такое информационное общество, в котором и читателям, и библиотекарям будет обеспечено право получать любую информацию в любой точке России и в других странах. Библиотека должна непрерывно улучшать имидж профессии, повышать вопрос о совершенствовании всей системы непрерывного образования: профориентационной работы, среднего и высшего специального образования, повышения квалификации библиотечных работников.
Показать больше