Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Проведение самодиагностики выраженности профессиональных компетенций на начало практики.
Оценочная компетентностная карта бакалавра-практиканта
________________________________________________
(ФИО, Курс, Группа)
Формируемые компетенции Продвинутый уровень Сформированности компетенций Базовый уровень сформированности компетенций Пороговый уровень Сформированности компетенций
(87 - 100 баллов) (73 - 86 баллов) (60 - 72 баллов)
ОПК-5 Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
Обучающийся способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ПК-8 Способен к участию в коллективной работе по проектированию и реализации образовательных программ развития и воспитания обучающихся Обучающийся способен к коллективной работе по проектированию и реализации образовательных программ развития и воспитания обучающихся
Результат самодиагностики 87-100 баллов - продвинутый уровень
Рефлексивный анализ компетенций: я способна осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении, и способна к коллективной работе по проектированию и реализации образовательных программ развития и воспитания обучающихся.
Задание 2
Разработать совместно с педагогом-психологом (кураторами) консультации для родителей, обучающихся и педагогов с целью организации эффективного взаимодействия
Беседа с родителями: Ребенок ругается матом. Что делать родителям?
Мной осуществлялась помощь в проведении беседы с родителями учеников 1-8х классов. Присутствовало 53 человека.
Не нужно тешить себя иллюзиями, что выросший в культурной семье ребёнок не будет знать и применять пару-тройку матерных слов. И пусть ненормативная лексика находится в семье под запретом, она просачивается через социальный мир, в котором все мы с вами живём.
Как не прискорбно, матом разговаривали всегда, будь то древняя Русь или советский период, может, не так открыто, как сегодня. Но факт остаётся фактом. Согласно истории, на «всем понятном языке» говорили давно. И при этом запретные сегодня выражения не были тогда чем-то из ряда вон выходящим.
При помощи брани выгоняли чёрных духов, матом писали на берестяных грамотах, ругательные слова использовали в челобитных великим князьям, даже свадебные обряды без матерных слов не проходили! Да что говорить, режущее ухо всем известное слово на букву «Б» использовалось в славянском библейском тексте и богослужебных текстах православной церкви на Руси!
Сделать полностью нецензурным сквернословие решили только в 18 веке, когда отделили литературный язык от разговорного. Тем не менее, сегодня детские глаза натыкаются на непристойные слова не только в подъезде и лифте, но и в романах современных писателей. Даже классики грешили этим делом.
Детские уши слышат нецензурную брань не только в общественном транспорте, в детскому саду и в школе от друзей, но и с экранов телевизоров. Современный кинематограф не спешит заменить матерное слово «редисками» и «нехорошим человеком».
Матерный возраст и причины разговора на нецензурном языке
Ну и пусть филологи решат, что нецензурная речь – это часть нашей культуры, о чём до сих пор идут споры, это вовсе не значит, что мы должны на практике применять то, что мы знаем из теории.
У детского употребления режущей ухо лексики есть свой возраст и свои причины.
Малыши
Когда детсадовские детки начинают вставлять новые словечки, против которых бунтует наш мозг, падать в обморок и проваливаться сквозь землю точно не нужно! Трёх-пятилетки заводят дружбу с нехорошими словами неосознанно, тщательно передавая друг другу их по сарафанному радио в детском саду.
Спроси любого, что это значит, и они выпучат свои глазки и сделаю бровки «домиком», мол, а какая разница, Ваня и Маша так говорят, и я как все. И винить только самих себя, что где-то у вас там вылетело, а может знакомые в гостях не сдержались, не стоит. Малыши как губки, всё видят и слышат везде! А везде этих нехороших слов пруд пруди.
Младшие школьники
Нельзя наивно полагать, что детки постарше пяти, произнося крепкое словцо, не осознают, что они говорят. В этом возрасте они уже прекрасно понимают смысл произносимого. Тогда почему они это делают? В большинстве случаев это выплеск негативных эмоций и ни что иное, как неумелое привлечение к себе внимания.
Ближе к семи годам к эмоциям прибавляется протест. Мало того, что дети начинают пользоваться матерными словами осознанно, они это делают намеренно, все до единого понимая, что делать этого не стоит. Всё потому, что «не хочу как надо, хочу так, как хочу!». В общем, отстаивают свою независимость всеми способами, а применение нецензурных слов – один из самых простейших, как считает ещё не повзрослевшая головушка.
Где-то примерно с восьми до двенадцати без пяти минут подростки мудреют. Они начинают делить, где можно ругнуться, а где нельзя. Но пользоваться нецензурной лексикой продолжают. В компаниях и в соцсетях они пытаются выглядеть взрослыми, копируя старшее поколение, и при помощи запрещённых слов, как им кажется, чувствуют себя увереннее.
Подростки
После двенадцати матерный жаргон задерживается в речи, в основном, при эмоциях, например, для придания колорита в рассказах и анекдотах. Нецензурная лексика продолжает быть тем самым средством самоутверждения, которая позволяет не слыть «белой вороной».
Проходит время, и подросток делает выбор, оставляя мат в своём словарном запасе или полностью искоренив его из своей речи. И здесь немаловажное значение имеет воспитание и те меры, которые были вовремя предприняты родителями.
Как почистить детскую речь?
Факт налицо: ребёнок подружился с матерными словами. Есть, конечно, такие родители, которые махнут рукой: само пройдёт. Но многие мамы и папы, которые не готовы краснеть за своё невоспитанное чадо, задаются вопросом: как отучить?
Проще всего справиться с маленькими сквернословами. Можно с большой долей вероятности утверждать, что не придав в первый раз должного внимания оброненному слову, вам не придётся слышать его вновь. Другое дело, если ребёнок почувствует, что этой новинкой он смог проявить ваш интерес к его персоне. Тогда, скорее всего, это войдёт в привычку. Тут придётся объяснять, что слова-паразиты не должны жить в вашей семье. В маленьком возрасте дети обычно верят родителям и поступают, как им говорят взрослые.
Промежуточный совет для маленьких и почти больших – следить за своей, родительской, речью. Согласитесь, в 90% случаев откорректировать поведение ребёнка можно собственным примером, и тот же самый родительский пример может сыграть злую шутку. Так вот, если вы хотите, чтобы ещё пока непрочно укоренившиеся в детской речи неподобающие слова ушли раз и навсегда, заставьте себя, любимых, не пользоваться ими в быту. Не пользуетесь? Тогда как минимум вдвойне уже справляться будет проще!
Если с контролем над речью покончено, и ваша лексика стала чистой как весенний ручей, движемся дальше.
У ребёнка не очень, как вы считаете, подходящая компания, которая не вставляет матерные слова, а просто говорит на матах? Но это вовсе не повод, чтобы обвинить окружение ребёнка, повесив грехи на чужие плечи. Чтобы не стать врагом, его выбор друзей надо уважать.
Ваша задача – показать нелепость и неприглядность матерных слов, при помощи доводов выразить своё веское «фу» и убедить, что нецензурная речь – удел недалёких умом. Заложите ребёнку идею исправить их общение с друзьями и возможно, завтра еще вчера матерившаяся компания будет презирать ранее привычные слова. По крайней мере, если ребёнок не справится с воспитанием окружения, то скорее всего, он его поменяет, но уже из своих, а не ваших, соображений. Чем раньше вы сможете достучаться до детской души, еще хранящей чёткую грань между хорошим и плохим, заставляющей краснеть за плохие поступки, тем больше шансов, что друзей он станет подбирать правильно.
Контролируйте посещаемые сайты и просматриваемые программы. Существует же родительский компьютерный контроль! Рано или поздно матерящийся герой фильма или игры станет кумиром вашего ребёнка, и вы не успеете оглянуться, как ваше чадо станет умело сквернословить.
Когда ребёнок доказывает при помощи мата всему миру, что он уже взрослый, попробуйте сыграть на эмоциональных струнах и самолюбии, так скажем, «задеть за живое». Психологи советуют показать, что значит стать взрослым, быть гордым за себя, за свою страну, завоевать авторитет поступками, среди которых нет места таким словам. Попытаться убедить в том, что при помощи мата не растут, а навсегда остаются в детстве, когда бранятся от бессилия, потому что не хватает нормальных слов для убеждения. Но тут вы должны быть очень подкованы. Согласитесь, сегодня трудно нашим детям навязать кумиров, время пионерии и комсомольцев, когда свято верили, прошло.
Некоторые родители склоняются к тому, чтобы ограничить общение с проблемными детьми. Они правильно подбирают детский сад, тщательно анализируют будущую школу. Согласна, что в этом есть своя толика полезности. Но, как мне кажется, гораздо проще заложить в голову ребёнка культуру общения, нежели бороться с мельницами. Под каждую ситуацию соломы не подложишь!
Тема интересная и актуальная. Запланирована следующая беседа: «Субкультуры современных подростков».
Задание 3
Разработать и провести мероприятие для обучающихся, направленное на развитие личности и способностей ребенка
Тема мероприятия: «Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств»
Тип мероприятия: Изучение новых знаний
Цели мероприятия:
Образовательные: формировать представление об искусстве изображения как способе познания окружающего мира.
Развивающие: познакомить с видами изобразительного искусства, с художественными материалами и их выразительными возможностями.
Воспитательные: развивать интерес к изобразительному искусству как особому языку духовной культуры общества.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверин В. А. Психология личности [Текст]. – Санкт-Петербург: Дельта, 2014. – 90с.
2. Арнольдов А.И., Бочарова В.Г., Вульфов Б.З. Социальная педагогика: вопросы теории и практики [Текст].– Изд. доп. и перераб. - Москва: Педагогика, 2014. -378 с.
3. Бадрак, Валентин Антология гениальности / Валентин Бадрак. - М.: КВIЦ, 2005. - 480 c.
4. Бине, Альфред Определение уровня интеллекта у детей от 3 до 13 лет / Альфред Бине , Теодор Симон. - М.: Астер-Х, 2004. - 873 c.
5. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте: избранные психологические исследования [Текст]. – Mосква: Педагогика, 2015. – 267 с.
6. Гали Г.Ф. Организационно-педагогические условия деятельности педагогов с одаренными учащимися за рубежом / Г.Ф.Гали // Учебное пособие. - Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2011.
7. Гали Г.Ф. Учителя и родители одаренных детей: взаимодействие и взаимоотношения / Г.Ф.Гали // Магариф. - №5. - Казань: Издательство ОАО «Татмедиа», 2010.
8. Лаптева И.Д. Проблема воспитания позитивного отношения будущих учителей к культурным различиям / Лаптева, И.Д.// Научно-образовательное и культурное сотрудничество стран- участниц ШОС. XII Международная научно-практическая конференция: сборник статей.- Чита, 2014. – С. 94- 99.
9. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков [Текст]. – Москва: Педагогика и психология, 2013. – 115с. - Психология школьников
10. Лейтес, Натан Семенович Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Лейтес Натан Семенович. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2008. - 327 c.
11. Липский И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс [Текст] // Педагогика, 2001. -№1. – С.24 – 32
12. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Москва: Педагогика, 2002. - 378с.
13. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности [Текст]. – Москва: Академия, 2013. – 211 с.
14. Меде, В. Детская одаренность. Экспериментальные методы отбора одаренных детей / В. Меде, Г. Пиорковский. - М.: Работник просвещения, 2005. - 120 c.
15. Меерович, М. ТРИЗ. Технология творческого мышления / М. Меерович. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 424 c.
16. Меркулов, И. П. Когнитивные способности / И.П. Меркулов. - Москва: Машиностроение, 2005. - 184 c.
17. Никитин, А.А. Художественная одаренность / А.А. Никитин. - М.: Классика-XXI, 2010. - 533 c.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. - С.544-545
19. Смайльс, Самуэль Самостоятельная деятельность / Самуэль Смайльс. - М.: Издание книгопродавца В. В. Лепехина, 2018. - 528 c.
20. Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. - КонсультантПлюс
21. Тайна интеллекта. Размышления о возможностях человеческого разума. - М.: Фортуна-Пресс, Оригинал, 1996. - 590 c.
22. Туник, Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е.Е. Туник. - М.: Питер, 2013. - 997 c.
23. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур [Текст] // Практическая психология, 2016. -№ 9. – С. 6-11
24. Юркевич В.С. Проблемы диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога [Текст]. – Москва: ВЛАДОС, 2014. – 189 с.
25. Яковлев, Ф. И. Развитие способности к учению / Ф.И. Яковлев. - М.: Языки славянской культуры, 2012. - 125 c.