Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству основан на применении полученных теоретических знаний на практике. Он включает в себя три части, связанные соответственно с рисованием, лепкой и аппликацией. Каждая часть включает в себя изготовление трёх изделий.
Приобщение младших школьников к национальным традициям и культурному наследию своего народа происходит в процессе освоения образовательного пространства, изучения комплекса учебных предметов и программ, создания своим трудом предметов народного творчества: игрушки, поделки, рисунки, предметы быта и пр. Обучение секретам изобразительного искусства в деле составления национального орнамента и узора помогают раскраски, трафареты, эскизы и т.д.
Всего в итоге практикум имеет описание технологии составления рисунков национального костюма, фото рисунков, примеры (9 шт.).
Получившиеся в итоге работы должны отражают различные технологии художественной обработки материалов и изобразительного искусства.
Структура отчета имеет введение, 3 части, список литературы
1. Рисование мамы с ребенком в русском народном костюме
Описание технологии занятия по рисованию с детьми дошкольного возраста: «Русский народный костюм»
Тема занятия — «русский Народный костюм»
Задание: Рисование мамы с ребенком в русском народном костюме.
Необходимые инструменты и материалы для проведения занятия: гуашь, акварель, масляная пастель, Формат А- 4.
Цели: изучить женский и мужской народный костюм Севера и Юга России, а также сформировать представления детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи проведения урока: Заложить основы становления духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом. Раскрыть заложенный в ребенке потенциал через включение в культуру собственного народа, его традиции и обряды. Познакомить с представителями разных народов нашей страны: жителями Крайнего Севера, народами европейской части России, Сибири и Алтая, юга России.
Рассказать о том, какой образ жизни они ведут, чем занимаются, во что одеваются. Научить устанавливать зависимость одежды (костюма) разных народов России от природных условий их проживания.
Актуальность изучения русской национальной одежды:
У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа.
Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа и его представления о прекрасном.
Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
1.1 Технология проведения урока и практическая работа с детьми:
1. Схематично постройте фигуру человека. Проведите вертикальную линию и разбейте ее на восемь отрезков. В верхнем делении нарисуйте голову, три следующих отрезка займет туловище, а оставшиеся четыре составляют ноги. Длина рук доходит до середины бедра. Для одетой фигуры необходимо лишь определить пропорции, не вырисовывая покрытые одеждой части тела.
2. Нарисуйте сарафан: от плеч идут две короткие лямки к прямому или фигурному вырезу лифа. Под грудью сарафан собран в складки, а к низу он сильно расширяется. Нарисуйте волнистую линию низа, изображая широкие мягкие складки ткани. От линии груди проведите лучеобразно расходящиеся линии складок. По центру и подолу сарафана пустите широкую узорную кайму
3. Теперь нужно нарисовать плечи и пышные рукава рубахи - они могут быть расширены сверху или, наоборот, внизу. Низ рукавов собран на манжету и образует объемный напуск. Другой вариант – широкие трапециевидные рукава, украшенные по низу широкой вышитой каймой. Верхняя часть рубахи, не закрытая сарафаном, тоже украшена солнцевидной вышивкой вокруг шеи.
4. Нарисуйте традиционную женскую прическу – ровный пробор волос, длинную косу, перекинутую через плечо наперед. Под косой на затылке расположите большой бант – его края видны спереди. А низ косы украсьте расшитым косником.
5. На голове изобразите красивый высокий кокошник сердцевидной или какой-либо иной формы. Край кокошника можно оформить фестончатой линией. Сбоку на кокошнике, а также по его краю вдоль лба могут идти короткие нитки бисера в виде бахромы. Украсьте кокошник растительным или геометрическим орнаментом, подчеркивающим его форму.
6. Мужской народный костюм начните рисовать с рубахи, заканчивающейся ниже пояса. Плечи нарисуйте более широкими, мужскими. Рукава рубахи, либо чуть расширенные к низу и прямые, либо собраны на манжете в сборку. Изобразите стоячий цилиндрический воротник и застежку на груди, расположенную слева. Обычно оба этих элемента украшены вышивкой или тесьмой.
7. Обязательная и немаловажная деталь мужского костюма – пояс или кушак. Им подпоясывали рубаху на талии. В праздничном варианте кушак богато украшали. Нарисуйте завязанный узлом пояс с двумя свисающими концами.
8. Далее рисуйте штаны – они широкие, заправлены в высокие сапоги или в тряпичные онучи, обмотанные вокруг голени, а сверху онучей надевались лапти. Онучи нарисуйте перевязанными узким шнурком характерными перекрещивающимися линиями. Штанины образуют над голенищами сапог или онучами небольшой объем – напуск из собранной ткани.
9. Обуйте изображаемого человека либо в мягкие сапоги с небольшими каблучками, либо в плетеные из золотистого лыка лапти. Постарайтесь точно передать плетение, ведь лапти – исконно русская обувь и является одним из самых типичных и узнаваемых элементов народного костюма.
10. Завершите рисунок изображением круглой прически «под горшок» и головного убора – картуза с узким околышем и украшенного цветком (такой убор характерен для городского костюма) или высокой, чуть сбитой набок шапки.
Раскрасить костюмы можно в самые разнообразные цвета, но с учетом того, что в старину использовались натуральные красители для окрашивания тканей, что не позволяло получать неестественно-яркие и искусственные цвета. Тем не менее костюмы не выглядели блеклыми. Очень популярным был красный цвет в сочетании с зелеными, золотистыми, коричневыми оттенками.
Рисунок 1 — Рисунок русского народного костюма
2. Роспись шаблона матрешки по мотивам Полхов-Майдана
Описание технологии занятия по рисованию с детьми дошкольного возраста: «Роспись шаблона матрешки по мотивам Полхов-Майдана»
Задание для занятия: Роспись шаблона матрешки по мотивам Полхов-Майдана.
Необходимые инструменты и материалы для проведения занятия: гуашь, бумага Формат А- 4, плоский контур предмета, картинки с элементами Полхов-Майданских узоров, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблоны рисунки Полхов-Майданских матрешек.
Цели:
1) Изучить традиционные приемы росписи и ее разнообразие
2) Знать общий стиль росписи. Понять особенности и принцип росписи при нанесении ее на плоский контур.
3) Уметь выполнять орнаментальное построение на плоском изображении, передавая характерные черты и своеобразие росписи.
Задачи: Образовательные:
- Знакомство с традиционными приемами Полхов–Майданской росписи - «наводка» (обводка рисунков черным цветом).
- Формировать умение рисовать основные элементы Полхов-Майданской росписи, сочетать в узоре цвета, характерные для данной росписи, получать зелёный и фиолетовый цвета путём наложения красок.
- Учить заполнять узором большую часть.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам.
- Развивать художественный вкус, чувство цвета и композиции при составлении узора.
Воспитательные:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Серия «Учебный курс». Ростов н /Д: Феликс, 2001 г. – 352 с.
2. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
3. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.
4. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.:«Просвещение», 2015.
5. Грибовсская А.А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2009
6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия. - 2010
7. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 2011
9. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
10. Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
11. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009
12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Электронный ресурс] /Т.С. Комарова. - М. Изд. Мозаика - Синтез, 2011.
13. Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. пособие для нач. проф. Образования / С.В.Фиталева, Д.А.Барабошина. – М.: Академия, 2000. – 208 с.
14. Декоративно прикладное искусство в саду часть 2. http://www.coolreferat.com.
15. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе. –
http://www.lib.ua-ru.net.
16. Дымковская игрушка [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://dymka.teploruk.ru.